Статья:

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ НЕКРОФИЛИИ

Конференция: XLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Рожкова О.И., Серов А.П. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ НЕКРОФИЛИИ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(48). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/2(48).pdf (дата обращения: 17.08.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ НЕКРОФИЛИИ

Рожкова Ольга Игоревна
магистрант, Сибирский юридический университет, РФ, г. Омск
Серов Андрей Павлович
магистрант, Сибирский юридический университет, РФ, г. Омск
Пестерева Юлия Сергеевна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Сибирский юридический университет, РФ, г. Омск

 

Термин некрофилия происходит от двух древнегреческих слов и переводится как «любовь к мёртвым».

Данный термин был введён Крафт-Эбингом и изначально понимался как сексуальная девиация, заключающаяся в получении сексуального удовлетворения посредством совершения полового акта с трупом.

Впоследствии Эрих Фромм [6, с. 447] в своих работах расширил понимание некрофилии, под которую, по его мнению, подпадает любое влечение к мертвецам, к смерти, к неживому, даже если оно не имеет сексуальный характер.

В данном контексте некрофилия является антонимом биофилии, которую следует понимать как любовь к жизни, ко всему живому.

Немного скажем о сексуальной некрофилии (труположестве), изучением которой занимается сексология.

Она может проявляться в таких специфических формах как: некрофагия (поедание трупа), некросадизм (проявление агрессии по отношению к трупу) и некрофетишизм.

Любое реализованное проявление сексуальной некрофилии запрещено и квалифицируется по статье 244 Уголовного кодекса РФ – надругательство над телами умерших

По словам Эриха Фромма примерами несексуальной некрофилии могут быть – «желание находиться вблизи трупа, разглядывать его, прикасаться к нему и, наконец, специфическая страсть к расчленению мертвого тела».

Помимо этого, в своих работах Эрих Фромм [6, с. 447] выделяет ещё один вид некрофилии – социальная (общесоциальная) некрофилия, заключающаяся в том, что смерть рассматривается человеком как способ решения своих эгоистических, корыстных и иных личных целей. Примером такого рода некрофилии являются фигуры Сталина и Гитлера.

Антонян Ю. М. [3, с. 196], в свою очередь, трактует социальную некрофилию ещё шире. Он говорит, что некрофильскими могут быть не только отдельные личности, но также и группы, регионы, государства и даже эпохи. Антонян Ю. М. говорит следующее: «Некрофильской эпохой я признаю ту, где смерть (и угроза ее применения) становится основным регулятором отношений людей и управляет жизнью страны, когда смерть выступает в качестве основного способа реализации идей и решения возникающих проблем» [3, с. 195]. Примерами некрофильских эпох являются германский нацизм, советский большевизм, эпоха инквизиции и прочее.

Также Антонян Ю. М. наравне с указанными видами некрофилии выделяет ещё два [1, с. 52]: некрофилия как мотив убийства (её мы обозначим как гомицидная некрофилия) и некрофилия как мотив самоубийства (суицидная некрофилия).

В первом случае убийство происходит ради самого убийства [2, с. 211], при этом убийца руководствуется исключительно желанием убить, при этом какая-либо выгода преступника и личность жертвы не имеют никакого значения. Большинство серийных убийств носят именно некрофильский характер.

Одним из примеров некрофильских убийц Антонян Ю. М. приводит Николая Джумагалиева [2, с. 214]. Данный тип некрофилии является объектом изучения криминологии.

В случае некрофильского самоубийства, акт лишения себя жизни является, опять же, способом лишения жизненных проблем.

При этом человек видит суицид как единственным возможным и правильным способом решения проблемы.

Данный тип некрофилии изучается, конечно же, суицидологией.

На наш взгляд, исходя из анализа работ Антоняна Ю. М., можно выделить и ещё один вид некрофилии – познавательная (когнитивная) некрофилия, при которой человек «притягивается» к телам умерших в научном, профессиональном или житейско-познавательном плане.

Это может быть выражено в повышенном уделении внимания теме смерти, собирании информации о смертях, чтении некрологов и прочем.

Но существует и иное воззрение на виды некрофилии (с точки зрения синдрома характерологической некрофилии) [4, с. 57]:

  • Технотронная некрофилия – стремление ко всему механическому, тяга к замене «живого» общения с людьми на времяпрепровождение с техникой. В современном мире, где постепенно все сферы жизни кибернетизируются, данный вид некрофилии становится всё актуальнее.
  • Садистская некрофилия (в данном контексте не имеет ничего общего с некросадизмом) – стремление наблюдать за кровавыми сводками, кровавыми фильмами (например, «Пила») и прочее.
  • Гуманистическая некрофилия – стремление к замене общения с людьми на другие ценности.

В данной классификации делается упор на противопоставление некрофилии и биофилии, таким образом некрофилия представляется как бы «антибиофилией», то есть «любовью ко всему тому, что не является живым». Однако, на наш взгляд, здесь происходит подмена понятий, ведь понятие «мёртвое» не синонимично понятию «неживое».

Тот же самый камень не является ни живым, ни мёртвым (здесь сам по себе просится литературный пример – в своём романе «451 градус по Фаренгейту Рэй Брэдбери называл роботов-собак «неживыми и немёртвыми»).

Таким образом, считаем такое трактование некрофилии излишне расширительным.

Подводя итоги вышесказанного, мы можем заключить, что некрофилия является довольно обширным социально-психологическим понятием, подразумевающим тягу ко всему мёртвому, к трупам и к самой смерти.

Мы можем подразделить некрофилию на 6 видов:

1) сексуальная, 2) несексуальная, 3) социальная, 4) познавательная, 5) гомицидная и 6) суицидная некрофилии.

 

Список литературы:
1. Антонян Ю. М. Некрофилия: понятие, типология, объяснение // Общество и право. – 2016. – №3 (57). – С. 49-57
2. Антонян Ю. М. Некрофильские убийцы // Lex Russica. – 2016. – №7 (116) – С. 200-224
3. Антонян Ю. М. Садизм и некрофилия в механизме совершения убийств // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. – 2011. – №6 – С. 195-200
4. Мисюкевич Н. Д. Баланс жизни и смерти. Синдром характерологической некрофилии в медицинской практике // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – 2014. – №1 (4) – С. 55-58
5. Серов А.П. Объект надругательства над телами умерших и местами их захоронения // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(70). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(70).pdf
6. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности = The Anatomy of Human Destructiveness / Перевод / Авт. вступ. ст. П. С. Гуревич. — М.: Республика, 1994. — 447 с.