Статья:

PR в сфере психологии коммуникаций: отличие политической пропаганды от PR

Конференция: XXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Сиддики Д. PR в сфере психологии коммуникаций: отличие политической пропаганды от PR // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(23). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/12(23).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

PR в сфере психологии коммуникаций: отличие политической пропаганды от PR

Сиддики Джамшид
магистрант, Пятигорский государственный университет, РФ, г. Пятигорск
Боташева Асият Казиевна
научный руководитель, профессор, Пятигорский государственный университет, РФ, г. Пятигорск

 

Часто пропаганду и паблик рилейшнз (сокращенно PR) используют как близкородственные понятия, как синонимы. На самом деле, несмотря на то, что пропаганда и паблик рилейшнз тесно связаны в понятийном аппарате, однако они имеют ряд серьезных отличий. Паблик рилейшнз относится к разряду специализированной деятельности государственных и общественных организаций, заинтересованных в обеспечении взаимопонимания и доброжелательности в контактах с массами (публикой), и/или социальными группами. Обычно реализуется путем распространения полезной информации, касающейся механизмов осуществления и функционирования власти. Паблик рилейшнз обычно имитирует доверительные и взаимоуважительные отношения власти и масс, поэтому власть имущие обычно не скупятся на собственный PR, с целью вызвать доверие к своей деятельности. Паблик рилейшнз – важная составляющая управленческой и политической деятельности, призванная обеспечить доверительные отношения между классами, управляющими и подчиненными [2, с. 176]. 

Общим между пропагандой и паблик рилейшнз является то, что они призваны убеждать аудиторию, влиять на мнение, сознание, поступки. Но все же логика и суть пропаганды  - остаться на уровне влияния на мысли и поступки. Логика и суть паблик рилейшнз – наладить общение и диалог между конкретным субъектом, в отношении которого или в отношении чего проводится PR, с потенциальным потребителем. Паблик рилейшнз большей мерой направлен на достижение консенсуса в процессе купли-продажи, а не на достижение конкретного результата, изменения сознания индивидов и групп.

Поэтому в паблик рилейшнз предполагается диалог, в отличие от пропаганды, где акцент делается на искусстве убеждения.

Отсюда следует следующее понимание объекта воздействия пропаганды  - это сознание человека, его духовные, идеологические и социальные установки. Соответственно, объект воздействия политической пропаганды – это сознание человека, его идеологические и политические установки.

Обязательные элементы политической пропаганды: наличие идеи, целевой аудитории и различные средства донесения идеи до аудитории.

Пропаганду обычно делят на следующие виды: [1, с. 57]

- «белая» пропаганда (общеизвестный источник, принимаемый за объективный посыл);

- «серая» пропаганда (зашифрованный источник, объективность или не установлена, или под сомнением);

- «черная» пропаганда (преднамеренная искажение информации или сообщения).

Представляется, что более целесообразно делить пропаганду на следующие виды:

- военная пропаганда;

- религиозно-политическая пропаганда;

- религиозно-психологическая пропаганда;

- этнонационалистическая пропаганда;

- рекламная пропаганда;

- информационная пропаганда;

- коммерческая пропаганда;

- социальная пропаганда и т.д.

Пропаганда, конечно, может быть эффективной и неэффективной, о чем свидетельствует наличие фактического количества привлеченных сторонников предлагаемой идеи.

Как мы уже отмечали, чаще источниками пропаганды являются СМИ и СМК, а адресатом политической пропаганды  (объектом) – является массовое сознание широкой аудитории. Субъектом политической пропаганды является чаще всего государство, а так же заинтересованная в пропаганде  своих идей оппозиция.

Благодаря происходящим в сознании человека логическим заменам, эмоциональным переживаниям продуцируется формирование новых установок, влияющих на социальное или политическое поведение индивидуума. Получается, что воздействие затрагивает всю психологическую и эмоциональную сферу личности [3, с. 298]. Поэтому пропаганда чаще затребована в политической коммуникации, где актуально внедрение в сознание человека, становление идеологических ориентиров. Хотя пропаганда правильного питания, к слову, имеет место быть тоже в ряду социальной пропаганды. Но исторический опыт развития человечества подтверждает, что такого рвения, такого усердия и такого разнообразия, как есть в идеологической сфере, т.е. в политической пропаганде – в социальной пропаганде не встречается. Нет, например, мощной пропаганды здорового образа жизни.   Поэтому можно смело сказать, что пропаганда больше соотносится с областью политической коммуникации, нежели с другими областями.

 

Список литературы:
1. Цуладзе А.М. Большая манипулятивная игра. М.: Алгоритм, 2014. 336 с.
2. Deutsch К.W. The Nerves of Government. Models of Political Communication and Control. N.Y.: The Free Press, 2013. – Р. 176.
3. Cook T. Governing with the news: the news media as a political institution. Chicago: University of Chicago Press, 2008. Р. 298-332.