Статья:

ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Конференция: XLV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Захарцева О.О. ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(45). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/10(45).pdf (дата обращения: 24.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Захарцева Ольга Олеговна
студент Российский Государственный Социальный университет, РФ, г. Москва

 

INFLUENCE OF PARENT-CHILD RELATIONSHIPS ON THE DEVELOPMENT OF EMPATHY IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN

 

Olga Zakhartseva

Student Russian State Social University, Russia, Moscow

 

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические вопросы детско-родительских отношений и опытно-экспериментальное изучение их влияния на формирование эмпатии у детей старшего дошкольного возраста. Обосновывается актуальность изучения влияния детско-родительских отношений на развитие эмпатии в старшем дошкольном возрасте. В рамках статьи рассматриваются такие вопросы, как дефиниции «детско-родительские отношения», «коммуникации», «взаимные коммуникации», «взаимоотношения» с точки зрения теории и практики психолого-педагогических исследований. Поднимается вопрос анализа категорий, выстраивания взаимных коммуникаций у старших дошкольников на основе влияния типов детско-родительских отношений. Представлен опыт исследовательской деятельности в данном ракурсе с родителями и детьми дошкольного возраста.

Abstract. The article discusses theoretical issues of parent-child relations and an experimental and experimental study of their influence on the formation of empathy in older preschool children. The urgency of studying the influence of parent-child relationships on the development of empathy in senior preschool age is substantiated. The article examines such issues as the definitions of "parent-child relationship", "communication", "mutual communication", "relationship" from the point of view of the theory and practice of psychological and pedagogical research.  The article raises the question of analyzing categories, building mutual communications among older preschoolers on the basis of the influence of the types of parent-child relationships. The experience of research activities in this perspective with parents and preschool children is presented.

 

Ключевые слова: дошкольник, детско-родительские отношения, коммуникация, взаимоотношения, диагностика.

Keywords: preschooler, parent-child relationship, communication, relationship, diagnosis.

 

На основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что семья оказывает на личность ребенка большое влияние, именно она определяет круг его интересов и потребностей. Семья формирует социальные и нравственные качества и нормы. Проблема развития эмпатии в старшем дошкольном возрасте является одной из важнейших задач, т.к. она является «ядром» формирования гармоничной личности. Освоение духовных ценностей и социальных норм, модифицируемые впоследствии в свойства личности, находят свое отражение в общении с окружающими людьми. Приобретение чувственного опыта, накопление ценностей осуществляется в процессе обогащения личности жизненным опытом.

На основании вышеизложенного можно сказать, что несмотря на изученность данного вопроса, проблема детско-родительских отношений и их на развитие на формирование гармонично развитой личности является актуальной.

На основании последних исследований, касающиеся вопроса влияния детско-родительских отношений и их влияние на развитие личности ребенка можно сказать, что данная проблема рассматривается с различных точек зрения. Так, например, А.С. Спиваковская, А.И. Захаров, Г. Хоментаускас и другие доказывают в своих исследованиях значимость всех компонентов внутрисемейной жизни. К ним относятся такие, как психологический климат, опыт жизненных ситуаций, сформированность эмоционального интеллекта у членов семьи и др.

Как следствие эмоционального неприятия личности ребенка родителей, у ребенка начинают формироваться такие качества, как неадекватная (чаще всего заниженная) самооценка, повышение раздражительности и конфликтности, проявление агрессии по отношению к близким и окружающим.

Изучение влияния детско-родительских отношений на развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста является главной целью исследования. В эксперименте принимало участие 45 детей старшего дошкольного возраста. На основании цели исследования, опытно-экспериментальная работа проводилась в несколько этапов. На первом этапе осуществлялся анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы. На основании проведенного анализа был подобран диагностический инструментарий, касающиеся вопроса исследования. Представим программу диагностического обследования дошкольников и их родителей. Были использованы следующие методики: Методика: «Эмоциональные лица» Н.Я. Семаго; Методика «Отражение чувств» О.В. Дыбиной, тест-опросник А.Я. Варга, В.В. Столина; Опросник «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» А.М. Щетининой, проективная методика «Рисунок семьи».

С целью выявления уровня детско-родительских отношений, в рамках темы исследования, были разработаны критерии. 1 уровень: оптимальный, отвечающий трем главным требованиям – адекватности, гибкости и прогностичности. 2 уровень: колеблющиеся. Для этого уровня характерна некоторая неустойчивость в отношениях, неуверенность. 3 уровень: деструктивный. Стиль общения – авторитарный.

На основании проведенного анализа результатов исследования можно сделать следующие выводы. По результатам проективного теста «Рисунок семьи» можно сказать, что приблизительно 52% испытуемых имеют оптимистический уровень. У 23% испытуемых наблюдается деструктивный уровень отношений. По результатам опросника А.Я. Варги и В.В. Столина можно сказать, что 65% родителей соответствует кооперационное отношение к своим детям и только 30% родителей – относятся к своим детям, как к «маленькому неудачнику».

Представим результаты исследования детей. На основании анализа результатов по методике Н.Я. Семаго было выявлено, что 52,5% детей имеют средний уровень способности распознавать эмоциональные состояния других людей. Данная категория характеризуется тем, что ребенок испытывает трудности в определении самого состояния личности с помощью схем-рисунков, справляются успешно с заданием только с помощью наводящих вопросов взрослого. Низкий уровень по данной методике составило 27,5% от общего количества испытуемых. Данная категория детей вообще не умеет определять состояние другого человека, даже с помощью наводящих вопросов педагога. Высокий уровень по данной методике имеют только 20%.

Результаты исследования по методике О.В. Дыбиной показали, что 50% испытуемых имеют средний уровень способности понимать окружающих людей. Такие дети достаточно быстро и правильно отвечают на вопросы и с помощью наводящих вопросов взрослого и затрудняются при ответе на вопрос, связанный с прогнозом. 25% детей имеют высокий уровень способностей понимания состояния других людей. Данная категория самостоятельно справляется со всеми заданиями, без помощи взрослого.

Из показателей по опроснику «Характер проявлений эмпатических реакций поведения у детей» А.М. Щетининой можно сделать вывод о том, что 50% детей имеют средний уровень проявлений эмпатических реакций и поведения. Они проявляют интерес к эмоциональным состояниям других людей, если видят, что он расстроен. Они пытаются иногда его успокоить и поговорить с ним. Всего 10% от общего количества испытуемых имеют высокий уровень по данной методике. Они умеют выражать сочувствие своей мимикой и действиями. Было выявлено, что 22,5% детей имеют низкий уровень и 17,5% уровень ниже среднего. Данная категория детей характеризуется тем, что они могут спокойно находится рядом с расстроенным ребенком, а если проявили какие-либо действия, то сразу идут рассказывать взрослым с целью получения похвалы.

Таким образом на основании результатов по вышепредставленных методикам можно сказать, что приблизительно 30% родителей наблюдается деструктивный уровень (авторитарный). С такой категорией необходимо работать. По результатам детских тестов можно сказать, что практически 57% испытуемых имеют средний уровень развития эмпатии. 27,5% - низкий уровень. При сравнении результатов родительских ответов и ответов детей можно сделать заключение о том, что стиль детско-родительских отношений влияет на формирование эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.

На основании полученных результатов была разработана программа, направленная на коррекцию и оптимизацию детско-родительских отношений и на формирование эмпатии у детей старшего дошкольного возраста. Программа проводилась по следующим направлениям: работа с детьми, работа с родителями и работа с педагогами. Программа была реализована в трех направлениях: 1. Работа с дошкольниками. 2. Работа с педагогами. 3. Работа с родителями дошкольников.

 

Список литературы:
1. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: диссертация кандидата психологических наук: 19.00.01. Москва, 1986. 206 с. 
2. Колесник Н.Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей. М.: МГПУ, 1999. 115 с. 
3. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении СПб: Питер, 2009. 320 с. 26. 
4. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 1. Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 304 с. 3. 
5. Психология общения. Энциклопедический словарь / под общ. ред. А.А. Бодалева. М.: Изд-во «КогитоЦентр», 2011. 2280 с. 
6. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка: дети и психологические проблемы в семье / Гинтарас Хоментаускас. Екатеринбург: У-Фактория, 2006. 186 с.