Статья:

Факторы, влияющие на эффективность профессиональной идентичности студентов вуза

Конференция: XXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Шунькова К.И. Факторы, влияющие на эффективность профессиональной идентичности студентов вуза // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(24). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/1(24).pdf (дата обращения: 18.07.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Факторы, влияющие на эффективность профессиональной идентичности студентов вуза

Шунькова Ксения Ивановна
студент, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, РФ, г. Брянск
Голубева Галина Фёдоровна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, РФ, г. Брянск

 

FACTORS INFLUENCING THE EFFECTIVENESS OF PROFESSIONAL IDENTITY OF UNIVERSITY STUDENTS

 

Ksenia Shunkova

Student, Bryansk State Academician I.G. Petrovski University, Russia, Bryansk

Galina Fyodorovna

scientific director, Candidate of Sciences in Economics, Bryansk State Academician I.G. Petrovski University, Russia, Bryansk

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования профессиональной идентичности в условиях обучения в высшем учебном заведении. Проводится анализ факторов профессиональной идентичности студентов. Описывается исследование взаимосвязи профессиональной идентичности и смысложизненных ориентаций студентов высшего учебного заведения.

Abstract. The article deals with the problem of formation of professional identity in the conditions of training in higher education. The analysis of factors of professional identity of students is carried out. The article describes the study of the relationship between professional identity and life orientations of students of higher education.

 

Ключевые слова: профессиональная идентичность, студенческий возраст, факторы профессиональной идентичности, смысложизненные ориентации, взаимосвязь профессиональной идентичности и смысложизненных ориентаций студентов.

Keywords: professional identity, student age, factors of professional identity, life-sense orientations, interrelation of professional identity and life-sense orientations of students.the word, the word, the word.

 

Студент является субъектом образовательной деятельности в высшем учебном заведении и выступает как саморазвивающаяся система, которая подвержена влиянию множества внешних и внутренних факторов таких, как социальные, психологические, материальные и т.д. Студент как субъект также имеет определённую степень свободы, которой он был лишён, обучаясь в условиях школьного образования, но вместе с тем он подвержен значительным ограничениям как внутреннего, так и внешнего плана.

Данное положение студенчества порождает ряд противоречий, которые могут сыграть как положительную, так и отрицательную роль, то есть быть стимулом или препятствием для становления профессиональной идентичности личности студента.

В связи с вышесказанным возникает вопрос о том, что влияет на успешность профессионального самоопределения в студенческом возрасте.

Процесс формирования у студентов профессиональной идентичности и профессионального самоопределения является противоречивым.

На основе исследований В.И. Андреева, С.И. Архангельского, А.А. Баталова, Е.П. Бочаровой, Е.И. Горячевой, В.В. Давыдова, В.А. Канн-Калика, Б.Б. Косова, И.Ф. Исаева, Л.Н. Макаровой, Л.С. Подымовой и В.А. Сластенина и других ученых можно выделить две группы противоречий в формировании социально-профессиональной идентичности специалистов [1].

Социально-педагогические противоречия характеризуются несоответствием между социальными процессами и функциональным развитием педагогической системы, что проявляется в отставании педагогической системы от стремительно прогрессирующего общества. Таким образом, социокультурная роль образования остаётся недооценённой, а это может повлечь за собой неподготовленность выпускников вузов к выполнению своих профессиональных обязанностей.

Организационно-педагогические противоречия представляют вторую группу противоречий в формировании профессиональной идентичности студентов. Они затрагивают саму образовательную систему и возникают в процессе организации учебно-профессиональной деятельности студентов.

Согласно вышесказанному, две приведённые группы противоречий в формировании профессиональной идентичности студентов в условиях обучения в вузе можно считать одним из факторов становления профессионального самоопределения.

Также существуют и другие детерминанты формирования профессиональной идентичности студентов. Их условно можно поделить на внешние и внутренние.

Ко внешним детерминантам формирования профессиональной идентичности относят информационную среду, которая способна формировать определённые представления, т.е. быть источником понимания предмета труда, способов получения профессионального образования, основных профессиональных требований к выпускникам вузов, а также качеств, присущих настоящему профессионалу своей деятельности.

Внутренними детерминантами выступает непосредственно «внутренний мир» личности, который характеризуется такими категориями, как индивидуально-психологические особенности личности (темперамент, характер, способности и т.д.), особенности протекания психических процессов, приобретённый опыт в процессе жизни, умения и навыки, характер и привычка выполнения деятельности, личностная направленность, а также такие сложные категории как целостное восприятие мира, т.е. мировоззрение, особенности отношения к себе как субъекту определённой профессиональной деятельность, склад мышления и многие другие категории [3].

В самом начале профессионального обучения, когда профессиональная идентичность только начинает формироваться, внешним детерминантам отводится главная роль. По мере дальнейшего обучения и личностного развития внутренние обусловленности и факторы выступают на первый план, что, по своей сути, и может являться одним из критериев оценки сформированности профессиональной идентичности в процессе вузовского обучения. 

Ещё одним фактором процесса формирования профессиональной идентичности рассматривается профессиональное самосознание личности.

Л.Б. Шнейдер в свою очередь отмечает, что самосознание студентов состоит из множества компонентов: соотнесение себя с профессиональными эталонами; знание о степени своего признания в профессиональной группе; представление о себе и своей работе в будущем; соотнесенность профессиональной деятельности и образа «Я» [4].

В контексте нашего исследования по изучению взаимосвязи смысложизненных ориентаций и профессиональной идентичности студентов-психологов были использованы методики: тест смысложизненных ориентации (СЖО) Д.А. Леонтьева и методика изучения статусов профессиональной идентичности. (А.А. Азбель, А.Г. Грецов).

Нами было выявлено, что существуют прямая связь между общим уровнем выраженности смысложизненных ориентаций, целей и локуса контроля-Я и сформированной профессиональной идентичностью. Другими словами, чем выше студент осознаёт ценность жизни, понимает свои цели, принимает ответственность за свои действия и осознаёт их последствия, тем выше уровень профессиональной идентичности. Также велика вероятность того, что его выбор своего дальнейшего профессионального пути подвергался тщательному анализу, был сделан взвешенно и осознанно, а значит профессиональное становление такой личности завершится успешно и человек будет чувствовать удовлетворённость своей жизнью. И напротив, человек, у которого нет целей на будущее и который не строит планов, не будет обладать сформированной профессиональной идентичностью.

Данные представлены в следующей таблице.

Таблица 1.

Корреляция между смысложизненными ориентациями и профессиональной идентичностью студентов-психологов

Смысложизненные

ориентации

Идентичность

Неопределённая

Навязанная

Мораторий

Сформированная

Общее

-0,24

-0,15

-,035

,351*

Цели

-,487**

 

-,161

,021

,456**

Процесс жизни

-,140

-,223

-,045

,328

Результативность

жизни

,021

-,041

-,102

,157

Локус-Я

-,307

-,133

-,082

,465**

Локус-Жизнь

-,105

-,056

-,184

,304

*. Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).

**. Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).

 

Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод о том, что чем выше у человека выражен общий уровень смысложизненных ориентаций, целей и локуса-Я, тем выше уровень сформированности профессиональной идентичности. Выявленная обратная связь между целями и сформированной профессиональной идентичностью указывает на то, что человек, у которого нет целей на будущее и который не строит планов, не будет обладать сформированной профессиональной идентичностью.

 

Список литературы:
1. Арон И.С. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению в особой социальной ситуации развития: теория и практика исследования: Монография. Йошкар-Ола, ПГТУ, 2015.
2. Гуревич П.С. Психология личности: учебное пособие / П.С. Гуревич. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 479 с.
3. Дикая Л.Г., Журавлев А.Л. Личность профессионала в современном мире / Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. – М.: Институт психологии РАН, 2013. – 942 с.
4. Забабурина О.С. К вопросу о профессиональном самоопределении личности/ Образование и общество. - Орел, 2018. - № 1-2 (108-109). - С. 65-72. 
5. Миронова Г.В. Сущность и содержание развития личности в период ранней юности (15-20 лет) // Акмеология. 2014. № 1.