ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВОЙ КОРРЕКЦИИ С УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ ДЕТЬМИ
Конференция: CXLIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Психология
CXLIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВОЙ КОРРЕКЦИИ С УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ ДЕТЬМИ
Аннотация. Для решения проблем социальной адаптации и интеграции умственно отсталых детей в меняющихся социально-экономических условиях необходимо обновить содержание, формат и методы обучения. Дети с ограниченными возможностями - это дети, состояние здоровья которых препятствует развитию образовательных программ, за исключением специальных условий обучения и воспитания. Одна из интересных задач для учителей инклюзивных коррекционных школ - как организовать обучение детей с очевидными проблемами в развитии так, чтобы они были вовлечены и в то же время активно работали. В процессе обучения по адаптированным общеобразовательным программам детей с ОВЗ необходимо, чтоб процесс обучения был доступным, увлекательным и творческим, необходимо использовать новые современные технологии.
Ключевые слова: психологическая коррекция, умственная отсталость, коррекционное воздействие, игра, интеллектуальные нарушения, средняя степень интеллектуальной недостаточности, нарушение интеллекта.
Проблема обеспечения образования и помощи детям с тяжелой задержкой умственного развития давно находится в центре внимания как отечественных, так и зарубежных специалистов, что находит отражение в специальной психолого-педагогической литературе. Необходимо четко показать уровень развития и потенциальные возможности обучения каждого ребенка.
Идея Л.С. Выготского о том, что у детей с отклонениями в развитии, как и у нормально развивающихся детей, одинаковые паттерны развития, позволяет говорить о достаточно больших возможностях развития людей с ограниченными интеллектуальными возможностями. [4].
Многолетний опыт Д.Н. Исаева и его сотрудников показал, что происходит умственное развитие детей и подростков с интеллектуальными нарушениями, расширение словарного запаса, умение вербализовать свои мысли, развитие логического мышления и т. д. Воспитание и социальные условия влияют на успешность выполнения заданий детьми и подростками с умственными недостатками. Воспитание правильного отношения и способности учиться, положительного отклика на помощь, интереса к окружающему миру, познавательной активности у этих детей не только улучшит разработку школьной программы, но и сделает приобретение необходимых навыков более эффективным в жизненной адаптации [6].
Исследования Г.В. Цикото, Л.М. Шипицыной и других ученых доказывают, что умственно отсталые дети демонстрируют положительные успехи в обучении, создавая приемы и приемы деятельности, направленные на успешное решение различных задач. Специально организованный процесс коррекции и воспитания позволяет добиться больших успехов во всестороннем развитии личности людей с умственными недостатками, в их социальной адаптации. [10].
Знание психолого-педагогических особенностей детей с разной степенью умственной отсталости позволит специалистам не только выбрать рациональные методы работы, но и разграничить содержание учебного материала. Важнейшим показателем уровня психофизического развития ребенка при постановке педагогических диагнозов является обучаемость. Способность к обучению у ребенка трансформируется посредством взаимодействия со взрослым в любой деятельности: дома, в игре, учебе, работе и т. д.
Важнейшим направлением теоретических и практических разработок в области обучения умственно отсталых детей является изучение особенностей, способностей и педагогических условий формирования высших психических функций у детей с умственными отклонениями посредством коррекционно-развивающего обучения [1].
Игра, наряду с работой и обучением, является одним из основных видов человеческой деятельности, невероятным феноменом нашего существования. Игра - одно из древнейших человеческих занятий. Они овладевают новыми социальными ролями, самореализацией и новым социальным опытом в игре. Игра завораживает человека и вводит его в новые отношения.
«Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка... Для него игра - это самое серьёзное дело. В игре перед детьми раскрывается мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается как живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» [7].
В работе немецкого ученного «Душевная жизнь ребенка» автор К. Гросс назвал игру теорией упражнения или самовоспитания. К. Гросс писал: «Если развитие приспособлений для дальнейших жизненных задач составляет главную цель нашего детства, то выдающееся место в этой целесообразной связи явлений принадлежит игре» [8].
Та же позиция В.Л. Стерн называв игру «зарей серьезного инстинкта».
Изучая процесс детских игр, З.Я. Фрейд доказал, что во время игры ребенок осознает свои опыты. Игра - развивающая практика. Ребенок играет, потому что он растет, и развивается, потому что он играет. Игра - сфера «внутренней социализации» ребенка, способ усвоения социальных установок. [4].
Возможность участвовать в игре не связана с возрастом человека, но для каждого возраста характерны свои особенности игры. Важнейшими игровыми занятиями в развитии личности ребенка являются предметные, дидактические, анимационные, театральные, постановочно-конструктивные и сюжетно-ролевые игры.
Педагогическая игра отличается от любой другой игры тем, что у нее есть одна важная особенность - четко сформулированная учебная цель и соответствующий педагогический результат, который можно проверить, четко отобрать и охарактеризовать с помощью образовательной и познавательной ориентации. На основе педагогической игры разработаны педагогические игровые технологии. Это так называемые игровые технологии.
Каждый вид игры имеет определенные функции. В зависимости от темы и цели урока, а также в зависимости от конкретных задач коррекции ребенка можно использовать всевозможные игры. Участие детей в игровой деятельности помогает им войти в мир своего собственного опыта, учит выражать свои чувства не только словами, но и жестами, мимикой и движениями. Экспериментируя с разными изображениями, дети приобретают индивидуальность и учатся понимать чужой опыт [9].
Дети с умеренной умственной отсталостью без специальной подготовки не играют.
Совершая действия с игрушкой, ребенок выполняет простейшие монотонные манипуляции без игрового содержания.
У ребёнка оказываются несформированными:
- потребностно - мотивационная составляющая игры, т. е. не выявляющая потребности в игре. Хотя он вовлечен в игру, он не проявляет интереса ни к игрушкам, ни к самой игре. Ребенок действует пассивно, равнодушно, не получая удовольствия от совершаемых действий, а только подчиняясь требованиям взрослого. Случайные стимулы быстро отвлекают его, и игра останавливается.
- целевая составляющая, поэтому действия ребенка не имеют смысла и целенаправленности.
Действия с игрушками часто совершаются на уровне неспецифических манипуляций. Сами игрушки не побуждают ребенка начать играть. Он не знает, как с ними поступать, особенно в начале тренировок.
Дети с умеренной умственной отсталостью не могут переносить действия с одной игрушки на другую, подобную или похожую. Дети склонны использовать игрушки, которые являются копиями реальных объектов окружающей действительности. Функция замещения для них не создана. Также характерно то, что дети с умеренной задержкой умственного развития предпочитают играть привычными игрушками, выполняя действия, которые они уже освоили [5].
У детей с умеренной задержкой умственного развития наблюдаются различные нарушения двигательной сферы, особенно слабо развита координация движений и зрительно-двигательная координация. Это усложняет освоение оперативной и технической стороны игры. Поэтому перед тем, как выполнять какое-либо игровое действие, взрослый должен научить ребенка совершать необходимые движения с игрушкой для достаточного дальнейшего действия.
Для того чтобы игрушки активировали ребенка, он должен уметь ими пользоваться, знать, что и как с их помощью оживить. Взрослому человеку необходимо показать всевозможные варианты выполнения действий с той или иной игрушкой. В каждую новую игрушку, предложенную ребенку, нужно играть [2].
Игра является источником развития и поэтому она создает зону ближайшего развития [3]. Следует отметить, что в игре важное место занимает речь, которая не только сопровождает игру, но и выполняет особую функцию изменения воображаемых действий, предметов, образов на ментальном плане. У детей с серьезными нарушениями речи и отсутствием речи возникают большие трудности в обучении. Существует множество альтернативных форм общения, которые облегчают общение для этих детей. В образовательном процессе широко используются различные средства коммуникации, такие как фотографии, картинки и символы, а также методы жестов и мимики. Роль педагога - найти подходящий способ общения с умственно отсталыми детьми, учитывая их психофизические и индивидуальные особенности [1].
Важный элемент, без которого невозможно ведение игры, - игровое действие. А поскольку дети с ограниченными интеллектуальными возможностями не осваивают его самостоятельно, используются такие приемы, как совместные действия ребенка и взрослого, выполнение действий путем имитации, демонстрация схемы действий, словесные инструкции. Большое значение в учебном процессе имеет создание высокого эмоционального фона, исключение обвинений и моральных ценностей в адрес ребенка, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно и комфортно.
Ожидаемые результаты обучения - адекватное поведение и эмоциональные отклики в соответствии с сюжетом игры. Не следует забывать, что соблюдаются принципы формирования адекватного поведения у детей, активизации деятельности через игру и организации игр [9]. Это прежде всего: никакого принуждения при вовлечении детей в игру. А также применение следующих принципов:
- принцип развития игровой динамики;
- принцип поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей);
- принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности.
И особенно важно перенести основной смысл игровых действий на детские жизненные переживания.
Игра представляет собой не только увлекательную часть урока, но также выполняет познавательные, образовательные и корректирующие учебные задания. Выбирая дидактическую игру, необходимо исходить из темы, цели и содержания урока. Поощрение и воодушевление - необходимый эмоциональный момент.
Таким образом, успешность обучения детей с умеренными интеллектуальными нарушениями работе с игрушками зависит от использования комплексного подхода, который включает следующие компоненты:
- знакомство детей с окружающим миром в процессе активной работы с игрушкой;
- обучающие объектные игры с игрушками;
- организация тематической игровой среды;
- общение между взрослым и детьми во время игры.
Использование игр на занятиях с этой категорией детей обусловлено еще и тем, что позволяет индивидуализировать учебный процесс детям с ярко выраженной интеллектуальной недостаточностью, т.е. это дает возможность выбирать задачи и максимально раскрыть способности каждого ребенка с учетом его умственных и психофизических возможностей, обогащая его жизненный опыт и способствуя формированию практических навыков, необходимых в жизненных ситуациях. Как показывает практика, можно получить более основательные и осознанные знания, умения и навыки, используя различные игры на уроках с детьми с выраженной интеллектуальной отсталостью.