Статья:

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВОЙ КОРРЕКЦИИ С УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ ДЕТЬМИ

Конференция: CXLIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Сердюкова А.С. ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВОЙ КОРРЕКЦИИ С УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ ДЕТЬМИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 34(144). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/34(144).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВОЙ КОРРЕКЦИИ С УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ ДЕТЬМИ

Сердюкова Анна Сергеевна
студент кафедры ПиМНО, Инструктор по труду ГКУ РС(Я) «РДСДСО», Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» Технический институт (филиал) ФГАОУ ВО «СВФУ» в г. Нерюнгри, РФ, г. Нерюнгри
Кобазова Юлия Владимировна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» Технический институт (филиал) ФГАОУ ВО «СВФУ» в г. Нерюнгри, РФ, г. Нерюнгри

 

Аннотация. Для решения проблем социальной адаптации и интеграции умственно отсталых детей в меняющихся социально-экономических условиях необходимо обновить содержание, формат и методы обучения. Дети с ограниченными возможностями - это дети, состояние здоровья которых препятствует развитию образовательных программ, за исключением специальных условий обучения и воспитания. Одна из интересных задач для учителей инклюзивных коррекционных школ - как организовать обучение детей с очевидными проблемами в развитии так, чтобы они были вовлечены и в то же время активно работали. В процессе обучения по адаптированным общеобразовательным программам детей с ОВЗ необходимо, чтоб процесс обучения был доступным, увлекательным и творческим, необходимо использовать новые современные технологии.

 

Ключевые слова: психологическая коррекция, умственная отсталость, коррекционное воздействие, игра, интеллектуальные нарушения, средняя степень интеллектуальной недостаточности, нарушение интеллекта.

 

Проблема обеспечения образования и помощи детям с тяжелой задержкой умственного развития давно находится в центре внимания как отечественных, так и зарубежных специалистов, что находит отражение в специальной психолого-педагогической литературе. Необходимо четко показать уровень развития и потенциальные возможности обучения каждого ребенка.

Идея Л.С. Выготского о том, что у детей с отклонениями в развитии, как и у нормально развивающихся детей, одинаковые паттерны развития, позволяет говорить о достаточно больших возможностях развития людей с ограниченными интеллектуальными возможностями. [4].

Многолетний опыт Д.Н. Исаева и его сотрудников показал, что происходит умственное развитие детей и подростков с интеллектуальными нарушениями, расширение словарного запаса, умение вербализовать свои мысли, развитие логического мышления и т. д. Воспитание и социальные условия влияют на успешность выполнения заданий детьми и подростками с умственными недостатками. Воспитание правильного отношения и способности учиться, положительного отклика на помощь, интереса к окружающему миру, познавательной активности у этих детей не только улучшит разработку школьной программы, но и сделает приобретение необходимых навыков более эффективным в жизненной адаптации [6].

Исследования Г.В. Цикото, Л.М. Шипицыной и других ученых доказывают, что умственно отсталые дети демонстрируют положительные успехи в обучении, создавая приемы и приемы деятельности, направленные на успешное решение различных задач. Специально организованный процесс коррекции и воспитания позволяет добиться больших успехов во всестороннем развитии личности людей с умственными недостатками, в их социальной адаптации. [10].

Знание психолого-педагогических особенностей детей с разной степенью умственной отсталости позволит специалистам не только выбрать рациональные методы работы, но и разграничить содержание учебного материала. Важнейшим показателем уровня психофизического развития ребенка при постановке педагогических диагнозов является обучаемость. Способность к обучению у ребенка трансформируется посредством взаимодействия со взрослым в любой деятельности: дома, в игре, учебе, работе и т. д.

Важнейшим направлением теоретических и практических разработок в области обучения умственно отсталых детей является изучение особенностей, способностей и педагогических условий формирования высших психических функций у детей с умственными отклонениями посредством коррекционно-развивающего обучения [1].

Игра, наряду с работой и обучением, является одним из основных видов человеческой деятельности, невероятным феноменом нашего существования. Игра - одно из древнейших человеческих занятий. Они овладевают новыми социальными ролями, самореализацией и новым социальным опытом в игре. Игра завораживает человека и вводит его в новые отношения.

«Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка... Для него игра - это самое серьёзное дело. В игре перед детьми раскрывается мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается как живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» [7].

В работе немецкого ученного «Душевная жизнь ребенка» автор К. Гросс назвал игру теорией упражнения или самовоспитания. К. Гросс писал: «Если развитие приспособлений для дальнейших жизненных задач составляет главную цель нашего детства, то выдающееся место в этой целесообразной связи явлений принадлежит игре» [8].

Та же позиция В.Л. Стерн называв игру «зарей серьезного инстинкта».

Изучая процесс детских игр, З.Я. Фрейд доказал, что во время игры ребенок осознает свои опыты. Игра - развивающая практика. Ребенок играет, потому что он растет, и развивается, потому что он играет. Игра - сфера «внутренней социализации» ребенка, способ усвоения социальных установок. [4].

Возможность участвовать в игре не связана с возрастом человека, но для каждого возраста характерны свои особенности игры. Важнейшими игровыми занятиями в развитии личности ребенка являются предметные, дидактические, анимационные, театральные, постановочно-конструктивные и сюжетно-ролевые игры.

Педагогическая игра отличается от любой другой игры тем, что у нее есть одна важная особенность - четко сформулированная учебная цель и соответствующий педагогический результат, который можно проверить, четко отобрать и охарактеризовать с помощью образовательной и познавательной ориентации. На основе педагогической игры разработаны педагогические игровые технологии. Это так называемые игровые технологии.

Каждый вид игры имеет определенные функции. В зависимости от темы и цели урока, а также в зависимости от конкретных задач коррекции ребенка можно использовать всевозможные игры. Участие детей в игровой деятельности помогает им войти в мир своего собственного опыта, учит выражать свои чувства не только словами, но и жестами, мимикой и движениями. Экспериментируя с разными изображениями, дети приобретают индивидуальность и учатся понимать чужой опыт [9].

Дети с умеренной умственной отсталостью без специальной подготовки не играют.

Совершая действия с игрушкой, ребенок выполняет простейшие монотонные манипуляции без игрового содержания.

У ребёнка оказываются несформированными:

- потребностно - мотивационная составляющая игры, т. е. не выявляющая потребности в игре. Хотя он вовлечен в игру, он не проявляет интереса ни к игрушкам, ни к самой игре. Ребенок действует пассивно, равнодушно, не получая удовольствия от совершаемых действий, а только подчиняясь требованиям взрослого. Случайные стимулы быстро отвлекают его, и игра останавливается.

- целевая составляющая, поэтому действия ребенка не имеют смысла и целенаправленности.

Действия с игрушками часто совершаются на уровне неспецифических манипуляций. Сами игрушки не побуждают ребенка начать играть. Он не знает, как с ними поступать, особенно в начале тренировок.

Дети с умеренной умственной отсталостью не могут переносить действия с одной игрушки на другую, подобную или похожую. Дети склонны использовать игрушки, которые являются копиями реальных объектов окружающей действительности. Функция замещения для них не создана. Также характерно то, что дети с умеренной задержкой умственного развития предпочитают играть привычными игрушками, выполняя действия, которые они уже освоили [5].

У детей с умеренной задержкой умственного развития наблюдаются различные нарушения двигательной сферы, особенно слабо развита координация движений и зрительно-двигательная координация. Это усложняет освоение оперативной и технической стороны игры. Поэтому перед тем, как выполнять какое-либо игровое действие, взрослый должен научить ребенка совершать необходимые движения с игрушкой для достаточного дальнейшего действия.

Для того чтобы игрушки активировали ребенка, он должен уметь ими пользоваться, знать, что и как с их помощью оживить. Взрослому человеку необходимо показать всевозможные варианты выполнения действий с той или иной игрушкой. В каждую новую игрушку, предложенную ребенку, нужно играть [2].

Игра является источником развития и поэтому она создает зону ближайшего развития [3]. Следует отметить, что в игре важное место занимает речь, которая не только сопровождает игру, но и выполняет особую функцию изменения воображаемых действий, предметов, образов на ментальном плане. У детей с серьезными нарушениями речи и отсутствием речи возникают большие трудности в обучении. Существует множество альтернативных форм общения, которые облегчают общение для этих детей. В образовательном процессе широко используются различные средства коммуникации, такие как фотографии, картинки и символы, а также методы жестов и мимики. Роль педагога - найти подходящий способ общения с умственно отсталыми детьми, учитывая их психофизические и индивидуальные особенности [1].

Важный элемент, без которого невозможно ведение игры, - игровое действие. А поскольку дети с ограниченными интеллектуальными возможностями не осваивают его самостоятельно, используются такие приемы, как совместные действия ребенка и взрослого, выполнение действий путем имитации, демонстрация схемы действий, словесные инструкции. Большое значение в учебном процессе имеет создание высокого эмоционального фона, исключение обвинений и моральных ценностей в адрес ребенка, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно и комфортно.

Ожидаемые результаты обучения - адекватное поведение и эмоциональные отклики в соответствии с сюжетом игры. Не следует забывать, что соблюдаются принципы формирования адекватного поведения у детей, активизации деятельности через игру и организации игр [9]. Это прежде всего: никакого принуждения при вовлечении детей в игру. А также применение следующих принципов:

- принцип развития игровой динамики;

- принцип поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей);

- принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности.

И особенно важно перенести основной смысл игровых действий на детские жизненные переживания.

Игра представляет собой не только увлекательную часть урока, но также выполняет познавательные, образовательные и корректирующие учебные задания. Выбирая дидактическую игру, необходимо исходить из темы, цели и содержания урока. Поощрение и воодушевление - необходимый эмоциональный момент.

Таким образом, успешность обучения детей с умеренными интеллектуальными нарушениями работе с игрушками зависит от использования комплексного подхода, который включает следующие компоненты:

- знакомство детей с окружающим миром в процессе активной работы с игрушкой;

- обучающие объектные игры с игрушками;

- организация тематической игровой среды;

- общение между взрослым и детьми во время игры.

Использование игр на занятиях с этой категорией детей обусловлено еще и тем, что позволяет индивидуализировать учебный процесс детям с ярко выраженной интеллектуальной недостаточностью, т.е. это дает возможность выбирать задачи и максимально раскрыть способности каждого ребенка с учетом его умственных и психофизических возможностей, обогащая его жизненный опыт и способствуя формированию практических навыков, необходимых в жизненных ситуациях. Как показывает практика, можно получить более основательные и осознанные знания, умения и навыки, используя различные игры на уроках с детьми с выраженной интеллектуальной отсталостью.

 

Список литературы:
1. Баряева Л. Б., Яковлева Н. Н. Программы обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, Санкт-Петербург, 2001. 
2. Бгажнокова И. М. Воспитание и обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Москва, "ВЛАДОС", 2007. 
3. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка. Вопросы психологии-1990. - №6. 
4. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 5. М., 1983. – 368 с.
5. Грабенко Т. М. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич - Евстигнеева.- Спб.: Детство-пресс, 2004. 64 с.
6. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб.: Речь, 2003. – 389 с.
7. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев: Радяньска школа, 1969. – 288 с.
8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с. 
9. Федосеева О.А. Особенности игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью / О.А. Федосеева // Молодой ученый. 2012. №11. С.  - 491с.
10. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. 2-е изд., перераб. и дополн. СПб.: Речь, 2005. -  477с.