Статья:

Особенности целеполагания как коучинговой методики в образовательном процессе

Конференция: XXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Терещенко Н.А. Особенности целеполагания как коучинговой методики в образовательном процессе // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(27). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/4(27).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности целеполагания как коучинговой методики в образовательном процессе

Терещенко Надежда Анатольевна
магистрант Института образования и социальных наук Северо-Кавказского Федерального Университета, РФ, г. Ставрополь
Филимонюк Людмила Андреевна

 

FEATURES OF GOAL SETTING AS A COACHING TECHNIQUE IN THE EDUCATIONAL PROCESS

 

Nadezhda Tereshchenko

Graduate student of the Institute of Education and social sciences North-Caucasus Federal University, Russia, Stavropol

 

Аннотация. Коучинговые технологии сегодня показывают эффективные результаты в сфере личностного и профессионального развития. Целью статьи является рассмотрение возможностей использования коучинга в образовании, а точнее - коучинговых технологий в образовательном процессе. Методики коучинга - это инструменты, которые помогают клиентам максимально активизировать и использовать свой потенциал, получать требуемые знания, навыки и иные ресурсы, необходимые для достижения цели. Использование этих инструментов способно улучшить и качество образовательного процесса, повысить результативность обучения. Одной из важных составляющих и образовательных, и коучинговых технологий, является методика целеполагания.  В статье рассматриваются особенности целеполагания как метода коучинговой работы, его отличие от постановки цели в обучающем процессе, а также рассматриваются возможности и сложности его использования в образовательном процессе в условиях общего и дополнительного образования детей.

Abstract.  Coaching technologies today show effective results in the field of personal and professional development. The purpose of the article is to consider the possibilities of using coaching in education, and more specifically - coaching technologies in the educational process. Coaching techniques are tools that help clients maximize and use their potential, obtain the required knowledge, skills and other resources necessary to achieve the goal. Using these tools can improve the quality of the educational process and increase the effectiveness of training. One of the important components of both educational and coaching technologies is the goal-setting technique. The article discusses the features of goal-setting as a method of coaching, its difference from goal setting in the learning process, and also discusses the possibilities and difficulties of its use in the educational process in the conditions of general and additional education of children.

 

Ключевые слова: коучинг; коучинговые технологии; образование; образовательные технологии; цели в обучении; целеполагание; постановка цели; цель урока; личностно-деятельностный подход; индивидуальных подход в образовании.

Кeywords: coaching; coaching technologies; education; educational technology; learning goals; goal setting; the purpose of the lesson; personality-activity approach; individual approach to education.

 

В настоящее время коучинг используется как новейшая технология саморазвития, повышения осознанности и ответственности, которая наиболее эффективно используется в профессиональных сферах, связанных с управлением человеческими ресурсами для роста профессионализма и мотивации. Основная особенность этой технологии в том, что она построена на принципах партнерства, направлена на стимуляцию мышления и творчества, максимальное раскрытие личного и профессионального потенциала.

Использование коучинга в образовании позволяет формировать у учащихся и у педагогов осознанность и ответственность за результат обучения и воспитания. Целью коучинговых технологий в образовании является создание для обучающихся возможности учиться активно, поддерживать их намерение самостоятельно приобретать знания, способствовать тому, чтобы они могли максимально использовать свой потенциал, развивать навыки, эффективно выполнять свои учебные обязанности и достигать желаемых результатов. Опыт зарубежных и российских педагогов показал, что результатом внедрения коучинговых технологий являются инициатива и мотивация у обучающихся на достижение результата, раскрытие потенциала обучающегося через создание развивающей поддерживающей среды, позитивный диалог и позитивная обратная связь между участниками образовательного процесса, высокая вовлеченность в проектную деятельность, эффективное достижение учебных и воспитательных задач, а также удовлетворенность педагогов и обучающихся от совместной деятельности.

Коучинг – это не просто пошаговая система методов организации такого жизненного пространства, в котором субъект действует совместно с другими, активно создавая мир и привнося в него свою индивидуальность. Эта практика организована таким образом, что меняет среду, в которой находится коуч, и людей в этой среде. В результате происходит развитие связки «коуч - партнер по коучингу» и среды, в которой они взаимодействуют. Из этого следует, что основными характеристиками коучинга являются развивающая, диалоговая направленность и недирективный, партнерский характер. Эти технологии соответствуют признакам личностно-ориентированного подхода гуманистической парадигмы образования. Коучинг включает в себя набор психотехнологий и методик, во главе которых стоит выявление, корректировка и реализация личных целей и стремлений человека. Сами методы реализации направлены на  поиск и раскрытие ресурсов для реализации цели, в том числе и получение знаний, умений и навыков, что соответствует понятию обучения.

Таким образом, обучение является способом реализации личной цели, а не самоцелью - как это зачастую происходит в образовательном процессе.

На примере проектного метода, который характерен для деятельностного подхода, мы может видеть эффективное применение одной из основных методов коучинга - целеполагание. Коучинг принципиально отличается от технологий общеобразовательных программ обучения отношением субъектов образовательного процесса: в коучинге они складываются по принципу “равный - равному”,  а в образовании - “учитель - ученик”. что предполагает отношения подчинения.

Если рассматривать коучинг в образовательном процессе, то наиболее  подходящим с точки зрения технологии обучения является личностно-деятельностный подход, при сопровождении со стороны непредвзятого коуча по принципу партнерских отношений.

Сравнивая коучинг с образовательными технологиями, в том числе учитывая требования современных ФГОС к содержанию образовательного процесса, мы видим, что обучение является целенаправленным процессом.

При этом  можно выделить:

- стратегические цели этого процесса на уровне государственной политики, утвержденные нормативными актами Правительства РФ;

- тактические цели  - на уровне отдельных структурных элементов образовательной системы;

- оперативные цели - на уровне целей каждого образовательной программы образовательной организации.

При этом и в каждой образовательной программе, и у каждого урока есть свои цели.

Сложность сегодняшнего образования заключается в том, что личные цели обучающихся и цели образовательных организаций в сознании обучающихся не совпадают, что ведет к снижению личной мотивации учеников в достижении целей образовательного процесса.

Зачастую основным отличительным признаком, «визитной карточкой» коучинговой технологии называют постановку и реализацию целей клиента в гармонии с основными сферами жизни. 

Постановка цели - это базовая методика, свойственная и образовательному, и коучинговому процессу.

Цель - озвученная, осознанная, правильно сформулированная, экологичная и гармоничная – это основной инструмент и «волшебная палочка» коучингового процесса. Однако при формальном подходе этот инструмент не работает. Здесь необходимо применение методов психологической сонастройки (раппорта) и открытости  учителя к проявленному учениками творчеству в построении и реализации цели. При формировании цели должно происходить прояснение цели для всех  субъектов обучения. Более того, если цели совпадают, то эффективность процесса значительно возрастает. Даже если эта цель оперативного типа – например, цель на текущий урок.

В коучинге цель должна быть озвучена и поставлена самим клиентом. Необходимо провести формулирование этой цели по критериям «хорошо сформулированного результата», что означает: звучать позитивно, показывать положительный эффект и очевидную пользу от результата.

Для повышения мотивации можно сделать отсылку к более крупной - стратегической цели. И лучше, когда это гораздо больше чем сдача экзамена, а например, перспектива трудоустройства в хорошей компании с дальнейшим карьерным ростом.

В коучинге цели настолько важны, что они ставятся в различных временных перспективах, и отдельная цель – на каждую отдельную задачу, этап. Постановка цели помогает обучающемуся:

-  сконцентрировать сознание на заявленных и ожидаемых результатах;

-  повышать мотивацию;

- активизировать поиск решения задач для реализации цели;

- расширить спектр видения возможностей;

- четко видеть результаты работы и осознавать достижение целей по заявленных показателям;

При систематическом применении этой практики повышается осознанность и мотивация обучающегося к достижению результата, выявляются истинные и рациональные для самого обучающегося причины для получения результата. Важным и неотъемлемым шагом, вытекающим из методики целеполагания, является достижение и признание результатов. Это действие является завершающим, обязательным этапом.

Если первая методика «открывает» занятие, то это правило помогает увидеть и отметить достижение результата, или хотя бы продвижение к нему. Любой результат на пути к цели не должен быть обесценен. Высокие требования, предъявляемые к результатам обучения зачастую нивелируют недостаточно высокие для педагога, но существенные для ученика достижения.

Одним из важнейших правил коучинга является практика отслеживать  даже незначительные успехи, если они приближают обучающегося к желаемой цели. Значение этого этапа гораздо больше, чем просто фиксация факта достижения цели. Подтверждение результата позволяет обучающемуся:

 - закрепить уверенность в собственных силах справиться с решением задачи и продолжить ее решение в дальнейшем;

- осознать, что решение является результатом его собственных усилий;

- увидеть, что другие (учитель-коуч) в него верит, поддерживает, относится к нему как к способному решить задачу.

Для подтверждения результатов можно использовать методику «обратной связи» - уделив несколько минут  выяснению от учеников, что было интересным, что запомнилось на уроке больше всего. При этом важно оставаться в позиции активного слушателя, не критикуя и не поправляя ученика.  

Это может дать педагогу хорошую информацию и о детях, и о качестве своей работы, и о возможностях ее улучшения. Использование в реализации образовательного процесса методической связки «цель – обратная связь» способствует  развитию осознанности, ответственности и уверенности в себе обучаемого. Однако эта методика во всей ее полноте затруднительна для применения в условиях общеобразовательных программ по следующим очевидным причинам:

- коучинговых подход требует затратного по времени индивидуального отношения к ученику в процессе общения, на который затрачивается не менее 1-2 минут на человека;

- в условиях наполняемости класса от 20 человек не представляется возможным в рамках одного-двух академических часов полностью реализовать постановку целей для каждого ученика в классе, а также отследить его личный результат, без ущерба основной образовательной части программы.

Однако есть возможность использовать эту методику как содержательный элемент всей образовательной программы и образовательного процесса следующим образом:

- проведение дополнительных групповых занятий по целеполаганию, направленных на выявление личных целей ученика и целей образовательной организации, а в конечной итоге и государства;

- постепенное выявление целей обучающихся в ходе занятий по конкретной программе, для прояснения и активизации личной мотивации его к достижению своей цели через реализацию задач в ходе образовательного процесса;

- построение целей на определенный учебный период по коучинговым методикам, с использованием методик планирования и «обратной связи». 

Внедрение коучинговых методик в образовательный процесс даже в качестве отдельных элементов образовательных программ само по себе является формой применения личностно-деятельностного подхода. К сожалению, в образовательном процессе этап осознанного целеполагания зачастую отсутствует. В лучшем случае  постановка цели на урок формируется в виде темы урока. На современном этапе образовательные технологии рассматриваются как один из видов гуманитарных технологий и основываются на теоретических положениях социальной психологии, психодидактики, кибернетики, теории управления и педагогического менеджмента. Таким образом, можно сделать заключение о том, что технология обучения отражает теорию и методику обучения, является стратегией и тактикой действий учителя. Однако именно в силу своих особенностей, некоторые из которых приведены выше, коучинг не может рассматриваться как образовательная технология, так как содержит существенные отличия, которые неприменимы к большинству образовательных процессов. Поэтому можно говорить только о применении отдельных методик коучинга в целях улучшения качества образовательного процесса. Рассмотренные методики могут быть включены в качестве составляющего элемента в отдельные уроки, или использованы при формировании обучающих программ или технологий.

 

Список литературы:
1. Гордон Эд., Гордон Эл. Столетия тьюторства: история альтернативного образования в Америке и Западной Европе. Ижевск: ERGO, 2008. 
2. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 
3. Измагурова В. Л. Концепция непрерывного совместного развития как основа методологии коучинга // Непрерывное образование: XXI ВЕК. № 1, 2015. 
4. Кларин М.В. Новая развивающая практика – коучинг. Новая профессия – коуч // Образовательные технологии. 2014. № 1. С. 71-80. URL: http://iedtech.ru/files/journal/2014/1/klarin-coaching.pdf 
5. Липенская И.А., Зубова С.П. Коучинг как способ целенаправленного формирования психологических установок в образовательном процессе //Поволжский педагогический вестник. 2014. № 4. С. 15-16.
6. Сорокоумов А.В. Что такое коучинг? // Управленческая культура организаций. М. : Класс, 2004.
7. Старр Д. Великолепный коучинг: как стать блестящим коучем на своем рабочем месте. — СПб.: ИГ «Весь», 2011.
8. Технологии профессионального образования: учебное пособие / авт.-сост. Д. А. Хохлова. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2017.
9. Уитворт Л., Кимси-Хаус Г., Сэндал Ф. Коактивный коучинг. Учебник. - Центр поддержки корпоративного управления и бизнеса, 2004.
10. Уитмор Дж. Коучинг высокой эффективности. /Пер. с англ. - М.: Международная академия корпоративного управления и бизнеса, 2005. 
11. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования и ученик в обновляющейся школе: сб. науч. тр. / под ред. Ю. И. Дика,А. В. Хуторского. - М: ИОСО РАО, 2002.