Исследование взаимосвязи феноменов эгоцентризма и одиночества у студентов-психологов
Секция: Психология
XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Исследование взаимосвязи феноменов эгоцентризма и одиночества у студентов-психологов
Проблема феноменологии одиночества является актуальной для изучения на протяжении многих десятилетий с точки зрения психологической науки. Психологи по-разному трактуют данный феномен с точки зрения социально-психологической, социокультурной и физиологической основы. Дж. Янг даёт следующее определение: «Одиночество – это отсутствие или воображаемое отсутствие удовлетворительных социальных отношений, сопровождаемое симптомами психического расстройства, которое связано с действительным или воображаемым отсутствием таковых» [6, с. 552].
Целью данной статьи является изучение феномена одиночества исходя из уровня эгоцентризма у студентов-психологов.
Одиночество является неотъемлемой частью здорового функционирования человека для осуществления рефлексии своего бытия. Э. Фромма [4] описывал это состояние как универсальное устойчивое переживание в априори присущее свободной личности на всех этапах ее развития, выделяя противоположные феномены одиночества: положительное – «уединённость» и отрицательное – «изоляция». Хотя, чаще всего, одиночеству приписывают отрицательное проявление. Трудности в едином определении термина одиночества связаны с многообразием подходов и школ в психологии.
Исходя из этого, возникает предположение о том, что человек приходит к состоянию одиночества в силу стремления находится наедине с самим собой, что характеризуется смежным понятием эгоцентризмом.
Понятие «эгоцентризм» имеет в своем составе два слова, происходящие от латинского ego – «Я» и centrum – центр круга, средоточение. Понятие отражает отношение человека к миру, характеризующееся его сосредоточенностью на своей позиции или своем индивидуальном «Я» [2].
В рамках констатирующего эксперимента была выдвинута статистическая гипотеза: одиночество как психологическая категория коррелирует с эгоцентризмом студентов как важный компонент развития профессиональных компетенций будущих психологов.
Для подтверждения гипотезы были использованы следующие психодиагностические методики: «Методика диагностики субъективного ощущения одиночества» (Д. Рассела и М. Фюгрюссона» и тест эгоцентрические ассоциаций («ТЭА») (Т.И. Пашукова [3]).
В исследовании принимали участие студенты-психологи I–IV курсов психологического факультета Севастопольского экономико-гуманитарного института Крымского Федерального университета им. В.И. Вернадского на протяжении сентября – октября 2016 года. Количество респондентов составило 36 человек, из которых 28% парней, 72% девушек, средний возраст – 20 лет.
По результатам методики «ТЭА» (рис.1) были получены следующие результаты: показатели эгоцентризма у студентов-психологов в большей степени соответствуют низкому и среднему уровню проявления (около 48%). Исходя из результатов, можно отметить, что эгоцентризм студентов не выражен, так как профессия психолога направлена, в первую очередь, на других людей. При этом выделяется альтруистическая направленность, как значимая характеристика профилактики профессионального выгорания будущих специалистов.
Рисунок 1. Показатели уровня эгоцентризма у студентов-психологов
Результаты методики «Диагностики субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фюгрюссона» (рис. 2) «Показатели уровня субъективного ощущения одиночества у студентов-психологов».
Рисунок 2. Показатели уровня субъективного ощущения одиночества у студентов-психологов
Исходя из результатов методики «Диагностика субъективного ощущения одиночества» Д. Рассела и М. Фюргюссона показатели отличаются не значительно. Низкий и средний уровень субъективного ощущения одиночества приблизительно равен 44%. Такие показатели соответствуют направленности личности будущего психолога на общение, в целом на субъект – субъектные отношения.
Для подтверждения или опровержения гипотезы был использован метод линейной корреляции Пирсона с помощью программного обеспечения “STATISTICA 6.0” (см. Таблицу 1).
Таблица 1.
Результаты линейной корреляции Пирсона по выявлению взаимосвязи между эгоцентризмом и одиночеством
Correlations (new6.sta) |
|
|
||
Marked correlations are significant at p <0,05000 |
||||
N=36 (Casewise deletion of missing data) |
|
|||
|
|
|
|
|
|
ЭГОЦЕНТРИЗМ |
ОДИНОЧЕСТВО |
|
|
ЭГОЦЕНТРИЗМ |
1 |
-0,345 |
|
|
ОДИНОЧЕСТВО |
-0,345 |
1 |
|
|
По результатам линейной корреляции Пирсона гипотеза подтвердилась: была выявлена средняя обратная корреляционная связь между эгоцентризмом и одиночеством (при r = -0,345, p< 0,05). Согласно результатам констатирующего эксперимента у студентов-психологов выявлена обратная психологическая взаимосвязь между эгоцентризмом и одиночеством. Это является нормой для периода обучения в ВУЗе. Студенты, в первую очередь, направлены на себя, на рефлексию себя в будущей профессии. Формирование профессиональной компетенции происходит путем самопознания и принятия себя, который носит эгоцентричный характер. Чувство одиночество выступает как психологический инструмент «побыть наедине с самим собой».
Таким образом, феномен одиночества и эгоцентризма являются фундаментальными основами для формирования профессиональных интенций будущих психологов.