Статья:

Исследование взаимосвязи феноменов эгоцентризма и одиночества у студентов-психологов

Конференция: XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Психология

Выходные данные
Болонова К.А. Исследование взаимосвязи феноменов эгоцентризма и одиночества у студентов-психологов // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(38). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/10(38).pdf (дата обращения: 18.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 60 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Исследование взаимосвязи феноменов эгоцентризма и одиночества у студентов-психологов

Болонова Карина Анатольевна
студент 3 курса Севастопольского экономико-гуманитарного института (филиал) Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, РФ, г. Севастополь
Гришина Анастасия Викторовна
научный руководитель, канд. психол. наук, доц. кафедры общей психологии Севастопольского экономико-гуманитарного института (филиал) Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, РФ, г. Севастополь

 

Проблема феноменологии одиночества является актуальной для изучения на протяжении многих десятилетий с точки зрения психологической науки. Психологи по-разному трактуют данный феномен с точки зрения социально-психологической, социокультурной и физиологической основы. Дж. Янг даёт следующее определение: «Одиночество – это отсутствие или воображаемое отсутствие удовлетворительных социальных отношений, сопровождаемое симптомами психического расстройства, которое связано с действительным или воображаемым отсутствием таковых» [6, с. 552].

Целью данной статьи является изучение феномена одиночества исходя из уровня эгоцентризма у студентов-психологов.

Одиночество является неотъемлемой частью здорового функционирования человека для осуществления рефлексии своего бытия. Э. Фромма [4] описывал это состояние как универсальное устойчивое переживание в априори присущее свободной личности на всех этапах ее развития, выделяя противоположные феномены одиночества: положительное – «уединённость» и отрицательное – «изоляция». Хотя, чаще всего, одиночеству приписывают отрицательное проявление. Трудности в едином определении термина одиночества связаны с многообразием подходов и школ в психологии.

Исходя из этого, возникает предположение о том, что человек приходит к состоянию одиночества в силу стремления находится наедине с самим собой, что характеризуется смежным понятием эгоцентризмом.

Понятие «эгоцентризм» имеет в своем составе два слова, происходящие от латинского ego – «Я» и centrum – центр круга, средоточение. Понятие отражает отношение человека к миру, характеризующееся его сосредоточенностью на своей позиции или своем индивидуальном «Я» [2].

В рамках констатирующего эксперимента была выдвинута статистическая гипотеза: одиночество как психологическая категория коррелирует с эгоцентризмом студентов как важный компонент развития профессиональных компетенций будущих психологов.

Для подтверждения гипотезы были использованы следующие психодиагностические методики: «Методика диагностики субъективного ощущения одиночества» (Д. Рассела и М. Фюгрюссона» и тест эгоцентрические ассоциаций («ТЭА») (Т.И. Пашукова [3]).

В исследовании принимали участие студенты-психологи I–IV курсов психологического факультета Севастопольского экономико-гуманитарного института Крымского Федерального университета им. В.И. Вернадского на протяжении сентября – октября 2016 года. Количество респондентов составило 36 человек, из которых 28% парней, 72% девушек, средний возраст – 20 лет.

По результатам методики «ТЭА» (рис.1) были получены следующие результаты: показатели эгоцентризма у студентов-психологов в большей степени соответствуют низкому и среднему уровню проявления (около 48%). Исходя из результатов, можно отметить, что эгоцентризм студентов не выражен, так как профессия психолога направлена, в первую очередь, на других людей. При этом выделяется альтруистическая направленность, как значимая характеристика профилактики профессионального выгорания будущих специалистов.

 

Рисунок 1. Показатели уровня эгоцентризма у студентов-психологов

 

Результаты методики «Диагностики субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фюгрюссона» (рис. 2) «Показатели уровня субъективного ощущения одиночества у студентов-психологов».

 

Рисунок 2. Показатели уровня субъективного ощущения одиночества у студентов-психологов

 

Исходя из результатов методики «Диагностика субъективного ощущения одиночества» Д. Рассела и М. Фюргюссона показатели отличаются не значительно. Низкий и средний уровень субъективного ощущения одиночества приблизительно равен 44%. Такие показатели соответствуют направленности личности будущего психолога на общение, в целом на субъект – субъектные отношения.

Для подтверждения или опровержения гипотезы был использован метод линейной корреляции Пирсона с помощью программного обеспечения “STATISTICA 6.0” (см. Таблицу 1).

Таблица 1.

Результаты линейной корреляции Пирсона по выявлению взаимосвязи между эгоцентризмом и одиночеством

Correlations (new6.sta)

 

 

Marked correlations are significant at p <0,05000

N=36 (Casewise deletion of missing data)

 

 

 

 

 

 

 

ЭГОЦЕНТРИЗМ

ОДИНОЧЕСТВО

 

 

ЭГОЦЕНТРИЗМ

1

-0,345

 

 

ОДИНОЧЕСТВО

-0,345

1

 

 

 

По результатам линейной корреляции Пирсона гипотеза подтвердилась: была выявлена средняя обратная корреляционная связь между эгоцентризмом и одиночеством (при r = -0,345, p< 0,05). Согласно результатам констатирующего эксперимента у студентов-психологов выявлена обратная психологическая взаимосвязь между эгоцентризмом и одиночеством. Это является нормой для периода обучения в ВУЗе. Студенты, в первую очередь, направлены на себя, на рефлексию себя в будущей профессии. Формирование профессиональной компетенции происходит путем самопознания и принятия себя, который носит эгоцентричный характер. Чувство одиночество выступает как психологический инструмент «побыть наедине с самим собой».

Таким образом, феномен одиночества и эгоцентризма являются фундаментальными основами для формирования профессиональных интенций будущих психологов.

 

Cписок литературы:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 384 с.
2. Корчагина С.Г. Психология одиночества / Корчагина С.Г. – М.: МПСИ, 2008. – 228 с. 
3. Пашукова Т.И. Исследование эгоцентризма с помощью эгоцентрического ассоциативного теста. Новые исследования в психологии и возрастной физиологии / Пашукова Т.И. – М., 1991. –134 с. 
4. Фромм Эрих Бегство от свободы / Эрих Фромм. – М.: Университетская книга, 2004. – 289 с.
5. Эриксон Эрик Идентичность: юность и кризис / Эрик Эриксон. – М.: Изд-я группа «Прогресс», 1996. – 154 с. 
6. Янг Дж. Одиночество, депрессия и когнитивная терапия: теория и ее применение // Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. – М., 1989. – С. 552–592.