Особенности развития малого и среднего бизнеса в России
Конференция: XXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Психология
XXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Особенности развития малого и среднего бизнеса в России
FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN RUSSIA
Sofia Sidorova
Student, Kuban State University, Russia, Krasnodar
Evgeniya Atamas
Candidate of economic sciences, associate professor, Kuban State University, Russia, Krasnodar
Аннотация. Малый и средний бизнес играет огромную роль в экономике страны. В данной статье рассматриваются особенности развития предпринимательства в России и стратегические цели, к которым необходимо стремиться, а также, представлены наиболее эффективные предложения по их достижению.
Abstract. Small and medium-sized businesses play a huge role in the country's economy. This article discusses the features of the development of entrepreneurship in Russia and the strategic goals to be pursued, as well as the most effective proposals for their achievement.
Ключевые слова: предпринимательство, малый бизнес, средний бизнес, задача, форум, грант.
Keywords: entrepreneurship, small business, medium business, task, forum, grant.
Актуальность данной проблемы заключается в значимости малого и среднего бизнеса для развития экономики нашей страны. Он повышает эффективность производства, стимулируя развитие конкуренции, способствует внедрению инноваций, помогает решать проблемы, связанные с занятостью населения, а также является источником взимания налогов в бюджет.
Стратегическая задача России состоит в том, чтобы к 2020 году приблизиться по основным показателям в развитии малого и среднего бизнеса к экономически развитым странам мира. Доля занятости населения на малых и средних компаниях должна приблизиться к 50% всего занятого в экономике населения. К примеру, 70% рабочих мест в экономике ЕС обеспечивает малый и средний бизнес. Доля средних и малых компаний в ВВП должна составлять не менее 45%. На долю малого и среднего бизнеса в развитых странах приходится 50% – 70% ВВП. Одна из основных задач в ближайшее время – это увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства и их вклада в развитие экономики [1,с.9]. В настоящее время подавляющая часть людей не имеет возможности открыть собственный бизнес, так как не обладают стартовым капиталом, а взять кредит в банке считают рискованным делом. Большинство студентов после окончания вузов не заинтересованно в открытии собственного дела, а предпочитает устроиться на работу по найму.
В России развивать собственный бизнес крайне сложно. Для этого необходимо хорошо знать собственное дело, иметь соответствующие ресурсы и быть готовым ко всем трудностям. Современными проблемами развития деловой среды в нашей стране являются ограниченный доступ к финансовым ресурсам и высокая стоимость заимствований[2,с.40].
В России проводятся различные форумы, конкурсы, конференции, например, «Машук», «Селигер», «Умник» и другие. Они собирают молодежь со всей страны, их также навещают первые лица государства, бизнесмены, политики. Такие мероприятия являются хорошими площадками для диалога, дискуссий и дальнейшего развития собственных идей. Участникам предоставляется возможность высказать свои предложения, представить свои проекты, а наиболее перспективным работам выдаются гранты различных размеров. Однако нескольких форумов недостаточно для развития предпринимательства в стране, так как не все проекты, выигравшие гранты, удается реализовать в полном объеме. Открытие бизнеса – это лишь первая ступень, его следует развивать, следовательно, требуется и последующее финансирование. Создание площадок для дискуссий и проведение мероприятий такого масштаба - это движение по верному пути, которое, тем не менее, нуждается в совершенствовании.
Не следует забывать, что ведущая роль в развитии предпринимательства принадлежит государству: должны действовать различные бизнес-инкубаторы, субсидии, гранты. Также стоит подчеркнуть, что решение проблем предпринимательства не может быть сугубо задачей государства. Безусловно, оно должно перестроить систему под нужды реальной экономики, но и сам бизнес должен четко сформулировать свои требования к количеству выпускников и к качеству их знаний. То же самое и с доступностью финансовых услуг: пока бизнес будет утаивать свои доходы – банки вряд ли станут охотнее его кредитовать. Все усилия государства здесь окажутся бессмысленными. Говоря образно, если «пас никто не принимает – мяч окажется в ауте».
Разумеется, поддержки не бывает много, малый бизнес, подобно ребенку, нуждается в наставлениях и опоре. Именно благодаря активной помощи малый и средний бизнес могли бы внести свой важный вклад в отечественную экономику. Особенно это важно в настоящее время, когда Запад применил против России различные санкции. Будем надеяться, что наша страна сумеет с достоинством принять вызов и с выгодой для себя воспользуется сложившимися обстоятельствами.