Статья:

Гендерные особенности стрессоустойчивости у подростков

Конференция: CXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Мискичева А.С. Гендерные особенности стрессоустойчивости у подростков // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(112). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/2(112).pdf (дата обращения: 08.03.2021)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Гендерные особенности стрессоустойчивости у подростков

Мискичева Александра Сергеевна
студент, ФГБОУ ВО Елабужский институт К(П)ФУ, РФ, г. Елабуга

 

Подростковый возраст – этап онтогенеза между детством и взрослостью. В подростковом возрасте происходят многие изменения, затрагивающие как физическую, так и психическую сторону развития личности. Поэтому данный период считается самым сложным в жизни человека. С появлением новых гормонов в крови происходит бурный рост тканей и систем организма, что, несомненно, ведет к развитию психических новообразований. Л.С. Выготский полагал, что центральным новообразованием этого возраста является чувство взрослости. В этот период подросток проходит длинный и сложный путь к формированию личности. Однако конфликты с самими собой и с другими, внешние срывы неизбежны для подростков. Поэтому подростки особенно подвержены стрессам.

Под стрессом понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на всевозможные экстремальные воздействия.

Особенно уязвимы стрессам подростки. Так как подросткам предстоит пройти через трудный путь осознания себя и места в этом мире, они нередко находятся в состоянии стресса. Поэтому подростки часто бывают агрессивными, раздражительными и замкнутыми. Необходимо развивать у подростков стрессоустойчивость. Стрессоустойчивость – это качество личности, позволяющее ей справляться со стрессом без негативных последствий для ее организма.

Несмотря на наличие достаточно обширной литературы по этой проблеме, многие вопросы до сих пор остаются открытыми. Так, например, еще не изучены гендерные различия стрессоустойчивости у подростков и способы борьбы со стрессом у девочек и мальчиков в подростковом возрасте.

Все перечисленное выше, а также сложность и многогранность личностных изменений в подростковом возрасте, его определяющая роль на ход дальнейшего развития личности обуславливает актуальность выбранной темы исследования: «Гендерные особенности стрессоустойчивости у подростков».

Цель нашего исследования заключается в том, чтобы узнать, кто имеет более высокий уровень стрессоустойчивости в подростковом возрасте: мальчикам или девочкам, а также определить, влияет ли уровень стрессоустойчивости на самооценку.

Практическая значимость: результаты эмпирического исследования могут представлять интерес для практических психологов, занимающихся консультированием подростков.

Для изучения стрессоустойчивости в подростковом возрасте была выбрана методика «Тест на определение стрессоустойчивости личности», авторами которой являются Н.В.Киршева, Н.В.Рябчикова и методика С.В.Ковалёва «Определение уровня самооценки».  Для изучения самооценки была использована методика методика  С.В.Ковалёва «Определение уровня самооценки».

Эмпирическую Свое выборку исследования составили обучающиеся подросткового возраста в количестве 34 человек: 16 мальчиков и 18 девочек.

Тест на определение стрессоустойчивости личности состоит из 18 утверждений с вариантами ответа «редко», «иногда», «часто». «Редко» соответствует 1 баллу, «иногда» - 2, «часто» - 3. Тест включает такие вопросы, как «я думаю, что меня недооценивают в коллективе», «я бываю настроен агрессивно», «я бываю раздражителен», «я страдаю бессоницей», «я эмоционально и болезненно переживаю неприятность», «у меня возникают конфликтные ситуации», «я действую сгоряча, а затем переживаю за свои дела и поступки» и чадо др [см. Приложение 1].

Методика, разработанная С.В. Ковалевым, предназначена для определения уровня самооценки личности. Представляет собой 32 суждения, к которым необходимо выразить свое отношение предложенными вариантами ответов [см. Приложение 2].

В исследовании приняли участие 34 учащихся (16 мальчиков и 18 девочек) 6-8 классов. Результаты исследования по методике  С.В.Ковалёва «Определение уровня самооценки» представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Показатели уровня самооценки

Уровень самооценки

Общее кол-во

учащихся

Мальчики

Девочки

Чел.

%

Чел.

%

Высокий

9

5

32

4

22

Средний

14

7

43

7

39

Низкий

11

4

25

7

39

 

9 человек (27% учащихся), среди которых 6 мальчика и 3 девочки, имеют высокий уровень самооценки.

14 человек (41 % учащихся), среди которых 7 мальчиков и 7 девочек, имеют средний уровень самооценки.

11 человек (32% учащихся), среди которых 5 мальчик и 6 девочек, имеют низкий уровень самооценки.

Высокий уровень самооценки характеризуется тем, что у подростка отсутствуют сомнения, он адекватно реагирует на замечания других и адекватно оценивает свои действия. Такой подросток уверен в себе и в своих силах. Чаще всего подросток с высоким уровнем самооценки чрезмерно общительны и имеют завышенную самооценку своих внешних данных. Причинами высокой самооценки являются: твердая уверенность в своих силах, излишняя похвала со стороны окружающих, чувство полной безопасности.

Средний уровень самооценки характеризуется тем, что подросток с таким уровнем самооценки может испытывать неловкость в процессе общения с другими людьми. Такие подростки часто недооценивают свою внешность и свои способности. Причинами среднего уровня самооценки являются: недостаток поддержки со стороны окружающих, страх выглядеть глупо, недостаток навыков общения.

Низкий уровень самооценки характеризуется тем, что подросток зачастую болезненно реагирует на критические замечания в свой адрес, чаще старается подстроиться под мнение других людей, сильно страдает от избыточной застенчивости. Причинами среднего уровня самооценки являются: критика со стороны окружающих, недостаток поддержки, отсутствие чувства безопасности, страх быть отвергнутым, недостаток навыков общения.

Результаты по методике «Тест на определение стрессоустойчивости личности» Н.В. Киршевой, Н.В. Рябчиковой представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Показатели уровня стрессоустойчивости

Уровень стрессоустойчивости

Общее кол-во

учащихся

Мальчики 

Девочки

Чел.

%

Чел.

%

Низкий

9

2

13

7

39

Средний

15

8

50

7

39

Высокий

10

6

37

4

22

 

9 человек (26% учащихся), среди которых 5 мальчиков и 4 девочки имеют низкий уровень стрессоустойчивости.

15 человек (44% учащихся), среди которых 8 мальчиков и 7 девочек, имеют средний уровень стрессоустойчивости.

10 человек (30% учащихся), среди которых 6 мальчиков и 4 девочки, имеют высокий уровень стрессоустойчивости.

Низкий уровень стрессоустойчивости характеризуется тем, что подросток испытывает трудности даже в повседневной жизни. Такому подростку сложно в критических ситуациях действовать быстро и конструктивно, он не может адекватно оценить происходящее. Низкий уровень стрессоустойчивости приводит к низкому уровню адаптации к новым условиям. Такие люди не могут мобильно изменить свое поведение под быстроменяющиеся условия жизни. Причинами низкого уровня стрессоустойчивости являются сильные пережитые эмоциональные потрясения и сильная эмоциональная восприимчивость.

Средний уровень стрессоустойчивости характеризует личность, которая гибко и мобильно реагирует на повседневные трудности, не расположена к нервно-психическим срывам. Однако сильные эмоциональные переживания и тяжелые экстремальные ситуации могут стать причинами стресса. Средний уровень стрессоустойчивости свидетельствует о способности личности быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям.

Высокий уровень стрессоустойчивости характеризует личность, которая остается спокойной и уверенной в себе даже во время сильного эмоционального напряжения. Высокий уровень стрессоустойчивости свидетельствует о хорошем психическом и соматическом здоровье личности.

Гипотеза о том, что стрессоустойчивость у мальчиков выше, чем у девочек, подтвердилась.

На основании двух методик можно сделать вывод о связи уровня стрессоустойчивости и уровня самооценки. Такое различие связано с тем, что уровень эмоционального интеллекта выше у девочек. Девочки более эмоциональны и более ярко выражают свои эмоции. Поэтому можно сделать вывод о том, что женский организм иначе реагирует на стресс.

Уровень стрессоустойчивости также зависит от уровня самооценки. Подростки с высоким уровнем самооценки обладают и высоким уровнем стрессоустойчивости, и наоборот, мальчики и девочки с низким уровнем самооценки имеют низкий уровень стрессоустойчивости. Подростки с низкой самооценкой более подвержены стрессовым ситуациям, они чаще испытывают тревогу и страх. Это приводит к тому, что неуверенный в себе подросток следит за своими действиями и действиями окружающих, они более чувствительны к критике от других людей в их адрес. Таким образом, подростки с низкой самооценкой - нестрессоустойчивы.

 

Список литературы:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов. – Академический проект; Альма Матер, 2016 – 702 с.
2. Березовская Т.П., Кравченко М.В., Музыченко А.В. Общая, возрастная и педагогическая психология: хрестоматия. – Минск: БГПУ, 2016. – С. 128.
3. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - Пер Сэ, 2006. — 528 с.
4. Варданян, Б.Х. Механизмы саморегуляции эмоциональной устойчивости – М.: Наука, 2008. – 542 с.
5. Дружинин В.Н. Психология: учеб. для гуманит. вузов. – СПб.: Питер, 2015. – 656 с.
6. Драгунова, Т.В. О некоторых психологических особенностях подростка. - Москва: АПН РСФСР, 1961. – С. 169.
7. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. для студ. учеб. завед. сред. проф. образования. – 3-е изд., стереот. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 288 с.