Статья:

Влияние уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста на межличностные отношения в группе сверстников

Конференция: XLVI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Психология

Выходные данные
Баянакова М.С. Влияние уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста на межличностные отношения в группе сверстников // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(45). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/6(45).pdf (дата обращения: 19.08.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Влияние уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста на межличностные отношения в группе сверстников

Баянакова Марфа Семеновна
студент, технический институт (филиал) Северо-восточный федеральный университет, Республика Саха (Якутия), РФ, г. Нерюнгри
Иванова Виктория Алексеевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц. технический институт (филиал) Северо-восточный федеральный университет, Республика Саха (Якутия), РФ, г. Нерюнгри

 

Актуальность данной темы исследования обуславливается насущными задачами психолого-педагогической практики, поставленными перед ней в связи с современными требованиями общества к различным аспектам здоровья ребенка: психическому, психологическому, психофизиологическому. А также теоретической и эмпирической значимостью проблемы тревожности в индивидуально-личностном становлении ребенка. На современном этапе для педагогики и психологии значимым является проблема тревожности у детей, поскольку она отрицательно влияет на психическое развитие детей и как следствие на особенности взаимоотношений со сверстниками. Об этом говорят такие психологи и педагоги, как Л. И. Божович, В. Р. Кисловская, А. М. Прихожан, Е. Савина, Н. Шанина.

В психолого-педагогической литературе даются разные определения понятия тревожности, но большинство исследований сходятся в том, что его необходимо рассматривать как ситуативное явление, так и личностную характеристику. Проблемой тревожности занимались такие педагоги и психологи, как Е. Ю. Брель, К. Е. Изард, Б. И. Кочубей, Е. В. Новикова, А. М. Прихожан, Н. Ю. Синягина, Ч. Спилбергер. А на современном этапе – Г. М. Бреслав, К. Хорни.

Под тревожностью мы понимаем индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюся в склонности человека часто переживать эмоциональный дискомфорт перед предстоящими событиями. Тревожные дети отличаются низкой самооценкой, повышенным беспокойством, эмоциональной неустойчивостью. Различают ситуативный (временная, устойчивая только в определённых жизненных ситуациях состояние тревожности, порождаемое такими ситуациями и, как правило, не возникающая в иных ситуациях) и личностный (стабильная склонность человека реагировать на подобные социальные ситуации повышением тревоги и беспокойства) виды тревожности. Предпосылкой возникновения тревожности у детей является сензитивность нервной системы. Причина возникновения тревожности лежит внутри детско-родительских отношений. Она развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван негативными и неадекватными требованиями взрослых.

Вопросы межличностных отношений дошкольников рассматривалась в основном в рамках социально-психологических исследований, где основным предметом были структура и возрастные изменения детского коллектива, и привлекала внимание многих психологов и педагогов: А. А. Бодалев, А. Т. Репина, Смирнова Е.О. А на современном этапе – Г. М. Андреева, Е. Г. Капитанец, Я. Л. Коломинский, Д. С. Кузнецова.

К пониманию межличностных отношений дошкольников наиболее распространенным подходом является социометрический. Межличностные отношения – это отношения между людьми, возникающие в процессе общения на основе личных интересов, предпочтений в определенных условиях. Фундаментом межличностных отношений в старшем дошкольном возрасте является потребность в общении. Межличностные отношения рассматриваются при этом как избирательные предпочтения детей в группе сверстников. В основе популярности дошкольников лежит их деятельность – либо способность к организации совместной игровой деятельности, либо успешность в продуктивной деятельности.

В.Р. Кисловская на основании исследования, показывающего, что уровень тревожности надежно коррелирует с социометрическим статусом во всех возрастах. Она делает вывод о том, что тревожность в значительной мере является функцией социального общения. Также В. Р. Кисловская, которая изучала возрастную динамику тревожности с помощью проективного теста, нашла, что «дошкольники испытывают наибольшую тревожность в общении с воспитателем детского сада, наименьшую - с родителями» [5, с. 22].

Для изучения влияния уровня тревожности на межличностные отношения нами был подобран диагностический инструментарий, который позволит выявить уровень тревожности у детей старшего дошкольного возраста:

1)  тест тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен) [4, с. 34];

2)  методика «Паровозик» (С. В. Велиева) [3, с. 240];

3)  методика «Два домика» (Т. Д. Марцинковская) [2, с. 129];

4)  методика «Секрет» (Т.А. Репина) [1, с. 48].

Исследование проводились на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад №3» г. Нерюнгри. В наших исследованиях было задействовано 14 детей старшего дошкольного возраста. Полученные результаты в ходе диагностики нами были проанализированы и обработаны.

Итак, по тесту тревожности «Выбери нужное лицо» выявлено 35,71% (5 чел.) детей с высоким уровнем тревожности и 64,29% (9 чел.) – со средним уровнем. Детей с низким уровнем тревожности не выявлено.

По методике «Паровозик» выявлено 50% (7 чел.) детей с позитивным психическим состоянием, 28,57% (4 чел.) ребенка с низким негативным психическим состоянием, 14,29% (2 чел.) детей со средним негативным психическим состоянием и 7,14% (1 чел.) ребенок с высоким негативным состоянием.

5)  по методике «Два домика» выявилось следующее:

«Популярные» («звезды») – 14,28% детей (2 чел.);

«Предпочитаемые» – 21,43% детей (3 чел.);

«Пренебрегаемые» или «оттесненные» – 64,29% детей (9 чел.);

«Изолированные» – 0;

«Отвергаемые» – 0.

Сплоченность группы составляет 0,53, что говорит о том, что уровень благополучия взаимоотношений группы низкий.

6)  по методике «Секрет» выявилось:

I – «предпочитаемые» – 7% (1 чел.);

II – «принятые» – 36% (5 чел.);

III – «непринятые» – 43% (6 чел.);

IV – «изолированные» – 14% (2 чел.).

Уровень благополучия взаимоотношений в группе низкий. Индекс изолированности = 14%, что является достаточно хорошим результатом.

Таким образом, по результатам исследования выявились 35,71 % (5 чел.) детей с высоким уровнем тревожности и 43 % (6 чел.) детей с проблемами в межличностных отношениях в группе сверстников.

Далее нами был проведен математический анализ результатов исследования с помощью коэффициента корреляции Спирмена:

1) выявление корреляции показателей между методиками «Выбери нужное лицо» и «Два домика». Математическая обработка результатов исследования показала умеренную связь (r=0,48).

2) выявление корреляции показателей между методиками «Выбери нужное лицо» и «Секрет». Математический анализ результатов исследования показала слабую связь(r=0,21).

3) выявление корреляции показателей между методиками «Паровозик» и «Два домика». Математическая обработка результатов исследования показала умеренную связь (r=0,36).

4) выявление корреляции показателей между методиками «Паровозик» и «Два домика». Математический анализ результатов исследования показала слабую связь (r=0,27).

Таким образом, в результате нашей работы мы обнаружили слабую связь между уровнем тревожности и социометрическим статусом детей старшего дошкольного возраста в группе сверстников. Данные результаты дают нам основание предположить, что уровень тревожности не оказывает значительного влияния на особенности выстраивания коммуникации и наличие межличностных трудностей во взаимоотношениях в коллективе.

 

Список литературы:
1. Бреслав Г. М. Психология эмоций: Учеб. пособие для вузов. – М.: Смысл, 2007. – 544 с.
2. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т. Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2000. – 255 с.
3. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / составитель С. В. Велиева. – СПб.: Речь, 2005. – 240 с.
4. Костина Л. М. Методы диагностики тревожности. – СПб.: Речь, 2006. – 196 с.
5. Малкова Е. Е. Тревожность и развитие личности. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. – 268 с.