Статья:

Психолого-педагогические условия социализации подростков в православной воскресной школе

Конференция: LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Психология

Выходные данные
Морозов И.Н. Психолого-педагогические условия социализации подростков в православной воскресной школе // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. LII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(51). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/12(51).pdf (дата обращения: 23.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Психолого-педагогические условия социализации подростков в православной воскресной школе

Морозов Иван Николаевич
магистрант «Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова», РФ, г. Абакан
Спирина Татьяна Александровна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент «Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, РФ, г. Абакан

 

В современном российском обществе происходят разного рода изменения, которые оказывают влияние на все сферы жизни  и всего общества целом. В свою очередь, эти изменения становятся причинами возникновения проблем, затрагивающих все слои населения.

Среди множества проблем выделим одну, которая важная на сегодня для категории подростков – это процесс их социализации в современном обществе.

Современная педагогическая наука проявляет устойчивый интерес к изучению новых социальных, педагогических факторов и условий, влияющих на социализацию личности. К этим факторам относится деятельность такой воспитательной организации как православная воскресная школа.

В рамках нашего исследования особенный интерес вызывают особенности социализации подростков-учащихся православной воскресной школы, а конкретнее, какое значение оказывает обучение в такой школе на прохождение процесса социализации.

Социализация - это усвоение различных социальных ролей, формирование социального характера и др. социально-типических проявлений личности, которые обусловлены местом личности в общественных отношениях, ее образом жизни и социальной позицией [1].

Процесс социализации – это вхождение в социальную среду, приспособление к ней, освоение определенных ролей и функций [2, с. 85]. Стоит добавить к этому определению то, что процесс социализации проходит в течение всей жизни человека.

В этом контексте особое внимание привлекает неподготовленность подростков к принятию общечеловеческих и духовно-нравственных ценностей и традиций современного мира, что говорит об изменении течения процесса социализации.

Социализация личности осуществляется под влиянием совокупности многих условий, как социально-контролируемых и направленно организованных, так и стихийных, возникающих спонтанно. Ведущими же условиями являются успешное воспитание и образование человека. Этим условиям соответствует деятельность всех образовательных организаций, в том числе православной воскресной школы.

Анализ литературы о деятельности православных воскресных школ показал, что этот вид образовательной организации обладает потенциальными возможностями для успешной социализации подростков.

В процессе осуществления воспитательной и образовательной деятельности воскресные школы выполняют ряд функций, которые характеризуют ее как самостоятельную учебно-воспитательную систему. Этих функций четыре. Перечислим их: ценностно-ориентационная, регулятивная, интегративная, воспитательная [3].

Значимость этих функций будет подтверждена положительными изменениями, касающиеся разных сторон и сфер деятельности обучающихся православных воскресных школ. Особенно это касается учащихся подросткового возраста, так как именно этот возрастной промежуток завершает активный период социализации и характеризуется определенными психофизиологическими изменениями.

Опытно-экспериментальная работа была проведена  на базе православной воскресной школы при Храме Святителя Николая с. Парная Шарыповского района Красноярского края.

Цель этой  работы - провести  опытно-экспериментальную проверку   эффективности разработанных условий  социализации подростков в   православной воскресной школе.

Выборка исследования составила 60 человек – воспитанников воскресной школы в возрасте от 13 до 16 лет.

В своей исследовательской работе мы опирались на понятие «социализированность» и определяли ее как результат социализации. В наиболее общем виде социализированность понимается как сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом. Социализированный человек – значит социально зрелый.

Социализированность характеризуют три ее компонента: деятельностный, ценностно-мотивационный и личностный.

Рассматривая критерии социализированности, мы  выделили их в три группы: 1) независимость, уверенность, самостоятельность; 2) эмоционально-ценностное отношение к нормам и правилам поведения группы; 3) степень освоения норм социального поведения.

В соответствии с этими группами мы подобрали следующие методики диагностики. Для изучения критериев первой группы  были использованы:   беседа; методика для изучения социализированности личности учащегося (разработана профессором М.И. Рожковым); методика «Шкала социально-психологической адаптированности» К. Роджерса и Р. Даймонда (адаптация Т.В. Снегирёвой). Последняя методика предназначена для диагностики комплекса психологических проявлений, сопровождающих процесс социально-психологической адаптации. Выбор этой методики мы обосновали тем, что, социальная адаптация представляет собой начальную стадию процесса социализации личности. Как в процессе социализации, так и в ходе социальной адаптации, происходит активное приспособление, усвоение человеком социальных норм и требований данной социальной среды. Кроме того, необходимым критерием и результатом как успешной социализации, так и эффективной социальной адаптации, является саморазвитие, самореализация и самоактуализация личности в обществе. В этом заключается, по нашему мнению, основное сходство этих процессов.

Методику М. Рокича «Ценностные ориентации» мы использовали для изучения эмоционально-ценностного отношения к нормам и правилам поведения в группе.

Тест М. Куна и Т. Макпартлэнда «Кто я?» (модификация Т.В. Румянцевой) направлен на определение степени освоения норм социального поведения.  

Первый этап опытно-экспериментальной работы совпал с началом учебного года в воскресной школе. Анализ результатов диагностики показал, что практически по всем представленным в методиках шкалам и показателям получены данные, характерные для среднего и низкого уровня проявлений социализированности.

Полученные результаты свидетельствуют о существовании у подростков трудностей, препятствующих  благополучному протеканию социализации. Эти трудности заключаются в следующем: незаинтересованность в общении со сверстниками, негативное оценивание своих интересов и возможностей, тревожность, неспособность понимать себя и собственные ценности, возникающий в процессе общения эмоциональный дискомфорт, неуверенность в себе и своих возможностях, неправильный подход в выборе приоритетов для дальнейшего развития себя как личности и благополучия в целом и др.

Для решения выявленных проблем и трудностей нами были определены следующие психолого-педагогических условия, способствующие успешной социализации воспитанников православной воскресной школы: включение воспитанников в коллективную творческую деятельность (клубы исторической реконструкции, спортивные и творческие кружки);  вовлечение родителей в образовательный процесс школы (проведение «семейных занятий», совместных экскурсий, туристических подходов);  проведение психологических тренингов, консультаций, направленных на решение проблем социализации подростков.

Вышеперечисленные условия были реализованы на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы. Эта работа проводилась с воспитанниками в течение всего учебного года. Каждое мероприятие было направлено на изучение характеристик и причин возникновения той или иной проблемы, которая была определена в процессе первичной диагностики, а также определялись пути и методы для решения этой проблемы. Занятия проводились в соответствии с разработанным планом,  по определенной схеме с указанием последовательности проводимых мероприятий, их периодичностью, продолжительностью и местом проведения. После каждого занятия-мероприятия в разной форме, письменной или устной, анализируется полезность и результат полученных новых знаний и навыков, отмечаются положительные и отрицательные стороны проводимых заданий.

Контрольный этап опытно-экспериментальной работы показал следующие результаты.

Беседа, направленная на определение отношения подростков к окружающему миру и к сверстникам, показала результаты, отличные от результатов первого этапа. Высокие показатели адаптированности к окружающему миру характерны для 20 человек (34%). На ориентировочном этапе количество человек с высоким уровнем адаптированности составляло 8 человек (14%). Характеристика этих показателей следующая: общительность, открытость для разговоров как с одним человеком, так и с группой людей. Для этого уровня не характерно проявление негативных эмоций и недовольств.

Количество человек со средним уровнем адаптированности ненамного изменилось в меньшую сторону и составило 30 человек (50%), тогда как на первом вводном этапе исследования показатели этого уровня равнялись 53% (32 человека). При этом, стоит заметить, что у этих испытуемых показатели уровня адаптированности изменились и приблизились к характеристикам высокого уровня. Отвечая на вопросы, испытуемые, у которых наблюдается средние показатели адаптированности, затрудняются давать ответы при размышлении о разных сферах своей жизни, при ответе на вопросы часто наблюдалась смена настроения.

Уменьшилось на 10 количество человек (16%) с низким уровнем адаптированности, для которого характерна незаинтересованность в общении, замкнутость, неумение устанавливать контакты в отношениях со сверстниками. На ориентирововчном этапе исследования показатели были равны 33% (20 человек).

Методика М. И. Рожкова для изучения социализированности личности учащегося показала следующие изменения (представлены в таблице №1).

Таблица 1

Степень социализированности личности учащегося по М.И. Рожкову

Степень социализированности

1 этап

2 этап

высокая

17 чел. (28%)

25 чел. (42%)

средняя

20 чел. (34%)

22 чел. (36%)

низкая

23 чел. (38%)

13 чел. (22%)

 

Динамика количественных показателей говорит о положительном влиянии введенных психолого-педагогических условий, способствующих успешному протеканию процесса социализации.

Значения социально-психологической адаптации по методике К. Роджерса и Д. Даймонда представлены на основании параметров-шкал социальной адаптированности в таблице №2.

Таблица 2

Сравнение значений социально-психологической адаптации по методике К.Роджерса и Д. Даймонда

Шкалы социальной адаптированности

Уровни проявления адаптированности

1 этап

2 этап

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Адаптированность

23

37

40

50

30

20

Самопринятие

25

32

43

52

25

23

Принятие других

15

31

54

40

30

30

Эмоциональная комфортность

17

35

48

45

30

25

Интернальность

7

39

54

39

31

30

Стремление к доминированию

18

21

61

31

28

41

 

Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод о том, что значительно изменились показатели высокого и низкого уровней проявления адаптации. Практически по всем представленным шкалам показатели соответствуют высокому и среднему уровням проявления адаптации. Это позволяет говорить об уменьшении разного рода трудностей подростков в процессе приспособления к изменяющимся условиям среды. Увеличение количественных данных высокого уровня адаптированности говорит о развитой способности понимать себя и собственные ценности.

Для исследования ценностных ориентаций мы использовали методику М. Рокича, которая основана на ранжировании списка ценностей. Результаты описаны ниже и  представлены в сравнении с итогами диагностики первого этапа диагностики.

Если в начале учебного года для подростков важны были такие ценности как интересная работа, материально обеспеченная жизнь, наличие хороших и верных друзей, здоровье, то на втором этапе тестирования лидирующее положение стали занимать ценности, которые имеют значение в процессе приспособления к жизни в обществе, важны для эмоционального и душевного внутреннего комфорта и для саморазвития. Среди таковых ценностей отметим: эффективность в делах, самоконтроль, образованность, уверенность в себе, познание и интеллектуальное развитие.

Результаты этой методики являются подтверждением эффективности условий, созданных православной воскресной школой для подростков, испытывающих трудности в социализации. Эта методика позволяет переосмыслить отношение к окружающей действительности, подталкивает человека к внутреннему диалогу с самим собой с целью определения для себя жизненной позиции, важности внешних и внутренних изменений для достижения поставленных перед собой целей.

Заключительная методика нашего исследования Тест М. Куна и Т. Макпартлэнда «Кто я?» (модификация Т.В. Румянцевой). Она используется с целью изучения содержательных характеристик идентичности личности, другими словами, самооценки.

На первом этапе эта методика показала следующие результаты: 32 человека (54%) показали результаты, соответствующие адекватной самооценке; 17 человек (28%) с неустойчивой самооценкой, и с неадекватно завышенной и заниженной самооценкой 4 (6%) и 7 (12%) человек соответственно. Последние показатели неадекватной самооценки говорят о искаженном восприятии самого себя, например, переоценивание достоинств и недооценивание недостатков, завышенные цели и требования к себе, непринятие себя и самоотрицание. Такого рода неадекватность создает серьезные трудности при общении человека с окружающими, это является проблемой, которая касается всех сторон жизни человека, в том числе становится преградой и причиной затруднения протекания процесса социализации. Результат социализации напрямую связан с тем, как человек относится к самому себе.

Второй этап исследования показал другие результаты. Изменились показатели по всем видам самооценки. Для 42 человек (70%) характерная адекватная самооценка. Из этого числа учащихся большинство относится к уравновешенному типу личности и лишь несколько человек к эмоционально-полярному типу. Для преобладающего типа личности характерны большая стрессоустойчивость, умение поддерживать конструктивные отношения с разными людьми. Результаты методики свидетельствуют также о сформированности позитивной половой идентичности, возможном многообразии ролевого поведения, что позволяет успешно устанавливать и поддерживать партнерские взаимоотношения с другими людьми.  Подростки, относящиеся к этой категории, реалистично осознают и оценивают себя, свои недостатки и достоинства, самоуважение, принятие себя. К этим характеристикам следует отнести достаточно высокий уровень развития рефлексии, что говорит о хорошо развитом представлении подростка о себе, своих возможностях, желаниях, умениях. Дети-подростки определяют для себя цели и планы на будущее, касающиеся разных сфер жизни, причем делают это в соответствии со своими возможностями для достижения цели и представлениями о будущем результате. Описание внешности и физических данных происходит в соответствии с действительностью, без преувеличения, и зачастую используются цели для самосовершенствования и преображения себя.

14 человек (23%) обладают неустойчивой самооценкой. Можно предположить, что этот показатель напрямую зависит от возраста испытуемых, для которого характерны разного рода изменения. Неустойчивая самооценка не может долго сохранятся, т.к. это создает определенный дискомфорт. У этих испытуемых подростков косвенно проявляются особенности половой идентичности, наблюдается неопределенность в описании своих возможностей, способностей, положительных характеристик, т.е. уровень рефлексии ближе к низкому.  Анализ временного аспекта позволил определить стремление человека уйти от трудностей настоящего момента в силу недостаточной реализованности в настоящем. Мнение, относительно себя как личности, очень часто и быстро меняется, это говорит о несформированности целей, представлений и желаемых достижений. Нет четкой и уверенной позиции, которая касается деятельностных, перспективных и рефлексивных характеристик.

В дальнейшем, с подростками, получившими такие результаты, предполагается проведение сопровождающей психолого-педагогической работы для выравнивания показателей самооценки в положительную сторону.

И, наконец, стоит отметить, что соблюдение предложенных психолого-педагогических условий для успешной социализации подростков, благоприятно сказалось на изменении количественных показателей неадекватно заниженной (3 человека-5%) и завышенной самооценки (1 человек-2%).

Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могут достигнуть, преувеличивая значение неудач. Завышенная самооценка характеризуется, с одной стороны, гипертрофированным оцениванием своих достоинств: переоценивают и приписывают их, с другой стороны, недооценивают и исключают у себя недостатки.

Неадекватная самооценка своих возможностей и завышенный уровень притязаний обусловливают чрезмерную самоуверенность. Для подростков этой группы характерно отсутствие обозначения пола (половой идентичности), низкий уровень рефлексии, недостаточное описание (или даже отсутствие) физических и деятельностных характеристик идентичности.

Проведенная нами опытно-экспериментальная работа подтвердила наше предположение о том, что православная воскресная школа способствует успешной социализации подростков, если для этого будут созданы определенные психолого-педагогические условия.

Результаты проведенной диагностики говорят о правильности и эффективности подобранных психолого-педагогических условий и их включении в образовательную и воспитательную деятельность православной воскресной школы. Именно в процессе воспитания и образования детям становится доступной информация о важности формирования себя как личности и о работе над собой, о необходимости ставить пред собой цели и развивать в себе новые навыки и умения, чтобы достигнуть определенных результатов, о ценностях и способностях разного рода и разных сфер деятельности, необходимых для успешного приспособления и существования в обществе, иными словами, для благоприятного протекания такого важного процесса как социализация.

 

Список литературы:
1. Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности. Социальные исследования. М., 1970-303с.
2. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 1999.
3. Никитская Е.А. Православная воскресная школа как воспитательная организация // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. – 2009. - Т.15, №1. – С.114-117.