Психолого-педагогические условия социализации подростков в православной воскресной школе
Конференция: LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Психология
LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Психолого-педагогические условия социализации подростков в православной воскресной школе
В современном российском обществе происходят разного рода изменения, которые оказывают влияние на все сферы жизни и всего общества целом. В свою очередь, эти изменения становятся причинами возникновения проблем, затрагивающих все слои населения.
Среди множества проблем выделим одну, которая важная на сегодня для категории подростков – это процесс их социализации в современном обществе.
Современная педагогическая наука проявляет устойчивый интерес к изучению новых социальных, педагогических факторов и условий, влияющих на социализацию личности. К этим факторам относится деятельность такой воспитательной организации как православная воскресная школа.
В рамках нашего исследования особенный интерес вызывают особенности социализации подростков-учащихся православной воскресной школы, а конкретнее, какое значение оказывает обучение в такой школе на прохождение процесса социализации.
Социализация - это усвоение различных социальных ролей, формирование социального характера и др. социально-типических проявлений личности, которые обусловлены местом личности в общественных отношениях, ее образом жизни и социальной позицией [1].
Процесс социализации – это вхождение в социальную среду, приспособление к ней, освоение определенных ролей и функций [2, с. 85]. Стоит добавить к этому определению то, что процесс социализации проходит в течение всей жизни человека.
В этом контексте особое внимание привлекает неподготовленность подростков к принятию общечеловеческих и духовно-нравственных ценностей и традиций современного мира, что говорит об изменении течения процесса социализации.
Социализация личности осуществляется под влиянием совокупности многих условий, как социально-контролируемых и направленно организованных, так и стихийных, возникающих спонтанно. Ведущими же условиями являются успешное воспитание и образование человека. Этим условиям соответствует деятельность всех образовательных организаций, в том числе православной воскресной школы.
Анализ литературы о деятельности православных воскресных школ показал, что этот вид образовательной организации обладает потенциальными возможностями для успешной социализации подростков.
В процессе осуществления воспитательной и образовательной деятельности воскресные школы выполняют ряд функций, которые характеризуют ее как самостоятельную учебно-воспитательную систему. Этих функций четыре. Перечислим их: ценностно-ориентационная, регулятивная, интегративная, воспитательная [3].
Значимость этих функций будет подтверждена положительными изменениями, касающиеся разных сторон и сфер деятельности обучающихся православных воскресных школ. Особенно это касается учащихся подросткового возраста, так как именно этот возрастной промежуток завершает активный период социализации и характеризуется определенными психофизиологическими изменениями.
Опытно-экспериментальная работа была проведена на базе православной воскресной школы при Храме Святителя Николая с. Парная Шарыповского района Красноярского края.
Цель этой работы - провести опытно-экспериментальную проверку эффективности разработанных условий социализации подростков в православной воскресной школе.
Выборка исследования составила 60 человек – воспитанников воскресной школы в возрасте от 13 до 16 лет.
В своей исследовательской работе мы опирались на понятие «социализированность» и определяли ее как результат социализации. В наиболее общем виде социализированность понимается как сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом. Социализированный человек – значит социально зрелый.
Социализированность характеризуют три ее компонента: деятельностный, ценностно-мотивационный и личностный.
Рассматривая критерии социализированности, мы выделили их в три группы: 1) независимость, уверенность, самостоятельность; 2) эмоционально-ценностное отношение к нормам и правилам поведения группы; 3) степень освоения норм социального поведения.
В соответствии с этими группами мы подобрали следующие методики диагностики. Для изучения критериев первой группы были использованы: беседа; методика для изучения социализированности личности учащегося (разработана профессором М.И. Рожковым); методика «Шкала социально-психологической адаптированности» К. Роджерса и Р. Даймонда (адаптация Т.В. Снегирёвой). Последняя методика предназначена для диагностики комплекса психологических проявлений, сопровождающих процесс социально-психологической адаптации. Выбор этой методики мы обосновали тем, что, социальная адаптация представляет собой начальную стадию процесса социализации личности. Как в процессе социализации, так и в ходе социальной адаптации, происходит активное приспособление, усвоение человеком социальных норм и требований данной социальной среды. Кроме того, необходимым критерием и результатом как успешной социализации, так и эффективной социальной адаптации, является саморазвитие, самореализация и самоактуализация личности в обществе. В этом заключается, по нашему мнению, основное сходство этих процессов.
Методику М. Рокича «Ценностные ориентации» мы использовали для изучения эмоционально-ценностного отношения к нормам и правилам поведения в группе.
Тест М. Куна и Т. Макпартлэнда «Кто я?» (модификация Т.В. Румянцевой) направлен на определение степени освоения норм социального поведения.
Первый этап опытно-экспериментальной работы совпал с началом учебного года в воскресной школе. Анализ результатов диагностики показал, что практически по всем представленным в методиках шкалам и показателям получены данные, характерные для среднего и низкого уровня проявлений социализированности.
Полученные результаты свидетельствуют о существовании у подростков трудностей, препятствующих благополучному протеканию социализации. Эти трудности заключаются в следующем: незаинтересованность в общении со сверстниками, негативное оценивание своих интересов и возможностей, тревожность, неспособность понимать себя и собственные ценности, возникающий в процессе общения эмоциональный дискомфорт, неуверенность в себе и своих возможностях, неправильный подход в выборе приоритетов для дальнейшего развития себя как личности и благополучия в целом и др.
Для решения выявленных проблем и трудностей нами были определены следующие психолого-педагогических условия, способствующие успешной социализации воспитанников православной воскресной школы: включение воспитанников в коллективную творческую деятельность (клубы исторической реконструкции, спортивные и творческие кружки); вовлечение родителей в образовательный процесс школы (проведение «семейных занятий», совместных экскурсий, туристических подходов); проведение психологических тренингов, консультаций, направленных на решение проблем социализации подростков.
Вышеперечисленные условия были реализованы на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы. Эта работа проводилась с воспитанниками в течение всего учебного года. Каждое мероприятие было направлено на изучение характеристик и причин возникновения той или иной проблемы, которая была определена в процессе первичной диагностики, а также определялись пути и методы для решения этой проблемы. Занятия проводились в соответствии с разработанным планом, по определенной схеме с указанием последовательности проводимых мероприятий, их периодичностью, продолжительностью и местом проведения. После каждого занятия-мероприятия в разной форме, письменной или устной, анализируется полезность и результат полученных новых знаний и навыков, отмечаются положительные и отрицательные стороны проводимых заданий.
Контрольный этап опытно-экспериментальной работы показал следующие результаты.
Беседа, направленная на определение отношения подростков к окружающему миру и к сверстникам, показала результаты, отличные от результатов первого этапа. Высокие показатели адаптированности к окружающему миру характерны для 20 человек (34%). На ориентировочном этапе количество человек с высоким уровнем адаптированности составляло 8 человек (14%). Характеристика этих показателей следующая: общительность, открытость для разговоров как с одним человеком, так и с группой людей. Для этого уровня не характерно проявление негативных эмоций и недовольств.
Количество человек со средним уровнем адаптированности ненамного изменилось в меньшую сторону и составило 30 человек (50%), тогда как на первом вводном этапе исследования показатели этого уровня равнялись 53% (32 человека). При этом, стоит заметить, что у этих испытуемых показатели уровня адаптированности изменились и приблизились к характеристикам высокого уровня. Отвечая на вопросы, испытуемые, у которых наблюдается средние показатели адаптированности, затрудняются давать ответы при размышлении о разных сферах своей жизни, при ответе на вопросы часто наблюдалась смена настроения.
Уменьшилось на 10 количество человек (16%) с низким уровнем адаптированности, для которого характерна незаинтересованность в общении, замкнутость, неумение устанавливать контакты в отношениях со сверстниками. На ориентирововчном этапе исследования показатели были равны 33% (20 человек).
Методика М. И. Рожкова для изучения социализированности личности учащегося показала следующие изменения (представлены в таблице №1).
Таблица 1
Степень социализированности личности учащегося по М.И. Рожкову
Степень социализированности |
1 этап |
2 этап |
высокая |
17 чел. (28%) |
25 чел. (42%) |
средняя |
20 чел. (34%) |
22 чел. (36%) |
низкая |
23 чел. (38%) |
13 чел. (22%) |
Динамика количественных показателей говорит о положительном влиянии введенных психолого-педагогических условий, способствующих успешному протеканию процесса социализации.
Значения социально-психологической адаптации по методике К. Роджерса и Д. Даймонда представлены на основании параметров-шкал социальной адаптированности в таблице №2.
Таблица 2
Сравнение значений социально-психологической адаптации по методике К.Роджерса и Д. Даймонда
Шкалы социальной адаптированности |
Уровни проявления адаптированности |
|||||
1 этап |
2 этап |
|||||
Высокий |
Средний |
Низкий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
Адаптированность |
23 |
37 |
40 |
50 |
30 |
20 |
Самопринятие |
25 |
32 |
43 |
52 |
25 |
23 |
Принятие других |
15 |
31 |
54 |
40 |
30 |
30 |
Эмоциональная комфортность |
17 |
35 |
48 |
45 |
30 |
25 |
Интернальность |
7 |
39 |
54 |
39 |
31 |
30 |
Стремление к доминированию |
18 |
21 |
61 |
31 |
28 |
41 |
Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод о том, что значительно изменились показатели высокого и низкого уровней проявления адаптации. Практически по всем представленным шкалам показатели соответствуют высокому и среднему уровням проявления адаптации. Это позволяет говорить об уменьшении разного рода трудностей подростков в процессе приспособления к изменяющимся условиям среды. Увеличение количественных данных высокого уровня адаптированности говорит о развитой способности понимать себя и собственные ценности.
Для исследования ценностных ориентаций мы использовали методику М. Рокича, которая основана на ранжировании списка ценностей. Результаты описаны ниже и представлены в сравнении с итогами диагностики первого этапа диагностики.
Если в начале учебного года для подростков важны были такие ценности как интересная работа, материально обеспеченная жизнь, наличие хороших и верных друзей, здоровье, то на втором этапе тестирования лидирующее положение стали занимать ценности, которые имеют значение в процессе приспособления к жизни в обществе, важны для эмоционального и душевного внутреннего комфорта и для саморазвития. Среди таковых ценностей отметим: эффективность в делах, самоконтроль, образованность, уверенность в себе, познание и интеллектуальное развитие.
Результаты этой методики являются подтверждением эффективности условий, созданных православной воскресной школой для подростков, испытывающих трудности в социализации. Эта методика позволяет переосмыслить отношение к окружающей действительности, подталкивает человека к внутреннему диалогу с самим собой с целью определения для себя жизненной позиции, важности внешних и внутренних изменений для достижения поставленных перед собой целей.
Заключительная методика нашего исследования Тест М. Куна и Т. Макпартлэнда «Кто я?» (модификация Т.В. Румянцевой). Она используется с целью изучения содержательных характеристик идентичности личности, другими словами, самооценки.
На первом этапе эта методика показала следующие результаты: 32 человека (54%) показали результаты, соответствующие адекватной самооценке; 17 человек (28%) с неустойчивой самооценкой, и с неадекватно завышенной и заниженной самооценкой 4 (6%) и 7 (12%) человек соответственно. Последние показатели неадекватной самооценки говорят о искаженном восприятии самого себя, например, переоценивание достоинств и недооценивание недостатков, завышенные цели и требования к себе, непринятие себя и самоотрицание. Такого рода неадекватность создает серьезные трудности при общении человека с окружающими, это является проблемой, которая касается всех сторон жизни человека, в том числе становится преградой и причиной затруднения протекания процесса социализации. Результат социализации напрямую связан с тем, как человек относится к самому себе.
Второй этап исследования показал другие результаты. Изменились показатели по всем видам самооценки. Для 42 человек (70%) характерная адекватная самооценка. Из этого числа учащихся большинство относится к уравновешенному типу личности и лишь несколько человек к эмоционально-полярному типу. Для преобладающего типа личности характерны большая стрессоустойчивость, умение поддерживать конструктивные отношения с разными людьми. Результаты методики свидетельствуют также о сформированности позитивной половой идентичности, возможном многообразии ролевого поведения, что позволяет успешно устанавливать и поддерживать партнерские взаимоотношения с другими людьми. Подростки, относящиеся к этой категории, реалистично осознают и оценивают себя, свои недостатки и достоинства, самоуважение, принятие себя. К этим характеристикам следует отнести достаточно высокий уровень развития рефлексии, что говорит о хорошо развитом представлении подростка о себе, своих возможностях, желаниях, умениях. Дети-подростки определяют для себя цели и планы на будущее, касающиеся разных сфер жизни, причем делают это в соответствии со своими возможностями для достижения цели и представлениями о будущем результате. Описание внешности и физических данных происходит в соответствии с действительностью, без преувеличения, и зачастую используются цели для самосовершенствования и преображения себя.
14 человек (23%) обладают неустойчивой самооценкой. Можно предположить, что этот показатель напрямую зависит от возраста испытуемых, для которого характерны разного рода изменения. Неустойчивая самооценка не может долго сохранятся, т.к. это создает определенный дискомфорт. У этих испытуемых подростков косвенно проявляются особенности половой идентичности, наблюдается неопределенность в описании своих возможностей, способностей, положительных характеристик, т.е. уровень рефлексии ближе к низкому. Анализ временного аспекта позволил определить стремление человека уйти от трудностей настоящего момента в силу недостаточной реализованности в настоящем. Мнение, относительно себя как личности, очень часто и быстро меняется, это говорит о несформированности целей, представлений и желаемых достижений. Нет четкой и уверенной позиции, которая касается деятельностных, перспективных и рефлексивных характеристик.
В дальнейшем, с подростками, получившими такие результаты, предполагается проведение сопровождающей психолого-педагогической работы для выравнивания показателей самооценки в положительную сторону.
И, наконец, стоит отметить, что соблюдение предложенных психолого-педагогических условий для успешной социализации подростков, благоприятно сказалось на изменении количественных показателей неадекватно заниженной (3 человека-5%) и завышенной самооценки (1 человек-2%).
Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могут достигнуть, преувеличивая значение неудач. Завышенная самооценка характеризуется, с одной стороны, гипертрофированным оцениванием своих достоинств: переоценивают и приписывают их, с другой стороны, недооценивают и исключают у себя недостатки.
Неадекватная самооценка своих возможностей и завышенный уровень притязаний обусловливают чрезмерную самоуверенность. Для подростков этой группы характерно отсутствие обозначения пола (половой идентичности), низкий уровень рефлексии, недостаточное описание (или даже отсутствие) физических и деятельностных характеристик идентичности.
Проведенная нами опытно-экспериментальная работа подтвердила наше предположение о том, что православная воскресная школа способствует успешной социализации подростков, если для этого будут созданы определенные психолого-педагогические условия.
Результаты проведенной диагностики говорят о правильности и эффективности подобранных психолого-педагогических условий и их включении в образовательную и воспитательную деятельность православной воскресной школы. Именно в процессе воспитания и образования детям становится доступной информация о важности формирования себя как личности и о работе над собой, о необходимости ставить пред собой цели и развивать в себе новые навыки и умения, чтобы достигнуть определенных результатов, о ценностях и способностях разного рода и разных сфер деятельности, необходимых для успешного приспособления и существования в обществе, иными словами, для благоприятного протекания такого важного процесса как социализация.