Статья:

ВЗАИМОСВЯЗЬ КОНФОРМИЗМА И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Конференция: LXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Писанко Е.А. ВЗАИМОСВЯЗЬ КОНФОРМИЗМА И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(65). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/7(65).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 41 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЗАИМОСВЯЗЬ КОНФОРМИЗМА И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Писанко Елена Александровна
студент, Дальневосточный федеральный университет, РФ, г. Владивосток
Глушак Елена Владимировна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, Дальневосточный федеральный университет, РФ, г. Владивосток

 

Аннотация. Исследование посвящено проблеме взаимосвязи конформизма и социально-психологической адаптации студентов. По результатам эмпирического исследования, проведенного на выборке из 25 студентов, была проанализирована между конформизмом и самостоятельностью с одной стороны конформизмом, и интегральными показателями социально-психологической адаптации – с другой. Была выявлена связь между самостоятельностью и адаптацией, которая свидетельствует о том, что студенты, проявляющие большую самостоятельность эффективнее привыкают к определенным социально-психологическим условиям.

 

Ключевые слова: конформизм, формы конформизма, социально-психологическая адаптация, интегральные показатели адаптации.

 

Тенденция развития общества и приспособления индивида к группе сопровождается воздействием различных социальных феноменов. К таким феноменам относятся конформизм и социально-психологическая адаптация. В большинстве исследованиях, можно заметить, что данные феномены пересекаются крайне редко и не рассматриваются в тенденции взаимодействия и взаимовлияния. Поэтому своим исследованием мы проверим

Конформизм – социальный феномен, способ выживания человека в обществе или группе. Он помогает индивиду ассимилироваться с общностью, стать его полноценной частью. Его изучением занимались такие научные деятели, как Г. Лебон, Г. Тард, Э. Фромм, З. Фрейд и другие. Как отмечал Э. Фромм, человек подвергался конформизму с той целью, чтобы избежать определенных страхов: одиночества и свободы [1, с. 177]. Иными слова, индивид стремился сохранить единство с группой, чтобы не быть отвергнутым и не поддаться остракизму. Интересные эксперименты в области конформизма провел М. Шериф и С. Аш. Первый пришел к выводу, что в условиях неопределенности человек склонен соглашаться с мнением других [4, с. 58]. Второй ученый пришел к тому, что определенный процент людей (37% из 100%), проявляю конформное поведение и готовы отказаться от своих мыслей в пользу большинства [5, с. 32].

Социально-психологическая адаптация включает в себя процессы приспособления к социальной и психологической среде, освоение ролей, норм и ценностей общества, а также построение и поддержание социальных связей. В современной науке социально-психологическую адаптацию рассматривают в формате двух подходов [2, с. 347]. Философско-социологический подход подразумевает, что адаптация происходит в связи с социальными и производственными факторами. Например, адаптация к предмету труда включает освоение новых навыков, умений и знаний, необходимых для эффективной работы. Адаптация к отношениям в коллективе включает установление социальных связей, учет норм и ценностей группы, а также собственное выражение и удовлетворение своих потребностей. Социально-психологический подход рассматривает адаптацию как процесс, способствующий гармонии между внутренним миром человека и внешним миром (обществом). Этот подход уделяет внимание психологическим аспектам адаптации, таким как формирование и поддержание психологического комфорта, разрешение конфликтов, саморазвитие и самореализация личности [3, с. 111]. Процесс социально-психологической адаптации является сложным и многогранным процессом, который связан с развитием индивидуальности, формированием социальной идентичности и приспособлением к различным условиям жизни. Важно находить баланс между приспособлением и сохранением своей индивидуальности, чтобы успешно функционировать в социальной среде.

Целью эмпирического исследования являлось выявление взаимосвязи конформизма и социально-психологической адаптации студентов вуза.  

Общая гипотеза исследования: существует взаимосвязь между формами конформизма и показателями социально-психологической адаптации студентов вуза.  Было сделано предположение о наличие значимых различий между формами конформизма по половому признаку и различия между интегральными показателями социально-психологической адаптации по половому признаку.

Методы сбора эмпирического материала: психодиагностический метод. Методы математико-статистической обработки: U - критерий Манна-Уитни; коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Для подтверждения гипотезы и достижения цели исследования по изучению взаимосвязи форм конформизма и показателями социально-психологической адаптации студентов, нами были выбраны следующие методики:

1. Диагностика социально-психологической адаптации К. Роджерса, Р. Даймонда (адаптация А. К. Осницкого).

2. Диагностика конформизма – самостоятельности (ИСП-4) В. П.

Прядеин.

В исследования приняли участие студенты первого года обучения Дальневосточного федерального университета Школы искусств и гуманитарных наук в количестве 25 человек и в возрасте от 18 до 20 лет. Из них 15 девушек и 10 юношей.

В результате проверки выборки на однородность по половому признаку различий выявлено не было, что указывает на однородность выборки.

В таблице 1 представлены результаты выявления корреляционной связи между формами конформизма и интегральными показателями адаптации студентов вуза.

Таблица 1.

Взаимосвязь форм конформизма и интегральных показателей адаптации

 

Адаптация

Самостоятельность

,444*

Примечание: *- статистически значимая связь (р≤0,05);

 

Исходя из полученных данных, связь между формами конформизма и интегральными показателями социально-психологической адаптации не подтвердилась. Но вместе с тем, исследование показало взаимосвязь между самостоятельностью и адаптацией, то есть индивиды, проявляющие большую самостоятельность, имеют более высокую социально-психологическую адаптацию. Это может быть связано с тем, что самостоятельные люди более гибки и приспособляемы к новым ситуациям. Как выделял сам В.П. Прядеин самостоятельность не противоположность, а отсутствие конформизма, где инициативность совершаемых поступков и действий исходит из собственных побуждений, имеющих тенденцию противостоять внешнему давлению.

С другой стороны, конформизм не имеет прямой связи с интегральными показателями адаптации. Конформисты могут проявляться как адаптированными людьми, которые легко приспосабливаются к общественным нормам и ожиданиям, так и неадаптированными, которые теряют свою самостоятельность и инициативу под влиянием внешнего давления.

Коэффициент корреляции 0,444 указывает на среднюю положительную взаимосвязь между самостоятельностью и уровнем адаптации. Значимость 0,026 означает, что эта взаимосвязь статистически значима на уровне значимости 0,05. Иными словами, мы можем с уверенностью говорить о существовании этой связи в нашей выборке.

Таким образом, социально-психологическая адаптация человека – это процесс приспособления к социальной среде и общественным нормам, овладение правилами и ценностями, принятыми в данном обществе. Она зависит от множества факторов, включая личностные особенности, семейное воспитание, образование и т.д. Конформизм описывает стремление человека подчиниться нормам и правилам группы, с которой он себя идентифицирует. Он может проявляться в различных формах, например, в подражании поведению группы или отказе от собственных убеждений ради принадлежности к группе. Однако, социально-психологическая адаптация не зависит от конформизма. На самом деле, чрезмерная конформность и отказ от собственной уникальности и индивидуальности могут вызывать проблемы в адаптации. Когда человек полностью подчиняется группе и некритически повторяет ее мнения и поведение, у него может возникнуть чувство неполноценности и потеря своей индивидуальности. Это может привести к стрессу, низкой самооценке и проблемам во взаимоотношениях с другими людьми. Самостоятельность, наоборот, является важным аспектом успешной адаптации. Когда человек обладает независимостью мышления и не боится выражать свое мнение, он может эффективнее решать проблемы и находить новые решения. Самостоятельность помогает человеку развивать свои способности и уверенность в себе, что способствует успешной адаптации к обществу.

Подводя итог, конформизм и социально-психологическая адаптация не влияют друг на друга, а именно: связь между внешним, внутренним конформизмом, нонконформизмом и интегральными показателями не обнаружена. Однако благодаря диагностике конформизма-самостоятельности В.П. Прядеина выявлена положительная взаимосвязь между самостоятельностью и социально-психологической адаптацией. Поэтому можно выдвинуть несколько предположений. Во-первых, между конформизмом и адаптации не может быть связи, однако необходимо сделать проверку на большем количестве респондентов. Во-вторых, связь между конформизмом и адаптацией возможна, однако для этого необходима большая выборка. В-третьих, связь самостоятельности и социально-психологической адаптации благоприятна, так как ведет к успешной социализации студентов без потери собственной идентичности и самостоятельности в принятии решений.

 

Список литературы:
1. Фромм Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. – М.: АСТ. – 2011. – С.288.
2. Московичи, С. Социальная психология / С. Московичи. – 7-е изд. – СПб.: Питер. – 2007. – С.592.
3. Мокшанцев Р., Мокшанцева А. Социальная психология: учеб. Пособие для вузов / Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева. – Изд-во: Сибирское соглашение, Инфра-М. – 2001. 
4. Sherif M., Sherif C. Sjcial psychology / M. Sherif, C. Sherif. – NY: Harper and Row. – 1969.
5. Asch S.E. Studies of independence and conformity: A minority of one against a unanimous majority / S.E. Asch // Psychological Monographs. Vol. 70 (Whole no. 416). – 1956.