ВЗАИМОСВЯЗЬ КОНФОРМИЗМА И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Конференция: LXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Психология
LXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
ВЗАИМОСВЯЗЬ КОНФОРМИЗМА И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Аннотация. Исследование посвящено проблеме взаимосвязи конформизма и социально-психологической адаптации студентов. По результатам эмпирического исследования, проведенного на выборке из 25 студентов, была проанализирована между конформизмом и самостоятельностью с одной стороны конформизмом, и интегральными показателями социально-психологической адаптации – с другой. Была выявлена связь между самостоятельностью и адаптацией, которая свидетельствует о том, что студенты, проявляющие большую самостоятельность эффективнее привыкают к определенным социально-психологическим условиям.
Ключевые слова: конформизм, формы конформизма, социально-психологическая адаптация, интегральные показатели адаптации.
Тенденция развития общества и приспособления индивида к группе сопровождается воздействием различных социальных феноменов. К таким феноменам относятся конформизм и социально-психологическая адаптация. В большинстве исследованиях, можно заметить, что данные феномены пересекаются крайне редко и не рассматриваются в тенденции взаимодействия и взаимовлияния. Поэтому своим исследованием мы проверим
Конформизм – социальный феномен, способ выживания человека в обществе или группе. Он помогает индивиду ассимилироваться с общностью, стать его полноценной частью. Его изучением занимались такие научные деятели, как Г. Лебон, Г. Тард, Э. Фромм, З. Фрейд и другие. Как отмечал Э. Фромм, человек подвергался конформизму с той целью, чтобы избежать определенных страхов: одиночества и свободы [1, с. 177]. Иными слова, индивид стремился сохранить единство с группой, чтобы не быть отвергнутым и не поддаться остракизму. Интересные эксперименты в области конформизма провел М. Шериф и С. Аш. Первый пришел к выводу, что в условиях неопределенности человек склонен соглашаться с мнением других [4, с. 58]. Второй ученый пришел к тому, что определенный процент людей (37% из 100%), проявляю конформное поведение и готовы отказаться от своих мыслей в пользу большинства [5, с. 32].
Социально-психологическая адаптация включает в себя процессы приспособления к социальной и психологической среде, освоение ролей, норм и ценностей общества, а также построение и поддержание социальных связей. В современной науке социально-психологическую адаптацию рассматривают в формате двух подходов [2, с. 347]. Философско-социологический подход подразумевает, что адаптация происходит в связи с социальными и производственными факторами. Например, адаптация к предмету труда включает освоение новых навыков, умений и знаний, необходимых для эффективной работы. Адаптация к отношениям в коллективе включает установление социальных связей, учет норм и ценностей группы, а также собственное выражение и удовлетворение своих потребностей. Социально-психологический подход рассматривает адаптацию как процесс, способствующий гармонии между внутренним миром человека и внешним миром (обществом). Этот подход уделяет внимание психологическим аспектам адаптации, таким как формирование и поддержание психологического комфорта, разрешение конфликтов, саморазвитие и самореализация личности [3, с. 111]. Процесс социально-психологической адаптации является сложным и многогранным процессом, который связан с развитием индивидуальности, формированием социальной идентичности и приспособлением к различным условиям жизни. Важно находить баланс между приспособлением и сохранением своей индивидуальности, чтобы успешно функционировать в социальной среде.
Целью эмпирического исследования являлось выявление взаимосвязи конформизма и социально-психологической адаптации студентов вуза.
Общая гипотеза исследования: существует взаимосвязь между формами конформизма и показателями социально-психологической адаптации студентов вуза. Было сделано предположение о наличие значимых различий между формами конформизма по половому признаку и различия между интегральными показателями социально-психологической адаптации по половому признаку.
Методы сбора эмпирического материала: психодиагностический метод. Методы математико-статистической обработки: U - критерий Манна-Уитни; коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Для подтверждения гипотезы и достижения цели исследования по изучению взаимосвязи форм конформизма и показателями социально-психологической адаптации студентов, нами были выбраны следующие методики:
1. Диагностика социально-психологической адаптации К. Роджерса, Р. Даймонда (адаптация А. К. Осницкого).
2. Диагностика конформизма – самостоятельности (ИСП-4) В. П.
Прядеин.
В исследования приняли участие студенты первого года обучения Дальневосточного федерального университета Школы искусств и гуманитарных наук в количестве 25 человек и в возрасте от 18 до 20 лет. Из них 15 девушек и 10 юношей.
В результате проверки выборки на однородность по половому признаку различий выявлено не было, что указывает на однородность выборки.
В таблице 1 представлены результаты выявления корреляционной связи между формами конформизма и интегральными показателями адаптации студентов вуза.
Таблица 1.
Взаимосвязь форм конформизма и интегральных показателей адаптации
Адаптация |
|
Самостоятельность |
,444* |
Примечание: *- статистически значимая связь (р≤0,05);
Исходя из полученных данных, связь между формами конформизма и интегральными показателями социально-психологической адаптации не подтвердилась. Но вместе с тем, исследование показало взаимосвязь между самостоятельностью и адаптацией, то есть индивиды, проявляющие большую самостоятельность, имеют более высокую социально-психологическую адаптацию. Это может быть связано с тем, что самостоятельные люди более гибки и приспособляемы к новым ситуациям. Как выделял сам В.П. Прядеин самостоятельность не противоположность, а отсутствие конформизма, где инициативность совершаемых поступков и действий исходит из собственных побуждений, имеющих тенденцию противостоять внешнему давлению.
С другой стороны, конформизм не имеет прямой связи с интегральными показателями адаптации. Конформисты могут проявляться как адаптированными людьми, которые легко приспосабливаются к общественным нормам и ожиданиям, так и неадаптированными, которые теряют свою самостоятельность и инициативу под влиянием внешнего давления.
Коэффициент корреляции 0,444 указывает на среднюю положительную взаимосвязь между самостоятельностью и уровнем адаптации. Значимость 0,026 означает, что эта взаимосвязь статистически значима на уровне значимости 0,05. Иными словами, мы можем с уверенностью говорить о существовании этой связи в нашей выборке.
Таким образом, социально-психологическая адаптация человека – это процесс приспособления к социальной среде и общественным нормам, овладение правилами и ценностями, принятыми в данном обществе. Она зависит от множества факторов, включая личностные особенности, семейное воспитание, образование и т.д. Конформизм описывает стремление человека подчиниться нормам и правилам группы, с которой он себя идентифицирует. Он может проявляться в различных формах, например, в подражании поведению группы или отказе от собственных убеждений ради принадлежности к группе. Однако, социально-психологическая адаптация не зависит от конформизма. На самом деле, чрезмерная конформность и отказ от собственной уникальности и индивидуальности могут вызывать проблемы в адаптации. Когда человек полностью подчиняется группе и некритически повторяет ее мнения и поведение, у него может возникнуть чувство неполноценности и потеря своей индивидуальности. Это может привести к стрессу, низкой самооценке и проблемам во взаимоотношениях с другими людьми. Самостоятельность, наоборот, является важным аспектом успешной адаптации. Когда человек обладает независимостью мышления и не боится выражать свое мнение, он может эффективнее решать проблемы и находить новые решения. Самостоятельность помогает человеку развивать свои способности и уверенность в себе, что способствует успешной адаптации к обществу.
Подводя итог, конформизм и социально-психологическая адаптация не влияют друг на друга, а именно: связь между внешним, внутренним конформизмом, нонконформизмом и интегральными показателями не обнаружена. Однако благодаря диагностике конформизма-самостоятельности В.П. Прядеина выявлена положительная взаимосвязь между самостоятельностью и социально-психологической адаптацией. Поэтому можно выдвинуть несколько предположений. Во-первых, между конформизмом и адаптации не может быть связи, однако необходимо сделать проверку на большем количестве респондентов. Во-вторых, связь между конформизмом и адаптацией возможна, однако для этого необходима большая выборка. В-третьих, связь самостоятельности и социально-психологической адаптации благоприятна, так как ведет к успешной социализации студентов без потери собственной идентичности и самостоятельности в принятии решений.