Диагностика и коррекция интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Секция: Психология
XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Диагностика и коррекция интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
В статье рассматриваются проблемы исследования интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Раскрывается понятие интеллектуальной готовности к школе, направления в ее диагностике и специфика коррекции в ходе работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития.
Как ребёнок подготовлен к школе всем предшествующим периодом дошкольного развития, зависит успешность его адаптации, вхождения в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие.
Одной из наиболее распространённых причин неуспеваемости учащихся начальных классов является так называемая задержка психического развития. Число детей, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, в нашей стране за последние 20 лет возросло в 2–2,5 раза, достигнув 30% и более [1].
Исследованию процесса формирования школьной готовности детей с задержкой психического развития посвящено много работ разных авторов (У.В. Ульенкова, Т.А. Власова, В.И. Лубовский, Т.В. Егорова, Н.А. Никашина).
Исследования У.В. Ульенковой [2] показывают, что дети 6–9 лет с задержкой психического развития, которые обучаются в массовой школе не усваивают знаний, предусмотренных программой. У них не формируется учебная мотивация, они имеют низкую работоспособность, не достаточную саморегуляцию. У этих детей отстают в развитии все виды мышления, особенно вербально-логическое, встречаются существенные дефекты в развитии речи. К старшему дошкольному возрасту у детей с задержкой психического развития выявляются более низкая общая способность к обучению, несформированость устойчивой познавательной мотивации, слабая речевая регуляция действий, недостаточная их осознанность и контроль, низкая поисковая активность, эмоциональная неустойчивость, наличие импульсивных реакций, неадекватная самооценка, значительно снижена интеллектуальная активность. Отсюда, со всей остротой встает проблема ранней коррекции задержки психического развития. Дети с задержкой психического развития без квалифицированной педагогической помощи не достигают школьной зрелости не только к 6, но и к 7 годам.
Таким образом целью нашего исследования стало изучение особенностей интеллектуальной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и на основе диагностического исследования разработка примерной коррекционно-развивающей программы.
В соответствии с целью исследования нами была разработана диагностическая программа, в которую вошли следующие методики: методика «Домик»; методика «4-й лишний»; методика «Последовательные картинки»; методика «10 слов»; методика «Графический диктант» [3].
Базой исследования явилось МБОУ ЦО № 9 Привокзального района города Тулы. В исследовании принимали участие 8 детей с диагнозом задержка психического развития в возрасте 6,5–7лет.
С помощью методики «Домик», удалось установить, что у дошкольников с задержкой психического развития преобладает средний (75% от общего числа исследуемых) и низкий (25%) уровни развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Во время обследования дети часто отвлекались, с трудом выполняли задания, очень медленно работали, возникали трудности в распределении внимания. При выполнении задания дети допускали разрыв линии в тех местах, где они должны быть соединены, неправильно изображали элементы рисунка. Таким образом, можно сделать вывод, что произвольное внимание у испытуемых детей сформировано недостаточно и требует развития для того, чтобы дети данной категории могли обучаться в массовой школе.
Методики «4-й лишний» и «Последовательные картинки» показали, что для 75% обследуемых детей характерен средний уровень развития логического мышления, речи. Дети при выполнении задания ошибались в определении последовательности картинок, но исправляли ошибку при помощи взрослого. Однако составленный ими рассказ был отрывочным. Детям было тяжело составить рассказ. Словарный запас у них беден. 25% испытуемых детей имеют низкий уровень развития логического мышления, речи. Эти дети при выполнении задания нарушили последовательность картинок и не смогли увидеть своих ошибок. А их рассказ сводился к описанию отдельных деталей картинок. Все дети путались в употреблении местоимений, пользовались односложными фразами, не использовали наречия. Они совсем не умеют использовать в речи сложные предложения и конструкции. Полученные с помощью методик данные свидетельствуют о том, что мыслительная деятельность у детей с задержкой психического развития является недостаточно сформированной.
Проведенная методика «10 слов» показала, что у 87,5% детей выявлен средний и низкий уровень объёма слуховой кратковременной памяти. Из этого можно сделать вывод, что память детей с ЗПР является недостаточно сформированной. Для обучения в массовой школе детям данной категории необходимы дополнительные занятия для развития всех видов памяти.
С помощью методики «Графический диктант» удалось установить, что для 25% испытуемых детей характерен средний уровень сформированности произвольности и графических навыков. При выполнении задания один узор был сделан без ошибок, а второй не соответствовал диктуемому. У 75% испытуемых выявлен низкий уровень сформированности произвольности и графических навыков. У этих детей ни один из двух узоров не соответствовал диктуемому. Дети путали право-лево, верх-низ.
Таким образом, на основе проведенного исследования, можно сделать следующие выводы, что дети с задержкой психического развития не готовы к школьному обучению, по его интеллектуальному компоненту. У них плохо развиты все мыслительные операции. Наиболее заметно недоразвитие внимания, памяти, мышления, речи, произвольности. Анализируя качество выполнения заданий и поведенческие особенности детей с задержкой психического развития, можно прогнозировать у них трудности в обучении в массовой школе. Поэтому с этими детьми необходима работа по коррекции и развитию познавательных процессов (внимания, мышления и т.д.), формированию произвольности собственной деятельности, моторных навыков и др.
По результатам проведенной диагностики была составлена примерная коррекционно-развивающая программа, направленная на коррекцию и развитие познавательной сферы. Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и нацелена на коррекцию и общее развитие ребенка.
Разработанная примерная коррекционно-развивающая программа составлена на основе авторских программ подготовки к школе детей с задержкой психического развития С.Г.Шевченко, Г.М. Капустиной, Р.Д. Тригер [4].
Программа состоит из 10 занятий, продолжительность каждого занятия 20 минут. Занятия проводятся в первой половине дня, 2 раза в неделю.
Задачи программы:
1) развитие произвольного внимания,
2) развитие слуховой памяти,
3) развитие связной речи и словесно-логического мышления,
4) развитие элементарных графических навыков.
В организационной структуре занятия выделяются следующие примерные компоненты:
1. Вводная беседа (развитие общей осведомленности) – 3 минуты.
2. Пальчиковая гимнастика – 2 минуты.
3. Основная часть (коррекционно-развивающие задания, игры, упражнения по теме занятия) / физминутка – 13 минут.
4. Рефлексия занятия (через самооценку, рисунок настроения, пожелания) – 2 минуты.
Использование данной коррекционно-развивающей программы предполагает преодоление отставания детей с задержкой психического развития в познавательном развитии через нахождение путей решения предлагаемых задач, учитывающих возрастные и индивидуальные особенности детей. Таким образом, мы ожидаем, что данная программа будет эффективна при коррекции и развитии познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.