Статья:

Особенности коммуникативной компетентности первоклассников в зависимости от стиля семейного воспитания

Конференция: IV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Олейник Е.П. Особенности коммуникативной компетентности первоклассников в зависимости от стиля семейного воспитания // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(4). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/4(4).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 11 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности коммуникативной компетентности первоклассников в зависимости от стиля семейного воспитания

Олейник Елизавета Павловна
студент, Сургутский государственный педагогический университет, РФ, г. Сургут
Ефимова Анастасия Анатольевна
научный руководитель, старший преподаватель, Сургутский государственный педагогический университет, РФ, г. Сургут

 

На современном этапе развития образования огромное внимание уделяется проблеме овладения коммуникативной компетентностью. Одним из основных требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования согласно ФГОС НОО является формирование коммуникативной компетентности. Не смотря на то, что младший школьный возраст является сензитивным для овладения коммуникативными навыками, уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников весьма различен, но в целом он далек от желаемого [4]. При этом в вопросе формирования коммуникативной компетентности младших школьников рассматривается влияние учителя и сверстников, в то время как влиянию семьи не уделено должного внимания, не смотря на то, что семья оказывает самое длительное и всеобъемлющее влияние на формирование личности. Таким образом, актуальность исследования определяется большим количеством младших школьников с низким уровнем коммуникативной компетентности и недостаточной разработанностью вопроса о роли стиля семейного воспитания в формировании коммуникативной компетентности младших школьников. 

Цель нашей работы теоретически изучить и эмпирически определить особенности коммуникативной компетентности младших школьников в зависимости от стиля семейного воспитания. Для реализации поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:

1. Теоретически изучить характер взаимосвязи коммуникативной компетентности младших школьников и стиля семейного воспитания;

2. Провести эмпирическое исследование коммуникативной компетентности младших школьников;

3. Провести эмпирическое исследование стиля семейного воспитания в семьях младших школьников;

4. Эмпирически определить особенности коммуникативной компетентности младших школьников в зависимости от стиля семейного воспитания.

Изучением коммуникативной компетенции занимались такие авторы как А.Г. Асмолов, А.Д. Андреева, Т.А. Куликова, Е.В. Коротаева. Коммуникативная компетентность – это «достижение и сохранение психологического контакта с партнером в целях стабилизации межличностных отношений на их оптимальной стадии развития через достижение со­вместимости, согласия, взаимной приспособленности и удовлетворенности путем гибкой корректировки умений, состояний, целей, способов воздейст­вия в соответствии с меняющимися обстоятельствами» [1,5].

Одной из детерминант, обуславливающих развитие коммуникативной компетентности, как указывают исследователи В.В. Бойко, Д.В. Ефимова и другие, является семейный психологический микроклимат – стиль воспитания в семье.

Изучением вопросов о семейном воспитании занимались Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, С.П. Шацкий, А.П. Панкевич, П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев и др. П.Ф. Каптерев под воспитанием понимает процесс формирования человека как личности, который протекает постоянно по всем направлениям жизнедеятельности, при этом отмечается участие взрослых в процессах развития, взросления и социализации детей. Главная и общая задача семейного воспитания по мнению ряда ученых – это подготовка детей к жизни в существующих социальных условиях; а также - усвоение ими знаний, умений и навыков, необходимых для нормального формирования личности в условиях семьи».

Под стилем семейного воспитания мы в след за Э. Эйдемиллером и В. Юстицкисом мы понимаем «стиль взаимоотношений родителей с ребенком в семье, характеризуемый степенью контроля, заботы и опеки, а также теснотой эмоциональных контактов между родителями и ребенком, характером руководства поведением ребенка со стороны взрослых, количеством запретов и т. п.» [3,6].

Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №15, в котором приняли участие 20 школьников в возрасте 8 лет и их родители. 

Исследование коммуникативной компетентности младших школьников проводилось с помощью методики «Кто прав» (Г.А. Цукерман), определяющей сформированность действий, направленных на учет позиции собеседника. В результате данного исследования мы определили, что 75% исследуемых имеют низкий уровень развития навыка: такие дети предусматривают вероятность различных причин для оценки одного и того же предмета (например, изображенного персонажа и качества самого рисунка) или выбора; в соответствии с этим, ликвидируют вероятность различных точек зрения, они принимают сторону одного из персонажей, считая иную позицию несомненно ошибочной. 25% испытуемых имеют средний уровень: эти дети допускают вероятность разных позиций к оценке предмета или ситуации и допускают, что разные мнения по-своему справедливы либо ошибочны, но затрудняются в обосновании своей позиции. Испытуемых с высокими показателями по этому критерию не выявилось. Исходя из выше сказанного, мы можем констатировать, что большинство первоклассников не владеют такими способностями как осознание способности всевозможных мнений и взглядов (преодоление эгоцентризма), направленность на мнение окружающих его людей, отличающееся от его мнения, осознание возможности разных причин  для оценивания одного и того же предмета, осознание многовариантности оценок, учет разных взглядов и мнений и умение аргументировать и объяснять свою позицию, учет разных мотивов других людей.

Исследование стиля семейного воспитания осуществлялось с помощью методики «Анализ семейных взаимоотношений» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис), которая позволяет диагностировать негативное или деструктивное, взаимовлияние членов семьи, нарушения при реализации семейных ролей и помехи для ее целостности. В ходе данного исследования мы определили, что у 40% родителей преобладает такая черта в стиле семейного воспитания как гиперпротекция. Эти родители стремятся окружить ребенка чрезмерным вниманием, опекой, защитить его, в том числе и в случае если отсутствует действительная угроза, также стремятся, чтобы ребенок всегда находился рядом с ними, «привязывают» ребенка к собственным эмоциям и настроению, навязывают ребенку поведение, которое сами считают безопасным и наиболее оптимальным. При этом ребенка родители освобождают от решения трудных и проблемных ситуаций, поскольку ребенку предоставляют готовый способ разрешения проблемы, либо эту трудную ситуацию решают сами родители без привлечения к данному процессу своего ребенка. В результате такой ребенок не в состоянии самостоятельно разрешать проблемные и трудные ситуации. Он также не может сконцентрировать и направить свою энергию на решение трудных ситуациях, он ждет помощи от окружающих его людей. Таким образом, формируется так называемая «выученная беспомощность» — условно-рефлекторная реакция на любое препятствие как непреодолимое. 20% родителей используют такой стиль воспитания как чрезмерность требований.  Предъявляемые требования к ребенку у таких родителей очень велики, не соответствуют реальным возможностям ребенка, при этом такой подход в воспитании не только не содействуют развитию личности ребенка, а, наоборот, ставят под угрозу его личностное развитие. В одном случае на ребенка перекладывается определенная часть обязанностей родителей (помощь по дому, уход за младшими братьями и сестрами). Такие родители чаще всего видят, что у ребенка много обязанностей и забот, но не осознают этой большой нагрузки. Как правило, родители объясняют это тем, что так складываются семейные обстоятельства, и они не могут поступать иначе по отношению к своему ребенку. В другом случае родители ожидают высоких результатов и успехов ребенка в учебной или любой другой социально оцениваемой деятельности, при этом также не учитываются реальные возможности и способности ребенка. Минимальность санкций продемонстрировали 20% родителей, они склонны избегать каких-либо наказаний или применяют их крайне редко. Они считают, что всевозможные поощрения и похвала являются более действенными методами воспитания, чем какие-либо наказания. Гипопротекцию как стиль воспитания используют 10% родителей, как правило, такие родители очень заняты своими делами, работой и не уделяют необходимого внимания детям. В большинстве случаев, в таких семьях дети заняты сами собой, часто подвергаются влиянию негативных факторов окружающей среды («дворовых компаний» и др.). Воспитательная неуверенность характерна для 10% родителей. В семье с таким стилем главными являются дети, так как родители не имеют власти над ними. Папа и мама потакают свои детям абсолютно во всем, даже тогда когда сами этого не хотят. Как правило, дети в таких семьях очень искусно манипулируют своими родителями. Дети в таких семьях активные, бойкие, настойчивые, а родители, наоборот, чувствуют себя очень неуверенно и в любых неудачах ребенка винят в первую очередь себя. Такие папы и мамы несколько опасаются капризов, истерик и непослушаний своего ребенка, поэтому заведомо ему все разрешают.

Для определения особенностей коммуникативной компетентности младших школьников в зависимости от стиля семейного воспитания мы воспользовались методом углового преобразования Фишера, который позволяет установить частоту встречаемости эффекта при решении задач сравнения распределения признака выборок [2].

В результате данного исследования мы можем констатировать, что низкая коммуникативная компетентность младших школьников характерна для детей, в семьях которых используют такой стиль воспитания как гиперпротекция (φ = 2,29 при ρ = 0,01), т.е. у родителей стремящихся окружить ребенка повышенным вниманием, защитить его, даже если отсутствует реальная опасность, избавляющие ребенка от необходимости разрешать проблемные ситуации; низкий уровень коммуникативной компетентности ребенка встречается и в семьях проявляющих минимальность санкций (φ = 3,68 при ρ = 0,01), т.е. у родителей склонных обходиться без наказаний или применять их крайне редко, уповающих лишь на эффективность поощрений (в семьях проявляющих минимальность санкций (φ = 3,68 при ρ = 0,01)); у родителей излишне занятых своими делами и не уделяющих должного внимания детям (в семьях проявляющих гипопротекцию (φ = 4,58 при ρ = 0,01)); у  родителей предъявляющих непомерные требования к ребенку, не соответствующие его возможностям (в семьях проявляющих чрезмерность требований (φ = 4,1 при ρ = 0,01))  дети не способны понять и принять возможность различных позиций и точек зрения, в ситуации общения они не ориентируются на позиции других людей, отличные от собственной, не учитывают разные мнения и не умеют обосновать собственное, не учитывают потребности и интересы своих собеседников.

Таким образом, мы можем говорить о связи коммуникативной компетентности младших школьников и стиля семейного воспитания, результаты этого исследования позволят разработать программу по коррекции неконструктивных стилей семейного воспитания, которая позволит предупредить проблемы детей в сфере общения и их коммуникативной компетентности.

 

Список литературы: 
1. Долгова В. И., Мельник Е. В., Карахан Н. Понятие коммуникативной компетентности в психолого-педагогических исследованиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 81–85. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95523.htm.
2. Ермолаев-Томин, О. Ю. Математические методы в психологии : учебник для бакалавров / О. Ю. Ермолаев-Томин. — 5-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 511 с.
3. Захарова Г.И. Психология семейных отношений: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009.– 63 с.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с.
5. Куницына В.Н. Трудности межличностного общения: автореф. дис. … д-ра псих. наук / В.Н. Куницына. - Спб, 1991. - 38 с.
6. Эйдемиллер, Э.  Психология и психотерапия семьи [Текст] / Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - 3-е изд. - Санкт-Петербург : Питер, 2002. - 656 с.