Статья:

Социально-психологические трудности изучения английского языка в контексте непрерывного образования

Конференция: XXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Чагарова Л.А. Социально-психологические трудности изучения английского языка в контексте непрерывного образования // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(22). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/11(22).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Социально-психологические трудности изучения английского языка в контексте непрерывного образования

Чагарова Лейла Азаматовна
студент, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, РФ, г. Карачаевск
Койчуева Лида Махсютовна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, РФ, г. Карачаевск

 

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые общие проблемы, с которыми сталкиваются педагоги при обучении взрослых иностранному языку, в частности учащихся, которые имеют значительный образовательный и жизненный опыт, но все еще, по-видимому, застряли на более низких уровнях начального и среднего образования из-за их низкой самооценки, высокого уровня тревожности и страха совершить ошибки. Взрослые учащиеся сталкиваются с трудностями при прослушивании целевого языка. Были определены типы и степень трудностей, а также проведено исследование понимания на слух проблем, с которыми сталкиваются взрослые изучающие язык. Результаты этого исследования показывают, что ряд факторов может негативно влиять на овладение английским языком; последние подверглись детальному рассмотрению в статье.

 

Ключевые слова: взрослый обучающийся; взрослый педагог; непрерывное образование; образование взрослых; система образования.

 

Прогрессивное развитие российского общества способствовало повышению интереса к изучению английского языка взрослыми, учащимися в контексте непрерывного образования. Желание изучать английский язык можно объяснить многими причинами, такими как растущий спрос на профессиональную компетентность взрослых, особенно там, где одним из главных условий конкурентоспособности взрослого специалиста стал высокий уровень владения английским языком.

Анализ методической и психологической литературы (включая личный опыт авторов) показал, что основными препятствиями, с которыми сталкиваются взрослые в процессе овладения английским языком, являются социально-психологические препятствия в сочетании с трудностями, непосредственно связанными с овладением определенными аспектами английского языка, такими как аудирование. Факты показывают, что аудирование, в отличие от говорения, чтения и письма, является многомерным и сложным аспектом английского языка. Слушание включает в себя ряд компонентов, которые формируют процесс непосредственного слушания: механизмы кратковременной и долговременной памяти, вероятностное прогнозирование и понимание, внутреннее произношение и сегментацию речи, идентификацию понятий [5 c. 23].

Благодаря своей многокомпонентной структуре, а также обилию сложных механизмов, обучение аудированию является одним из наиболее актуальных вопросов в современной методике обучения взрослых английскому языку. Недостаточное владение навыком аудирования не только приводят к неспособности воспринимать английский язык на слух, но и часто приводят к трудностям в общении на английском языке, в связи с тем, что без навыков аудирования процесс речевого общения не может быть реализован в полной мере.

Общее представление о том, что взрослому человеку труднее приобретать новые знания, оказалось ошибочным. Психологи обнаружили, что высокий потенциал обучения сохраняется на всех этапах жизни. Постоянная умственная работа, включенная в индивидуальную образовательную деятельность, поддерживает высокий уровень психофизиологических функций, а воспитание является одним из ключевых условий психического здоровья взрослого человека.

Взрослые учащиеся имеют высокую степень мотивации, поэтому вовлечение в образовательный процесс является для них осознанным выбором. Взрослые, которые учат английский язык, достаточно прилежны и дисциплинированны, так как решение о продолжении их обучения, как правило, принимается осознанно. Взрослые мотивированы на достижение определенной цели; они ориентированы на обучение и получение новых навыков [3 c. 256].

Образование взрослых, как правило, направлено на решение конкретных проблем и достижение определенной цели в социальной или профессиональной жизни. В связи с этим взрослые учащиеся имеют практическое отношение к обучению; у них есть сильное желание получить такие навыки, которые могли бы быть непосредственно и немедленно реализованы в их профессиональной и общественной деятельности [4 c. 193].

Несмотря на высокий потенциал преподавания английского языка взрослым, их высокую мотивацию, четкую цель получения определенных навыков, опыта и готовность к самостоятельной деятельности, взрослые сталкиваются с рядом барьеров социально-психологического типа. Некоторые из этих барьеров включают:

а) страх ошибок. Многие взрослые склонны к перфекционизму, часто полагая, что молчание - это золото, и что лучше ничего не делать, чем совершать ошибки, которые иногда мешают процессу изучения английского языка.

б) неприятный опыт изучения английского языка в школах и вузах. Иногда взрослые ученики обвиняют своих учителей, часто справедливо утверждая, что в средних школах английский язык преподают просто «для галочки».

в) широкий круг обязанностей и нехватка времени. Взрослые, как правило, работают, имеют семьи и сталкиваются с определенными общественными обязанностями, которые, безусловно, влияют на процесс обучения и затрудняют взрослым преподавателям назначение домашнего задания и требование его выполнения.

г) неуверенность в собственных силах, обычно проявляющаяся в повышенном уровне тревожности. Тревога возникает по разным причинам: из-за финансовых затрат на образование, отсутствия поддержки в семье или со стороны работодателя, чувства либо безнадежности, либо ощущения, что их обучение неуместно, неуверенности в своих силах и страха продемонстрировать некомпетентность в новой образовательной среде [2 c. 128].

Взрослый педагог должен помочь взрослым учащимся преодолеть эти социальные и психологические барьеры. Тревога и страх— в частности, страх совершить ошибку - могут быть устранены с помощью следующих действий: взрослый педагог должен полностью информировать взрослых учащихся об обучении (т. е. учебном плане и программе, возможностях карьерного роста, результатах обучения) и обязанностях, учащихся в отношении обучения. Педагоги должны также хвалить взрослых учеников за достижение целей, одновременно проводя форум для обмена мнениями, идеями, полезными советами и т.д. [1 c. 25].

Таким образом можно сделать вывод, что взрослые изучающие английский язык сталкиваются с рядом социально-психологических трудностей, среди которых наиболее заметными являются: страх совершить ошибку, низкий интерес к изучению английского языка в средней школе и/или в университете, широкий круг обязанностей и нехватка времени, а также неуверенность в собственных силах, что обычно проявляется в повышении уровня тревожности. Для того, чтобы помочь устранить эти барьеры, взрослые педагоги могут прибегнуть к следующим действиям: предоставление полной информации о программе обучения, классных часах, возможностях карьерного роста и ожидаемых результатах; информирование взрослых о своих собственных обязанностях в отношении обучения, заслуженная похвала за достигнутые результаты; предоставление форума для свободного обмена мнениями, идеями, советами и т.д.

 

Список литературы: 
1. Бабушкин М. В., Рыжов В. В. Взаимосвязь мотивации и способностей в обучении иностранному языку // Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования. Москва: РАХИ, 2004. Вып. 5. С. 20–34.
2. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: учеб. пособие для студентов лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. Москва: Академия, 2004. 339 с.
3. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. Москва: Логос, 2002. 384 с.
4. Змеев С. И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. Изд-во: ПЕР СЭ, 2007. 272 с.
5. Коваленко М. П. Информационная основа деятельности в формировании лексического навыка аудирования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. 23 с.