Организация исследования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна
Конференция: CVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Психология
CVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Организация исследования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна
Аннотация. В данной статье рассматриваются организация и содержание констатирующего эксперимента; анализ результатов констатирующего исследования.
Коммуникация занимает значительное место в нашей жизни. Для детей с синдромом Дауна коммуникация играет важную роль, как и для любого другого ребенка. Однако с синдромом Дауна связаны некоторые анатомические особенности ребенка, ряд проблем медицинского характера и трудности в развитии познавательных способностей, обуславливающие повышенную вероятность появления трудностей в коммуникации.
На развитие навыков коммуникации у детей с синдромом Дауна может отрицательно влиять множество сенсорных, перцепционных, физических и когнитивных проблем. Очень важно выявить, в какой именно области малыш испытывает трудности и что препятствует развитию языка и речи. Это станет первым шагом на пути к преодолению конкретных трудностей. В зависимости от потребностей или слабых мест вашего ребенка можно использовать те или иные знания и приемы, чтобы помочь ему достичь как можно более высоких результатов в коммуникации.
Становление процесса коммуникации у детей с синдромом Дауна происходит также, как и у детей, развивающихся в норме, но со значительной задержкой. Сама коммуникация у детей с синдромом Дауна часто называют специфичным из-за сочетания нескольких факторов воздействия, как-либо его видоизменяющее - это проблемы развития артикуляционного аппарата и непосредственно анатомо-физиологические особенности детей, трудности с установкой причинно-следственных связей и развитием памяти.
Отношения детей с синдромом Дауна в коллективе также подчиняются классическим закономерностям развития, но строятся с трудом, так как им необходима внешняя стимуляция коммуникации друг с другом. При построении педагогической стратегии коммуникации с детьми с синдромом Дауна специалисту стоит учитывать эти особенности, подобрать стиль педагогической коммуникации, наиболее соответствующий данной ситуации и реализовать в своей стратегии основные методические принципы коррекционного образования.
Потребность в коммуникации у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна стимулирует накопление и развитие у ребенка коммуникативных навыков.
К таким коммуникативным навыкам можно отнести:
- навыки, связанные с восприятием: навык дослушать и выслушать; навык учитывать эмоциональное состояние партнера;
- навыки по ориентации в ситуации коммуникации: навык учитывать собеседника;
- навык согласовывать действия, мнения с потребностями партнеров и корректировать их;
- навыки, связанные с участием в разговоре: умение поддерживать беседу как со взрослыми, так и с детьми.
Для выявления уровня сформированности коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна (3 дошкольника) нами проводилось наблюдение за коммуникацией у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна. Наблюдение осуществлялось в их свободной деятельности и в специально созданных условиях. Обследование проводилось по параметрам, предложенным Мамайчук И. И.
Оценка коммуникативных навыков проводится с учетом следующих критериев:
1.Характер коммуникации:
- Неактивен –1 балл
- Малоактивен – 2 балла
- Активен – 3 балла
2.Инициативность:
- Не проявляет инициативы – 1 балл
- Участвует в коммуникации – 2 балла
- Полностью проявляет инициативу – 3 балла.
3. Умение вступать в диалог:
- Не идёт на контакт, стеснителен – 1 балл
- Вступает в диалог, но только с помощью взрослого – 2 балла
- Самостоятельно вступает в диалог, помощь не требуется – 3 балла
4. Поддерживать и вести диалог:
- Не поддерживает диалог – 1 балл
- Поддерживает и ведёт диалог с помощью взрослого – 2 балла
- Самостоятельно поддерживает и ведёт диалог – 3 балла
5.Слушать собеседника:
- Не слушает собеседника, отвлекается – 1 балл
- Слушает, но иногда отвлекается – 2 балла
- Внимательно слушает собеседника – 3 балла
6. Понимать собеседника:
- Не понимает собеседника – 1 балл
- Понимает, но требуются объяснения – 2 балла
- Понимает собеседника – 3 балла
7. Ясно выражать свои мысли:
- Не может выражать свои мысли – 1 балл
- Выражает свои мысли с помощью взрослого – 2 балла
- Ясно выражает мысли – 3 балла.
Уровни сформированности коммуникативных навыков:
I уровень (от 7 до 12 баллов): ребенок в свободной деятельности и в специально организованных условиях малоактивен и малоразговорчив в коммуникации с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание;
II уровень (от 13 до18 баллов): в свободной деятельности и в специально организованных условиях ребенку требуется помощь взрослого. Участвует в коммуникации, чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое;
III уровень (от 19 до 36 баллов): в специально организованных условиях ребенку требуется помощь взрослого. В свободной деятельности умеет излагать свои мысли, задавать вопросы, как сверстникам, так и взрослому;
IV уровень (от 37 до 42 баллов): в свободной деятельности и в специально организованных условиях ребенок активен в коммуникации, умеет слушать и понимать речь, строит коммуникацию с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражает свои мысли, пользуется формами речевого этикета.
Полученные результаты показали, что из трёх детей двое находятся на втором уровне, а один ребенок на третьем уровне сформированности коммуникативных навыков.
Анализируя результаты констатирующего эксперимента было выявлено, что дети в основном малоразговорчивы друг с другом и со взрослым, невнимательны, не умеют последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание, участвуют в коммуникации часто по инициативе других, хотя понимают обращенную к ним речь; дети могут правильно строить предложения, но в тоже время пользуются, в основном, простыми предложениями, при выполнении задания редко пользуются подсказками педагога. Одним из важнейших условий успешной работы по формированию коммуникативных навыков является совместная работа педагога и родителей.