Статья:

Организация исследования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна

Конференция: CVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Вахрушева А.А. Организация исследования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 39(108). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/39(108).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Организация исследования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна

Вахрушева Анна Андреевна
магистрант, Удмуртский Государственный Университет, РФ, г. Ижевск
Шульженко Наталья Владимировна
научный руководитель, канд. пед. наук, Удмуртский Государственный Университет, РФ, г. Ижевск

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются организация и содержание констатирующего эксперимента; анализ результатов констатирующего исследования.

 

Коммуникация занимает значительное место в нашей жизни. Для детей с синдромом Дауна коммуникация играет важную роль, как и для любого другого ребенка. Однако с синдромом Дауна связаны некоторые анатомические особенности ребенка, ряд проблем медицинского характера и трудности в развитии познавательных способностей, обуславливающие повышенную вероятность появления трудностей в коммуникации.

На развитие навыков коммуникации у детей с синдромом Дауна может отрицательно влиять множество сенсорных, перцепционных, физических и когнитивных проблем. Очень важно выявить, в какой именно области малыш испытывает трудности и что препятствует развитию языка и речи. Это станет первым шагом на пути к преодолению конкретных трудностей.  В зависимости от потребностей или слабых мест вашего ребенка можно использовать те или иные знания и приемы, чтобы помочь ему достичь как можно более высоких результатов в коммуникации.

Становление процесса коммуникации у детей с синдромом Дауна происходит также, как и у детей, развивающихся в норме, но со значительной задержкой. Сама коммуникация у детей с синдромом Дауна часто называют специфичным из-за сочетания нескольких факторов воздействия, как-либо его видоизменяющее - это проблемы развития артикуляционного аппарата и непосредственно анатомо-физиологические особенности детей, трудности с установкой причинно-следственных связей и развитием памяти.

Отношения детей с синдромом Дауна в коллективе также подчиняются классическим закономерностям развития, но строятся с трудом, так как им необходима внешняя стимуляция коммуникации друг с другом. При построении педагогической стратегии коммуникации с детьми с синдромом Дауна специалисту стоит учитывать эти особенности, подобрать стиль педагогической коммуникации, наиболее соответствующий данной ситуации и реализовать в своей стратегии основные методические принципы коррекционного образования.

Потребность в коммуникации у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна стимулирует накопление и развитие у ребенка коммуникативных навыков.

К таким коммуникативным навыкам можно отнести:

  1. навыки, связанные с восприятием: навык дослушать и выслушать; навык учитывать эмоциональное состояние партнера;
  2. навыки по ориентации в ситуации коммуникации: навык учитывать собеседника;
  3. навык согласовывать действия, мнения с потребностями партнеров и корректировать их;
  4. навыки, связанные с участием в разговоре: умение поддерживать беседу как со взрослыми, так и с детьми.

Для выявления уровня сформированности коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна (3 дошкольника) нами проводилось наблюдение за коммуникацией у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна. Наблюдение осуществлялось в их свободной деятельности и в специально созданных условиях. Обследование проводилось по параметрам, предложенным Мамайчук И. И.

Оценка коммуникативных навыков проводится с учетом следующих критериев:

1.Характер коммуникации:

  • Неактивен –1 балл
  • Малоактивен – 2 балла
  • Активен – 3 балла

2.Инициативность:

  • Не проявляет инициативы – 1 балл
  • Участвует в коммуникации – 2 балла
  • Полностью проявляет инициативу – 3 балла.

3. Умение вступать в диалог:

  • Не идёт на контакт, стеснителен – 1 балл
  • Вступает в диалог, но только с помощью взрослого – 2 балла
  • Самостоятельно вступает в диалог, помощь не требуется – 3 балла

4. Поддерживать и вести диалог:

  • Не поддерживает диалог – 1 балл
  • Поддерживает и ведёт диалог с помощью взрослого – 2 балла
  • Самостоятельно поддерживает и ведёт диалог – 3 балла

5.Слушать собеседника:

  • Не слушает собеседника, отвлекается – 1 балл
  • Слушает, но иногда отвлекается – 2 балла
  • Внимательно слушает собеседника – 3 балла

6. Понимать собеседника:

  • Не понимает собеседника – 1 балл
  • Понимает, но требуются объяснения – 2 балла
  • Понимает собеседника – 3 балла

7. Ясно выражать свои мысли:

  • Не может выражать свои мысли – 1 балл
  • Выражает свои мысли с помощью взрослого – 2 балла
  • Ясно выражает мысли – 3 балла.

Уровни сформированности коммуникативных навыков:

I уровень (от 7 до 12 баллов): ребенок в свободной деятельности и в специально организованных условиях малоактивен и малоразговорчив в коммуникации с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание;

II уровень (от 13 до18 баллов): в свободной деятельности и в специально организованных условиях ребенку требуется помощь взрослого. Участвует в коммуникации, чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое;

III уровень (от 19 до 36 баллов): в специально организованных условиях ребенку требуется помощь взрослого. В свободной деятельности умеет излагать свои мысли, задавать вопросы, как сверстникам, так и взрослому;

IV уровень (от 37 до 42 баллов): в свободной деятельности и в специально организованных условиях ребенок активен в коммуникации, умеет слушать и понимать речь, строит коммуникацию с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражает свои мысли, пользуется формами речевого этикета.

Полученные результаты показали, что из трёх детей двое находятся на втором уровне, а один ребенок на третьем уровне сформированности коммуникативных навыков.

Анализируя результаты констатирующего эксперимента было выявлено, что дети в основном малоразговорчивы друг с другом и со взрослым, невнимательны, не умеют последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание, участвуют в коммуникации часто по инициативе других, хотя понимают обращенную к ним речь; дети могут правильно строить предложения, но в тоже время пользуются, в основном, простыми предложениями, при выполнении задания редко пользуются подсказками педагога. Одним из важнейших условий успешной работы по формированию коммуникативных навыков является совместная работа педагога и родителей.

 

Список литературы:
1. Привалова С. Е. Формирование коммуникативной компетентности в период дошкольного детства // Педагогическое образование в России: сб. статей. Екатеринбург, 2015. № 7. С. 94-99.
2. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна (Организация и методика работы адаптационных групп). Методическое пособие. П.Л. Жиянова при участии М.Ф. Гимадеевой. – М.: Монолит, 2002. – 197 с.
3. Формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / О. В. Дыбинина и др. Тольяти: ТГУ, 2009. 114 с.
4. Шипицина Л.М., Заширинская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет). СПб. «Детство - Пресс», 1998. - 384 с.