Статья:

ГОРЕ – ЭТО НЕ КОНЕЦ

Конференция: LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Стадниченко Е.М. ГОРЕ – ЭТО НЕ КОНЕЦ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(52). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/6(52).pdf (дата обращения: 27.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ГОРЕ – ЭТО НЕ КОНЕЦ

Стадниченко Евгения Михайловна
студент АНО ЦЕНТР "СФЕРА", РФ, г. Новосибирск

 

GRIEF IS NOT THE END

 

Yevgeniya Stadnichenko

Student ANO TSENTR "SFERA", Russia, Novosibirsk

 

Про работу с горем много написано статей, но я хочу изложить свое видение, которое сложилось из моего опыта. Здесь я опишу, как можно работать с горем, используя инструмент «фокус внимания».

Моя статья для людей, которые столкнулись с рождением в их семье ребенка-инвалида или проживают горе от потери близкого человека, а так же начинающим специалистам в работе с горем.

Каждый человек в разные промежутки своей жизни проживает чувство горя и утраты, и это проживание тяжелых состояний. Но когда меняется отношение к происходящему, меняется и состояние. Найти такую точку в переживании, повернув которую можно изменить отношение горю и как следствие свое состояние, позволяет фокус внимания. И тогда, проживание горя – это процесс индивидуальный и творческий.

Я могу говорить об этом, так как имею большой опыт горевания. В 2001 году я родила ребенка-инвалида. А в 2021 году похоронила свою девочку. Это был любимый ребенок. Все это время я проживала свое горе в полном объеме, как могла. И жила, как могла. Я погрузилась в него и застряла в нем основательно на все эти годы. Осознания этого не было конечно.

Состояние горя собирает в себя большой спектр тяжелых и разрушительных чувств, которые засасывают как черная дыра. И справиться самому с этой силой, которая вытягивает и тебя жизнь, очень не просто. И для всех без исключения в это время очень важна поддержка окружающих людей. Два года назад я нашла эту поддержку в обществе, пойдя учиться в школу телесно-ориентированной психотерапии, где в теории и на практике прошла путь, на котором училась жить, чувствовать жизнь и даже позволила себе получать от жизни удовольствие. Я вышла из своей «черной дыры» другим человеком, пройдя ее насквозь. И теперь я ответственно заявляю, что это возможно! Путь есть! Если ты способен видеть, ты его увидишь. Я готова поддержать тебя, также как когда-то меня поддержали.

Когда я пошла учиться в школу ТОП, у меня не было намерения работать с людьми, мне себя нужно было вытаскивать. За время обучения мое отношение к жизни, к себе и к людям поменялось кардинально. И школа выросла. Теперь это Международный институт «Интеграция». Я рада, что ее свет подсвечивает людям их путь, помогая встать на ноги и разобрать завалы в их жизнях.

Проживание горя я собрала в схему, которая помогла мне изменить отношение к моему горю. Я поделюсь ей с тобой. Искренне надеюсь, что она поможет и тебе.

Предлагаю работу с горем связать со следующей схемой:

1. Признать наличие горя и что с ним можно работать.

Проживание горя начинается тогда, когда человек решит, что он хочет его прожить, а это значит погрузиться в него, пройти через него, выйти из него, и жить дальше. Это важное условие!

2. Проживание фазы острого горя.

Это очень важный этап. Он самый глубокий. Через проживание этого этапа человек меняет свою личность. Чем глубже идешь в проживание горя, тем быстрее и масштабнее происходит трансформация. Внутри горя, ты как будто находишься в «черной дыре» и не знаешь, сможешь ли выбраться из нее или она тебя поглотит. Но оказывается, можно пройти сквозь эту дыру и выйти с другой стороны, но это будешь уже тот ты, что был ранее.

Здесь нужно много поддержки человеку, и это нормально. Поддержку часто стыдно просить, но если прямо сказать о том, что вам это сейчас необходимо, становиться легче. Важно проговаривать о своем горе с окружающими.

3. Анализ моего состояния через изменение фокуса внимания.

На этом этапе работы даст хороший результат облегчения горя, если рассмотреть свое внутреннее состояние с разных углов зрения (глазами человека, которого вы потеряли, глазами значимых для вас людей, глазами кого-то, кто вызывает в вас какие-то не комфортные чувства). Ниже я привела примерные вопросы, на которые можно опираться, чтобы сформировать цельную картинку. Если есть еще что-то важное для вас, дополните этот список.

3.1. Кто я? Отождествление с определенной ролью.

3.2. Тяжесть состояния ребенка.

3.3. Наличие возможности что-то изменить.

3.4. Социальное влияние.

3.5. Влияние времени.

3.6. Стратегия поведение на уровне ума, тела, чувств.

3.7. Позиция наблюдения.

Выпишите сначала, как видите и воспринимаете свое состояние вы сами. Затем опишите, как его воспринимает, по вашему мнению, человек, которого вы потеряли. Делайте это так, как будто вы это он. Далее, переместите свое сознание в следующую фигуру (общество, близкие, а может даже Бог или кто-то еще) и ответьте себе честно на написанные выше пункты.

4. Найти смысл для дальнейшей жизни.

Что есть хорошего в этой ситуации? Ведь все, что имеет место быть, несет в себе одновременно как отрицательное значение с точки зрения одного, так и положительное с точки зрения другого. Для кого ваша жизнь имеет ценность? Для чего мне такой опыт? Оглянуться вокруг себя, возможно, есть что-то или кто-то, куда вы могли бы направить свое внимание, и кому-то вы сейчас очень нужны. Это позволит направить свою жизненную энергию вперед.

5. Разложить ситуацию на временные отрезки, которые несут в себе однотипный эмоциональный заряд, и выделить в каждом самый острый эмоциональный момент.

Здесь нужно выписать в событийный ряд все временные отрезки, не важно, с каким эмоциональным зарядом, счастье или горе. Любая история, у которой есть конец, имеет и начало. Возьмите вашу историю целиком, ведь она когда-то и как-то началась. Если горе связано с потерей ребенка, можно взять временной отрезок вашей жизни с начала беременности, или когда ребенок пришел в вашу жизнь. И далее разложить на более короткие отрезки, к примеру, на: 1) вынашивание ребенка – я была очень счастлива; 2) возраст до 3-х лет – я очень уставала и злилась на …, потому, что…; и т.д.

6. Определить какой эмоциональный заряд несет каждый выделенный момент, и обозначить его интенсивность в процентах от 0 до 100.

7. Определить, как бы хотелось себя чувствовать в особо заряженные моменты.

Например, я злилась и винила себя за это, а хотелось бы испытывать спокойствие вместо злости. После того как выпишите эти моменты, посмотрите на весь спектр чувств, которые испытывали за это время. Действительно ли вы хотите что-то поменять? Если вы это поменяете, чего лишитесь?

8. Взять ответственность за свои чувства на себя и работать над тем, чтобы чувствовать себя так, как хочется. Если нет ресурса, пройти по этой схеме сначала с этой ситуацией.

Ведь никто кроме нас не сможет чувствовать за нас. Мы хозяева своих чувств, и на самом деле, не важно, как себя ведут окружающие, важно то, как мы на это реагируем и почему мы реагируем именно так. Ведь кто-то нас этому научил. А как можно по-другому?

9. Что я возьму из этой ситуации и для чего? И с чем я останусь, если ничего не возьму?

Обязательно ответьте себе на эти вопросы.

  1. 10. Как можно использовать полученный опыт?

Важные моменты:

  • Изнутри проблемы не видно. Чтобы ее увидеть, нужно выйти из нее и взглянуть со стороны.
  • Будь честным с собой. Обращай внимание на адекватность выражения своих переживаний на уровне мыслей, чувств и тела.
  • Проговаривать о своих переживаниях. Делись ими хоть с кем ни будь. Если не можешь проговорить человеку, проговаривай неодушевленному предмету. Можно назначить его человеком, которому важно было бы это сказать.
  • Фотографии и другие предметы, напоминающие об утрате лучше убрать на время проживания острого горя, потому что они нас связывают с ушедшим человеком и не позволяют отпустить его, утягивая в прошлое. А, чтобы прожить утрату, важно быть в настоящем.

Обучение в школе ТОП позволило мне найти опору в жизни.

Первое, на что я опираюсь – это куда я хочу прийти. Я определила для себя, что смысл жизненного процесса в развитии, как в процессе. Такая установка меня мотивирует и это мне нравится. Развитие - единый процесс разрушения и созидания. Что-то умирает, что-то рождается, и по-другому не бывает. Это процесс бесконечный. Сама жизнь конечна. Мы не знаем, что будет после смерти. Я не буду описывать свои размышления в этой работе, скажу только, что мне достаточно того, что я могу указать направление другим людям и помочь им научиться жить с удовольствием.  

Второе – как я туда иду. Важный момент – принятие всего, что происходит в жизни. Оценивание подразумевает либо осуждение, либо одобрение. Выбор между хорошо и плохо, в принципе разрушителен для психики. Любое событие может быть и положительным и отрицательным, исходя из направления фокуса внимания. Определив, что мне нужно (жить с удовольствием) и что важно для меня (развитие), я выбрала направление, в котором держу свое внимание и интерпретирую события и обстоятельства, которые меня сопровождают.

Жить, чтобы развиваться – это прекрасная опора, чтобы вытащить себя из любой «ямы». Поэтому я ее и выбрала. Как видите, фокус внимания может быть не только на что-то, но и от чего-то, к примеру, от выбранного смысла жизни.

Каждая ситуация в жизни ведет либо к разрушению, либо к развитию. Это дело выбора и от этого зависит результат.

С Верой в тебя, Евгения!