Статья:

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕЛЕСНОЙ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ ПРИ ФОТОГРАФИРОВАНИИ

Конференция: VIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 7. Психология

Выходные данные
Литвин А.В. ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕЛЕСНОЙ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ ПРИ ФОТОГРАФИРОВАНИИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. VIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(8). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(8).pdf (дата обращения: 22.08.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕЛЕСНОЙ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ ПРИ ФОТОГРАФИРОВАНИИ

Литвин Антон Витальевич
студент Кубанского государственного университета, РФ, г. Краснодар
Сапогова Ирина Александровна
научный руководитель, научный руководитель, старший преподаватель кафедры психологии личности и общей психологии Кубанского государственного университета, РФ, г. Краснодар

 

Когда человек знает, что его фотографируют, он начинает позировать: изменяется не только поза, но и жесты, и мимика (т. е. кинесика). В каждом конкретном случае эта поза, набор жестов и мимика индивидуальны, но мы склонны считать, что особенности языка тела подчиняются какой-то закономерности, общему принципу — это проявление личностных качеств, представлений о себе, установок.

На наш взгляд, на язык телодвижений при фотографировании влияет, прежде всего, самосознание — Я-концепция, т. е. представления человека о самом себе (не будем дискутировать по поводу соотношения этих понятий, будем использовать их как синонимы; подробнее мы остановимся на гендерных особенностях Я-концепции). Человек, позируя, презентует себя перед фотоаппаратом. Особенно интересно проследить гендерные различия такой самопрезентации у подростков. По мнению И.С. Кона половое развитие — это стержень, вокруг которого структурируется самосознание ребенка. Половая идентификация как одно из звеньев структуры самосознания интенсивно «наполняется» именно в подростковом возрасте. Телесную самопрезентацию можно рассматривать в этой связи как внешнее проявление процесса становления гендерного самосознания, гендерной составляющей Я-концепции.

Если подходить к Я-концепции как к набору самоустановок (по Р. Бернсу), можно провести параллель и изучать гендерные установки как часть набора этих самоустановок. Гендерные самоустановки детерминируют гендерные отношения на микроуровне (типа «личность-личность»), где взаимодействие осуществляется между людьми разного пола. В процессе установления взаимоотношений включается и самопрезентация, входящая в состав гендерных установок. Наверняка у девочек и мальчиков есть свои особенности телесной презентации себя как представителей своего пола при фотографировании.

Посмотрим, как объективируется на фотографии в позе, жестах и мимике гендерные установки как часть Я-концепции (их вернее называть гендерными самоустановками — направленными на себя, содержащие представление о своем поле и способах презентация себя как принадлежащего/ей определенному полу).

Изложим психологический эффект фотографирования. В момент фотографирования у фотографирующегося повышается самоосознание, которое усиливает соответствие установки «на себя» Я-концепции — в т. ч. и гендерных установок — и реального поведения людей. Во время фотографирования между фотографом и фотографирующимся осуществляется общение. Выступая субъектом межличностных отношений с фотографом, человек заботится о поддержки собственных знаний о себе через оптико-кинетическую невербальную систему, являющуюся наиболее информативной стороной общения. Именно невербальное поведение (поведенческий компонент Я-концепции) — поза, жесты и мимика и отражается на фотографии. Истолковывая значение позы, жестов и мимики человека на фотографии, можно судить о его самопрезентации.

Рассмотрим этот механизм подробнее.

Самоосознание — состояние сознания индивидуума, при котором его внимание сосредоточено на самом себе. Самоосознание делает людей более чувствительными по отношению к собственным установкам. К факторам, усиливающим самоосознание, относятся и фотокамеры. Люди, уровень самоосознания которых повышен в результате того, что они оказались, например, перед телекамерой, демонстрируют усиленный самоконтроль, а их действия более отчетливо отражают их установки.

Гендерные установки содержат компоненты:

  • когнитивный — образ Я как представителя своего пола;
  • эмоционально-оценочный компонент — самооценка — аффективная оценка этого образа;
  • поведенческий компонент — потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой во время фотографирования, в частности, выбор позы, жестов и мимики.

Во время фотографирования между фотографирующимся и фотографом осуществляется общение. Непосредственно перед актом самого фотографирования фотограф-исследователь сообщает инструкцию фотографируемому-испытуемому, последний выражает свое согласие фотографироваться, задает уточняющие вопросы и т. д. — они общаются, каждый из них является субъектом общения, диалога. Интерактивный аспект общения в данном случае представлен взаимодействием по поводу фотографирования.

Фотографирующийся в данном контексте проявляет субъектность при выборе позы для фотографирования. В этот момент (собственно фотографирование — спуск затвора) общение не прерывается. Фотографирующийся как субъект общения сообщает фотографу собственную Я-концепцию — срабатывает поведенческий компонент Я-концепции. Невербальная коммуникация через оптико-кинетическую знаковую систему полностью замещает речь. Именно поза, жесты и мимика фотографирующегося отражают его Я-концепцию, следовательно, и гендерные установки.

Истолковывая особенности языка тела, мы можем увидеть когнитивный компонент гендерной установки — представление о том, что и как надо презентовать в себе как в представителе определенного пола.

Особенности поз, жестов, мимики являются невербальными знаками гендерной идентификации. Эта знаковая система, в состав значений которой входят элементы образа гендера, выполняет четыре основные функции:

  1. дифференцируют пространство мужского и женского пола;
  2. с их помощью происходит измерение мужественности — женственности;
  3. посредством знаков происходит гендерная самопрезентация;
  4. знаки способствуют формированию полового самосознания, являясь ориентирами для усвоения и закрепления различных аспектов образа своего и противоположного пола.

Как следует из совокупности этих функций, невербальные знаки напрямую связаны с гендерной самопрезентацией подростков. Каковы же особенности гендерной телесной самопрезентации подростков при фотографировании?

Для того, чтобы подтвердить наше ключевое предположение о том, что у девочек и мальчиков есть свои особенности телесной презентации себя как представителей своего пола и увидеть их различия мы проанализировали 81 фотографию подростков-учащихся школ города Краснодара в возрасте от 13 до 16 лет. Фотографии были сделаны нами с простой инструкцией: «Предлагаю тебе принять участие в моем исследовании, для этого мне нужно сфотографировать тебя». В выборку вошла 41 девочка и 40 мальчиков.

По этим фотографиях мы находили наличие или отсутствие одного из 67 вариантов признаков позы, жестов и мимики. Список этих вариантов был составлен на основе вышеизложенных подходов к пониманию языка тела в соответствии с критериями: положение туловища, плеч, рук, пальцев, ног, головы, мимика.

После того, как мы определили, какие признаки кинесики присутствуют на фотографиях мальчиков и девочек, был проведен статистический анализ результатов анализа фотографий с помощью критерия φ.

В результате мы выявили статистически значимые различия в кинесики между девочками и мальчиками (Таблица 1).

 

Таблица 1.

 

Статистически значимые различия в кинесики между девочками и мальчиками

 

Признак кинесики

Частота проявления признака, %

Девочки

Мальчики

1

Стоять прямо к объективу

36,6

63,4

2

В кармане несколько пальцев

17,1

2,5

3

Пальцы расправлены

19,5

5,0

4

Прямые пальцы

34,1

5,0

5

Пальцы обеих рук сцеплены

12,2

0,0

6

Ноги вместе

22,0

2,5

7

Голова опущена

53,7

27,5

8

Широкая улыбка

29,3

2,5

9

Губы сжаты

9,8

30,0

10

Рука опирается на что-либо

0,0

12,5

11

Использование предметов окружающей обстановки

4,9

22,5

12

Тазом в сторону

29,3

5,0

13

Глаза прищурены

2,4

25,0

 

Попробуем проинтерпретировать полученные результаты, соотнеся их с образами мужчин и женщин, выявленными на основе исследований и анализа культурных особенностей.

Самопрезентация девочек.

Для удобства анализа разделим признаки кинесики на две условные группы: пальцы и поза.

В группу «пальцы» входят: пальцы расправлены, прямые пальцы, в кармане несколько пальцев, пальцы обеих рук сцеплены. Демонстрация пальцев не рассматривается в исследованиях по невербальным коммуникациям как гендерный знак. Однако мы можем проинтерпретировать эту особенность как проявление женственности, показ отличительной особенности женщин. Если обратиться к культурным аспектам, то можно увидеть, что «женские пальчики» и являются таким символом женственности и красоты женщин (например, демонстрация пальцев рук Мэрилин Монро почти на всех фотографиях).

В группу «поза» вошли: пальцы обеих рук сцеплены, ноги вместе, голова опущена, широкая улыбка, тазом в сторону. Совокупность этих признаков кинесики буквально с точностью описывают невербальное поведение британской принцессы Дианы. Она считалась символом женственности не только в Великобритании, но и за ее пределами. Например, в Армении вышла почтовая марка, посвященная принцессе Диане, с надписью «Королева человеческих сердец». В.Г. Горчакова выявила, что в стереотипном массовом сознании женщина воспринимается как носитель эстетической функции: красивая, обаятельная, женственная [1]. И действительно, демонстрация бедер, улыбка исподлобья и сцепленные пальцы — все это выражает покорность, женственность, подчеркивает красоту и заставляет воспринимать носительницу этих знаков невербальной коммуникации как ребенка [3]. Это согласуется с образом женщин и по другим авторам [4; 5].

Самопрезентация мальчиков.

Отличительные признаки кинесики мальчиков также условно разделим на две группы: предметы и поза.

В группу «предметы» вошли: рука опирается на что-либо, использование предметов окружающей обстановки.

«Предметное окружение в подростковом возрасте играет важную роль в утверждении половой идентичности. Подросток стремится использовать вещи, которые служат повышению его статуса как представителя пола в среде сверстников, т. е. носят знаковый характер» [2]. В нашем случае подростки-мальчики демонстрируют свои права на используемые ими предметы (как опора или как яркий фон на фотографии). Доминирование над окружающей обстановкой, активность в ее использовании — такие же черты мужского образа, выявленного вышеобозначенными авторами.

В группу «поза» вошли: стоять прямо к объективу, губы сжаты, глаза прищурены. Эта цепочка невербальных знаков указывает на агрессивность (А. Пиз). Согласно все тем же авторам агрессивность — черта образа мужчины.

Подведем итоги. Девочки самопрезентуются как женственные, красивые, покорные, «как ребенок». Мальчики же — как доминирующие, активные, агрессивные. Таким образом существуют гендерные различия и в телесной самопрезентации у подростков при фотографировании. Черты женского и мужского образов подростки и используют для самопрезентации.

Иными словами, гендерные установки на самопрезентацию своей принадлежности к полу присутствуют у подростков при фотографировании в телесной самопрезентации, что и составляет наш основной вывод.

 

Список литературы:

  1. Горчакова В.Г. Психология женщины-профессионала: Автореф. дис. д-ра наук. — СПб.: 2000.
  2. Мухина В.С., Денисов А.А. Влияние знаковых систем на половую идентификацию подростков: гендерные различия // Развитие личности. 2002. № 1. С. 119—137.
  3. Пиз А. Новый язык телодвижений. — М.: Эксмо, 2006. — 416 с.
  4. Williams J.E. Pankultural gender stereotypes revisited: The Five Factor Model//Sex Roles. 1999/ April.
  5. Williams J.E., Best D.L. Sex and psyche: Gender and self-viewed cross-culturaly. — Beverly Hills, Sage. 1990. — 216 p.