Особенности мотивации профессиональной деятельности военнослужащих- женщин Вооруженных Сил Республики Казахстан
Конференция: LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Психология
LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Особенности мотивации профессиональной деятельности военнослужащих- женщин Вооруженных Сил Республики Казахстан
В научно-психологической литературе нет единого взгляда на то, как формируется выбор профессии, и какие факторы влияют на этот процесс. По этому вопросу различные точки зрения сопровождаются убедительными аргументами.
Профессиональный выбор относится к важнейшему вопросу в жизни человека. От того, насколько правильно он будет решен, будет зависеть отношение военнослужащего к своей службе, его удовлетворенность профессией и, соответственно, его служебно-боевая активность, успешность профессиональной деятельности. Выбор той или иной профессии, складывающийся стиль жизни человека, достижение им желаемого социального статуса, формирование у него нравственных, гражданских качеств, происходит в соответствии с различными аспектами процесса идентификации, по утверждению Д. Эриксона, или с различными видами самоопределения, согласно терминологии А.К. Марковой [1].
Еще с древних времен развития цивилизации было известно участие женщин в войнах. Роль женщин в ведении боевых действий и служба в регулярных войсках постепенно менялась. В настоящее время практически во всех Вооруженных Силах женщины допущены к несению воинской службы, а в некоторых – несут службу наравне с мужчинами.
В годы Великой Отечественной войны женщины сражались наравне с мужчинами. Они управляли самолетами, ходили в разведку, выносили раненных с поле боя.
Маншук Маметова - пулеметчица. Алия Молдагулова - снайпер отдельной стрелковой бригады. Лидия Литвяк - летчик-истребитель. Матрена Вольская - разведчица отряда, которая вывела более 3000 детей с оккупированной территории. Людмила Павличенко - самая успешная женщина-снайпер в мировой истории, которая уничтожила 309 немецких солдат и офицеров, в том числе - 36 снайперов. А сколько еще неизвестных имен [2].
С 1992 года с комплектованием Вооружённых Сил Республики Казахстан других войск и воинских формирований сержантских и родовых составов на контрактной основе женщины получили равные права с мужчинами при поступлении на воинскую службу. Это было одним из основных факторов резкого увеличения их в рядах Вооруженных Сил.
Особое значение стоит уделить изучению вопросов оптимизации профессиональной деятельности военнослужащих-женщин их профессиональной мотивации, которая является основой в профессиональном определении и становлении. Отсутствие у них необходимого уровня мотивации, заинтересованности в качественном выполнении своих должностных обязанностей, стремлении реализовать себя в рамках военной специальности негативно влияют на эффективность их профессиональной деятельности.
Проблема, касающаяся мотивации профессиональной деятельности военнослужащих-женщин недостаточно исследована и требует целенаправленного изучения.
Особенности мотивации профессиональной деятельности военнослужащих-женщин выражаются в поведении, в отношении к своим должностных обязанностям, к воинскому долгу, к начальникам и сослуживцам, а также настойчивости в достижении значимых профессиональных целей. Мотивация формируется и проявляется в профессиональной деятельности.
Несмотря на пополнение рядов Вооруженных Сил военнослужащими-женщинами в нашей стране многие по-прежнему воспринимают их настороженно и отрицательно. Значимым является и субъективный фактор, часто сами женщины низко оценивают возможность самореализации в военной сфере.
Стремление женщин к равноправию с мужчинами привело к тому, что женщины принимают активное участие в таких видах деятельности, как государственное управление, политика, предпринимательство, армия.
Стремление женщин служить в армии, обусловлено социальными, экономическими факторами развития Республики Казахстан, а также внутренними стимулами, установками, морально- этическими нормами.
Основными элементами их мотивации при выборе профессии является возможность самореализации себя как личности, возможность долгосрочного трудоустройства, относительно высокое денежное содержание и льготы, возможность служебной карьеры, возможность устройства личной жизни (замужество), бесплатное медицинское обслуживание, более ранний выход на пенсию, чувство долга перед Отечеством, возможность получить жилье.
В настоящее время женщины служат в различных структурах, видах и родах войск они занимают различные должности, носят звания от рядовых до полковников. Они достойно выполняют свои обязанности наравне с мужчинами, а как показывает практика, даже лучше.
Согласно данным на 2017 год в Вооруженных Силах Республики Казахстан более 7,5 тысяч военнослужащих-женщин проходят военную службу. Из них 853 на должностях офицеров.
Для сравнения: в США проходят службу 200 тысяч женщин, во Франции — 20 тысяч, в Великобритании — 16 тысяч.
В казахстанских Вооруженных Силах нет ни одной женщины-генерала (в США — 11 и одна даже в звании адмирала, в Великобритании — 4, во Франции — 2). В Израиле, например, 48-летняя Ори Адато, прослужившая почти 30 лет, — бригадный генерал, командир женского пехотного корпуса [3].
По многочисленным исследованиям, выявлено, что военнослужащие-женщины более выносливы при длительных нагрузках, например, дольше оставаться на дистанции и продолжать бег. Также у женщин, лучше, чем у мужчин развито периферическое зрение, позволяющее им одновременно охватывать все детали обстановки одним взглядом. Мужчины же в свою очередь, видят четко и ясно прямо перед собой.
Также характерными особенностями военнослужащих женщин является внимание, умение быстро адаптироваться к условиям военной службы, умение идти на компромиссы, их открытость и эмоциональность в общении, собранность, стремление к справедливости и многое другое. Практика показывает, что присутствие военнослужащих-женщин положительно влияет на взаимоотношения в воинском коллективе, что, в свою очередь, стимулирует служебную активность данного коллектива.
Вопрос, почему же в зарубежных армиях процесс феминизации происходит быстрее и эффективнее?
1) в США и странах Европы военнослужащие-женщины более успешны в освоении традиционно "мужских" специальностей (подводные лодки, боевые корабли, ракетные части стратегического назначения и ряд др.)
2) в зарубежных странах в Армии отсутствует гендерная дискриминация при поступлении женщин в военные академии, там женщины обучаются с 1986 года, в Казахстане путь женщинам в военные академии и институты закрыт.
Служебное продвижение военнослужащих- женщин очень сильно зависит от их семейного положения. Самый «нежелательный» фактор- наличие детей, но и их отсутствие дает мало шансов занять вышестоящую должность, поскольку командиры и начальники убеждены, что семейные заботы мешают военнослужащим-женщинам выполнять свои непосредственные служебные обязанности. Несмотря на высокий уровень образования и профессиональной подготовки, женщины назначаются на должности с низкими разрядами и занимают нижние ступени должностной иерархии. По статистике из 7,5 тысяч военнослужащих-женщин только 853 имеют офицерские звания. 12 из них полковники, подполковники-42, майор- 154, младший офицерский состав (от лейтенанта до капитана) составляет 640 женщин.
Военнослужащим женщинам реже поручают ответственную работу, что не дает им полностью раскрыть свои способности и реализовать свои возможности, а также заявить о себе как о ценном специалисте.
Большинство военнослужащих-женщин выступает за равенство прав при поступлении на военную службу по контракту, присвоении воинских званий, выборе места службы, при назначении на должность и распределении служебных обязанностей, а также командировании на учебу.
Повышенное внимание к военнослужащим-женщинам со стороны сослуживцев вынуждает их скрупулезно контролировать свои действия и поступки, чтобы не вызывать раздражения у той части мужчин, которые относятся к ним с предубеждением. Поэтому особое значение имеет умение управлять своим поведением, эмоциями и чувствами, овладевать методами и приемами эмоционально-ролевой регуляции. Женщины-военнослужащие учатся выстраивать взаимоотношения и добиваться личного признания в самореализации.
В заключении хотелось отметить, что на сегодняшний день военнослужащие-женщины занимают более низкое положение в структуре армии, их положение является неустойчивым и не закрепленным. Неравенство между мужчинами и женщинами закрепилось во многих структурах и Вооруженные Силы не являются исключением, и изменить данное положение крайне сложно. Нет эффективно работающего механизма, которое может позволить добиться положительных результатов. Одним из важных вопросов остается создание эффективной программы по улучшению и усовершенствованию положения женщин-военнослужащих в Вооруженных Силах.