Статья:

Особенности мотивации профессиональной деятельности военнослужащих- женщин Вооруженных Сил Республики Казахстан

Конференция: LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Психология

Выходные данные
Боговая А.А. Особенности мотивации профессиональной деятельности военнослужащих- женщин Вооруженных Сил Республики Казахстан // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. LII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(51). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/12(51).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 98 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности мотивации профессиональной деятельности военнослужащих- женщин Вооруженных Сил Республики Казахстан

Боговая Ангелина Александровна
студент, университет «Туран», РК, г. Алматы
Касымжанова Анар Алиакпаровна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, заведующая кафедрой «Психология» университета «Туран», РК, г. Алматы

 

В научно-психологической литературе нет единого взгляда на то, как формируется выбор профессии, и какие факторы влияют на этот процесс. По этому вопросу различные точки зрения сопровождаются убедительными аргументами.

Профессиональный выбор относится к важнейшему вопросу в жизни человека. От того, насколько правильно он будет решен, будет зависеть отношение военнослужащего к своей службе, его удовлетворенность профессией и, соответственно, его служебно-боевая активность, успешность профессиональной деятельности. Выбор той или иной профессии, складывающийся стиль жизни человека, достижение им желаемого социального статуса, формирование у него нравственных, гражданских качеств, происходит в соответствии с различными аспектами процесса идентификации, по утверждению Д. Эриксона, или с различными видами самоопределения, согласно терминологии А.К. Марковой [1].

Еще с древних времен развития цивилизации было известно участие женщин в войнах. Роль женщин в ведении боевых действий и служба в регулярных войсках постепенно менялась. В настоящее время практически во всех Вооруженных Силах женщины допущены к несению воинской службы, а в некоторых – несут службу наравне с мужчинами.

В годы Великой Отечественной войны женщины сражались наравне с мужчинами. Они управляли самолетами, ходили в разведку, выносили раненных с поле боя.

Маншук Маметова - пулеметчица. Алия Молдагулова - снайпер отдельной стрелковой бригады. Лидия Литвяк - летчик-истребитель. Матрена Вольская - разведчица отряда, которая вывела более 3000 детей с оккупированной территории. Людмила Павличенко - самая успешная женщина-снайпер в мировой истории, которая уничтожила 309 немецких солдат и офицеров, в том числе - 36 снайперов.  А сколько еще неизвестных имен [2].

С 1992 года с комплектованием Вооружённых Сил Республики Казахстан других войск и воинских формирований сержантских и родовых составов на контрактной основе женщины получили равные права с мужчинами при поступлении на воинскую службу. Это было одним из основных факторов резкого увеличения их в рядах Вооруженных Сил.

Особое значение стоит уделить изучению вопросов оптимизации профессиональной деятельности военнослужащих-женщин их профессиональной мотивации, которая является основой в профессиональном определении и становлении. Отсутствие у них необходимого уровня мотивации, заинтересованности в качественном выполнении своих должностных обязанностей, стремлении реализовать себя в рамках военной специальности негативно влияют на эффективность их профессиональной деятельности.

Проблема, касающаяся мотивации профессиональной деятельности военнослужащих-женщин недостаточно исследована и требует целенаправленного изучения.

Особенности мотивации профессиональной деятельности военнослужащих-женщин выражаются в поведении, в отношении к своим должностных обязанностям, к воинскому долгу, к начальникам и сослуживцам, а также настойчивости в достижении значимых профессиональных целей. Мотивация формируется и проявляется в профессиональной деятельности.

Несмотря на пополнение рядов Вооруженных Сил военнослужащими-женщинами в нашей стране многие по-прежнему воспринимают их настороженно и отрицательно. Значимым является и субъективный фактор, часто сами женщины низко оценивают возможность самореализации в военной сфере.

Стремление женщин к равноправию с мужчинами привело к тому, что женщины принимают активное участие в таких видах деятельности, как государственное управление, политика, предпринимательство, армия.

Стремление женщин служить в армии, обусловлено социальными, экономическими факторами развития Республики Казахстан, а также внутренними стимулами, установками, морально- этическими нормами.

Основными элементами их мотивации при выборе профессии является возможность самореализации себя как личности, возможность долгосрочного трудоустройства, относительно высокое денежное содержание и льготы, возможность служебной карьеры, возможность устройства личной жизни (замужество), бесплатное медицинское обслуживание, более ранний выход на пенсию, чувство долга перед Отечеством, возможность получить жилье.

В настоящее время женщины служат в различных структурах, видах и родах войск они занимают различные должности, носят звания от рядовых до полковников. Они достойно выполняют свои обязанности наравне с мужчинами, а как показывает практика, даже лучше.

Согласно данным на 2017 год в Вооруженных Силах Республики Казахстан более 7,5 тысяч военнослужащих-женщин проходят военную службу. Из них 853 на должностях офицеров.

Для сравнения: в США проходят службу 200 тысяч женщин, во Франции — 20 тысяч, в Великобритании — 16 тысяч.

В казахстанских Вооруженных Силах нет ни одной женщины-генерала (в США — 11 и одна даже в звании адмирала, в Великобритании — 4, во Франции — 2). В Израиле, например, 48-летняя Ори Адато, прослужившая почти 30 лет, — бригадный генерал, командир женского пехотного корпуса [3].

По многочисленным исследованиям, выявлено, что военнослужащие-женщины более выносливы при длительных нагрузках, например, дольше оставаться на дистанции и продолжать бег. Также у женщин, лучше, чем у мужчин развито периферическое зрение, позволяющее им одновременно охватывать все детали обстановки одним взглядом. Мужчины же в свою очередь, видят четко и ясно прямо перед собой.

Также характерными особенностями военнослужащих женщин является внимание, умение быстро адаптироваться к условиям военной службы, умение идти на компромиссы, их открытость и эмоциональность в общении, собранность, стремление к справедливости и многое другое. Практика показывает, что присутствие военнослужащих-женщин положительно влияет на взаимоотношения в воинском коллективе, что, в свою очередь, стимулирует служебную активность данного коллектива.

Вопрос, почему же в зарубежных армиях процесс феминизации происходит быстрее и эффективнее?

1) в США и странах Европы военнослужащие-женщины более успешны в освоении традиционно "мужских" специальностей (подводные лодки, боевые корабли, ракетные части стратегического назначения и ряд др.)

2) в зарубежных странах в Армии отсутствует гендерная дискриминация при поступлении женщин в военные академии, там женщины обучаются с 1986 года, в Казахстане путь женщинам в военные академии и институты закрыт.

Служебное продвижение военнослужащих- женщин очень сильно зависит от их семейного положения. Самый «нежелательный» фактор- наличие детей, но и их отсутствие дает мало шансов занять вышестоящую должность, поскольку командиры и начальники убеждены, что семейные заботы мешают военнослужащим-женщинам выполнять свои непосредственные служебные обязанности. Несмотря на высокий уровень образования и профессиональной подготовки, женщины назначаются на должности с низкими разрядами и занимают нижние ступени должностной иерархии.  По статистике из 7,5 тысяч военнослужащих-женщин только 853 имеют офицерские звания. 12 из них полковники, подполковники-42, майор- 154, младший офицерский состав (от лейтенанта до капитана) составляет 640 женщин.

Военнослужащим женщинам реже поручают ответственную работу, что не дает им полностью раскрыть свои способности и реализовать свои возможности, а также заявить о себе как о ценном специалисте.

Большинство военнослужащих-женщин выступает за равенство прав при поступлении на военную службу по контракту, присвоении воинских званий, выборе места службы, при назначении на должность и распределении служебных обязанностей, а также командировании на учебу.

Повышенное внимание к военнослужащим-женщинам со стороны сослуживцев вынуждает их скрупулезно контролировать свои действия и поступки, чтобы не вызывать раздражения у той части мужчин, которые относятся к ним с предубеждением. Поэтому особое значение имеет умение управлять своим поведением, эмоциями и чувствами, овладевать методами и приемами эмоционально-ролевой регуляции. Женщины-военнослужащие учатся выстраивать взаимоотношения и добиваться личного признания в самореализации.

В заключении хотелось отметить, что на сегодняшний день военнослужащие-женщины занимают более низкое положение в структуре армии, их положение является неустойчивым и не закрепленным. Неравенство между мужчинами и женщинами закрепилось во многих структурах и Вооруженные Силы не являются исключением, и изменить данное положение крайне сложно. Нет эффективно работающего механизма, которое может позволить добиться положительных результатов. Одним из важных вопросов остается создание эффективной программы по улучшению и усовершенствованию положения женщин-военнослужащих в Вооруженных Силах.

 

Список литературы:
1. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя Просвещение 1990 -192 с. 
2. Сборник "Молодые герои ВОВ".  Москва, 1970 год, (стр. 50 - 67 );
3. Л. Панькова, Генералы в юбках. Статья из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. Вопросы и ответы - энциклопедия нашей жизни 23/10/2002. 32с.