Статья:

Современные проблемы репродуктивного поведения молодежи

Конференция: XL Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Парусова О.Г., Махинова Э.С. Современные проблемы репродуктивного поведения молодежи // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/5(40).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Современные проблемы репродуктивного поведения молодежи

Парусова Оксана Геннадьевна
студент Воронежского Государственного педагогического университета, РФ, г. Воронеж
Махинова Эльвира Сергеевна
студент Воронежского Государственного педагогического университета, РФ, г. Воронеж
Лактионов Василий Викторович
научный руководитель, канд. ист. наук, доцент, Воронежский государственный педагогический университет, РФ, г. Воронеж

 

Демографическая политика, направленная на повышение рождаемости, с неизбежностью предполагает решение научных проблем, связанных с исследованием закономерностей репродуктивного поведения, и объективно нуждается в научно-теоретическом обосновании путей и методов управления процессом воспроизводства населения для скорейшего преодоления негативных тенденций демографического развития России. Нужно отметить и тот факт, что проблема репродуктивного поведения начала рассматриваться учёными относительно недавно, в 70х годах XXвека. До этого времени в основном внимание уделяли таким вопросам, как рождаемость и смертность.

В настоящее время обострилось значение и роль семьи в обществе. В современном мире все больше прослеживается тенденция к увеличению репродуктивного возраста, также появляются пары, которые отказываются иметь детей – так называемые «чайлдфри». В данной статье мы рассматриваем  репродуктивное поведение современной молодежи.

Актуальность данной темы заключается в том, что современный мир половому воспитанию уделяет не так много времени, как этого было бы необходимо. Так же из-за нехватки знаний в этой области уровень заболеваний, передаваемых половым путем, занимает высокое положение. Следовательно, количество бесплодных пар с каждым годом возрастает. Возможность и невозможность, желание и нежелание пар иметь детей называется репродуктивным поведением.

Воронцов А.В.  в своем труде «Демография» совершенно точно дает определение репродуктивному поведению. Исследователь пишет: « Репродуктивное поведение — это система психических состояний, действий и отношений, связанных с рождением или отказом от рождения детей любой очередности, в браке или вне брака» [1, c. 87 ]. Действительно, если рассуждать над этим понятием, то мы можем сказать, что репродуктивное поведение является социально-психологической основой рождаемости. Отсюда мы можем выделить несколько блоков репродуктивного поведения: сексуальное поведение ( сексуальная активность, постоянное число партнеров, обеспечение безопасности секса); репродуктивная установка ( репродуктивная мотивация, число предпочитаемых детей); регулирование рождаемости (роды, контрацепция, преднамеренный аборт  и т.д.) [2, c. 125].

Каждый человек преследует определённые цели в вопросе планирования детей, которые он корректирует, в соответствии с реальными условиями жизни [3, c. 236]. Необходимо отметить, что изначально поиск партнёра был направлен исключительно с одной целью это размножение, то есть продолжение рода. В древности существовало такое понятие как левират - брачный обычай, свойственный многим народам на стадии патриархально-родового строя, по которому вдова была обязана или имела право вступить вторично в брак только с ближайшими родственниками своего умершего мужа, в первую очередь — с его братьями. В представлении отдельных народов левират выступал одним из средств продолжения рода умершего ближайшими родственниками. В различных вариантах левирата усилены или ослаблены элементы обязанности и права на стороне как вдовы, так и её потенциальных мужей. И соответственно интимная близость была направлена на выполнение репродуктивной функции. Сейчас же с появление различных методов контрацепции  и регулированием рождаемости секс стал рассматриваться в большей степени как наслаждение, коммуникацию между особями противоположного пола.

Также необходимо отметить структуру репродуктивного поведения: 1. совокупность поведенческих актов и решений, непосредственно направленных на рождение ребенка или собственно репродуктивное поведение; 2. контрацептивное поведение, то есть действия, направленные на предотвращение зачатия;  3. абортивное поведение, то есть действия, имеющие целью предотвратить нежелательное рождение [1, c. 145]. Все эти варианты поведения регулируются относительно самостоятельными установками и мотивами.

Что же движет людьми в каждом из представленных звеньев?

Исследователь А. Г. Вишневский анализировал репродуктивное поведение с точки зрения смены демографических революций  [4, c. 93].  При этом репродуктивное поведение у него сводиться к внутрисемейному регулированию рождаемости. Стоит отметить, что данный ученый разделял понятия репродуктивное поведение и прокреационное поведение. Под первым автор понимает воспроизводство в целом. Репродуктивное поведение - это поведение, имеющее непосредственное отношение к зачатию и вынашиванию плода, независимо от того, как тесно связано оно с половым поведением [4, c. 97]. Прокреационное поведение он определяет как поведение, имеющее вынашиванию плода, независимо от того, как тесно связано оно  половым поведением; его основные характеристики – распространенность искусственных абортов и контрацепции  [5, c. 151].  Как и всякое поведение человека, репродуктивное поведение ограничено определенными рамками, которые задают нижний и верхний пределы его действия. Эти рамки заданы с одной стороны физиологически, а с другой системой социального контроля [2, с. 201]. Рождаемость – это единство биологического и социально в человеке  и при изучении репродуктивного поведения необходимо учитывать эти факторы.

Следует отметить, что важнейшим  условием репродуктивного поведения является наличие – плодовитости, то есть физиологической способности к зачатию, то есть репродуктивное здоровье. Репродуктивное здоровье позволяет женщинам благополучно пройти этапы беременности и родов, ухода за ребенком и его воспитания. Важнейшей проблемой в репродуктивном здоровье является страшный диагноз - бесплодие.  При выявление бесплодия одного или обоих супругов, появляется неудовлетворённая потребность в детях, следовательно формирование семьи либо прекращается, либо осуществляется посредством усыновления ( удочерения ) желаемого числа детей [1, с. 90].

Другой важной характеристикой репродуктивного поведения является векторы репродуктивного поведения: первый — направлен на рождение ребенка, второй на предотвращение зачатия и третий — на прерывание беременности [1, с. 95].Воронцов А.В. пишет о том, что репродуктивное поведение определяется личной или социальной потребностью в рождении ребенка и регулируется ценностными ориентациями мужчины и женщины, а также мнением ближнего окружения, социально-этическими нормами, этнокультурными традициями, семейно-брачным законодательством и общественным мнением.

Необходимо отметить, что важную роль при выборе того или иного направления репродуктивного поведения играет репродуктивная установка как социально-психический регулятор, обусловливающий положительное или негативное отношение к рождению определенного числа детей. Репродуктивная установка формируется уже в детском возрасте до момента полового созревания. Опросы детей демонстрируют достаточно четкую ориентацию на число детей в семье, обусловленную, как правило, репродуктивным поведением родителей и характером взаимоотношений между членами семьи. Репродуктивная установка состоит из трех компонентов: когнитивного (рассудочного), аффективного (эмоционального) и этического (нравственного). Когнитивный компонент  влияет на решение о количестве и половой принадлежности будущих детей, а также на интервалы между родами. Аффективный компонент оказывает воздействие на формирование позитивных или негативных чувств, связанных с рождением определенного числа детей или отказом от их рождения. Этический компонент способствует формированию воли и ответственности при принятии решения о рождении и воспитании определенного числа детей. Необходимо учитывать, что один из компонентов репродуктивной установки может занимать доминирующее положение в репродуктивном поведении каждого из будущих родителей [1, с. 105].

Репродуктивные установки супругов, определяются психической предрасположенностью (положительным или отрицательным отношением) к рождению определенного числа детей. Репродуктивные установки делятся на 2 основные группы: установки, связанные с деторождением, и установки, определяющие масштабы и способы регулирования процесса деторождения(абортивно-контрацептивные установки) [2, с.123].

Выделяют следующие  типы репродуктивного поведения: многодетное (с потребностью в 5 и более детях); среднедетное (с потребностью в 3-4 детях); малодетное (потребность в 1-2 детях) .

Стоит отметить и тот факт, что репродуктивное поведение является частью демографического поведения и В.А. Борисов определяет его как систему действий и отношений, опосредующих рождение или отказ от рождения ребёнка любой очередности, в браке или вне брака  [6, c. 198]. По мнению демографов, данный термин наиболее предпочтителен для использования, так как он эмоционально нейтрален, поскольку охватывает поведение как отдельных индивидов, так и супружеских пар, а не только семейных союзов ограничивающих количество детей в семье.

В современном мире престиж каждого члена семьи определяется социальным статусом в который входят : образование, уровень доходов и т.д., но не как не числом детей. Прогресс не стоит на месте и для воспитания детей требуются не маленькие затраты и самым актуальным является – образование. Г. Беккер в своей концепции «экономики рождаемости», как раз говорит о том, что рождение последующего ребёнка снижает его «предельную полезность», что и является главной причиной снижения количества детей в семьях [ 7, c. 39].

Стоит отметить, что ученые провели исследования и установили причины падения интереса к увеличению количества рождения детей:

1. Многие пары  занимаются образованием и самообразованием, и ставят карьерный рост на первое место.

2. Другие пары говорят о том, что сначала необходимо достичь экономического благополучия и приобрести собственное жилье.

3. Так же не мало важным фактом падения интереса к увеличению количества рождения детей является недостаточная материальная помощь государства имеющим детей семьям.

4. Несомненно, главенствующим фактором является наличие ответственности и забот, которые возлагаются на пары, у которых появляются дети [1, с. 136].

В настоящее время для большинства семей в России репродуктивная функция становится второстепенной и правительство понимает всю значимость данной проблемы старается материально заинтересовать молодые пары в повышении демографии страны.

 Основными факторами сложившейся ситуации являются: низкая информированность населения в вопросах охраны сексуального и репродуктивного здоровья; отсутствие системы полового воспитания детей и подростков; распространенность инфекций, передаваемых половым путем, особенно среди подростков и молодежи; высокий уровень подростковой беременности и абортов; недостаточная вовлеченность специалистов в процесс охраны репродуктивного здоровья и подготовки к планируемой беременности; недостаточная насыщенность фармацевтического рынка качественными контрацептивами и их высокая стоимость; отсутствие исследований по изучению потребностей населения в услугах по охране сексуального и репродуктивного здоровья . [7]

Для материальной заинтересованности в увеличении количества рождаемых детей в последние годы Правительством РФ было принято несколько решений. В 2006 г. был введен родовой сертификат . Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" был введен материнский капитал (семейный капитал), который выделяется из средств федерального бюджета семье при рождении или усыновлении второго ребенка с 1 января 2007 г.  В рамках целевой программы "Молодая семья" с 2006 г. предусмотрен низкий процент по ипотеке при покупке жилья молодой семье. Правительство РФ 20 декабря 2014 г. приняло решение о возможности бесплатного получения многодетной семьей земельного участка. В 2015 г. Правительство РФ разрешило пользоваться материнским капиталом семьям, которым необходимо сделать первоначальный взнос при приобретении недвижимости или земли, сразу после рождения ребенка. В 2008 г. Правительством РФ была учреждена новая государственная награда — орден "Родительская слава".

Однако чтобы увеличить рождаемость населения, сегодня уже недостаточно только материально и морально стимулировать репродуктивное поведение, необходимы изменения культуры семейных отношений и жизненных ориентации молодого поколения. Только тогда, когда каждая молодая семья будет планировать рождение не менее троих детей, возможно преодоление сложившейся в России кризисной демографической ситуации.

Поставленные выше репродуктивные проблемы побудили нас провести собственное разведывательное исследование, в котором приняли участие молодежь двух областей Воронежская и Тамбовская. Опрошено было 150 человек, приблизительно пропорционально мужчин и женщин.

Анализ ответов респондентов на поставленные вопросы показал, что 83 % четко осознали свой выбор и планируют видеть своего партнера избранником по жизни. Большинство респондентов (68%) считают, что вступать в брак предпочтительно в 23-27 лет, особенно это свойственно мужчинам, при чем женщины готовы вступить в брак в более раннем возрасте в 18-22.

Подавляющее большинство респондентов (97%) не собираются иметь детей без официального заключения брака. Следовательно, нас заинтересовал вопрос о готовности иметь внебрачные половые связи, их допускают 100 % опрошенных, из них 71 % респондентов пользуются средствами предохранения, среди них большинство – девушки.

Выяснилось, что  36 % опрошенных уже имеют детей. Из них 20 % родили ребенка в возрасте от 23-27 лет. Также стоит отметить, что подавляющее количество опрошенных респондентов отрицательно относятся к аборту, однако, 59 % респондентов готовы к аборту в случае экономических трудностей.

В ходе анализа ответ респондентов на вопрос о том, сколько бы они хотели иметь детей - 55% опрошенных хотели бы завести только одного ребенка.

Резюмируя, необходимо сказать о том, что главной проблемой репродуктивного поведения, является неосознанность молодого поколения в своём выборе, непонимание всей ответственности, которая впоследствии окажется на их плечах. Анализ опросов показал, что женщины раньше мужчин готовы вступить в брак – это может быть связано с несколькими причинами. Во-первых, для женщин существенное значение имеет возраст, следовательно, они стараются успеть «во время» вступить в брак и родить детей, ведь с каждым годом все сложнее и сложнее поддерживать репродуктивное здоровье. Во-вторых, мужчины понимают, что вступая в брак все экономические проблемы семьи обрушатся на их плечи, поэтому мужчины сначала занимаются карьерой и работой, а уже потом, когда будут экономически более устойчивы готовы вступить в брак. Также объяснима и причина не желания иметь детей без официального заключения брака, респондентам нужна стабильность и надежность, а также при официальном заключении брака государство материально помогает молодым семьям. По мнению респондентов возраст 23-27 лет - оптимальный  для рождения первого ребенка, так как в этот период молодые люди получают образование и уже работают, то есть в состоянии обеспечить свою семью. Нельзя не отметить, что респонденты негативно относятся к аборту, но из-за экономических проблем готовы прибегнуть к этому действию. От сюда можно сделать вывод о том, что репродуктивное поведение современной молодежи существенно зависит от экономического благополучия.

 

Список литературы:
1. Воронцов А. В., Глотов М. Б. Демография : учебник и практикум для прикладного бакалавриата /А. В. Воронцов, М. Б. Глотов. — М.: Издательство Юрайт, 2017 — 287 с.
2. Антонов А.И. , Медков В.М. , Социология семьи. М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления, 1996. 304 с.
3. Медков В. М. Демография . Ч. 2. Ростов – на- Дону: Феникс, 2002. 448 с.
4. Избранные демографические труды. Т. 1. Демографическая теория и демографическая история / А. Г. Вишневский. М.: Наука, 2005. 368 с.
5. Вишневский А.Г. Воспроизводство населения и общество: История, современность, взгляд в будущее. М.: Финансы и статистика , 1982. 287 с.
6. Борисов В.А. Перспективы рождаемости. М.: Статистика , 1976. 248 с.
7. Антонов А.И. Проблемы социологического изучения репродуктивного поведения семьи // Вопросы теории и методов социологических исследований. М., 1974.