Статья:

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ

Конференция: CCLXXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Абрамова А.Л. ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 45(277). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/45(277).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Подводятся итоги голосования
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ

Абрамова Анастасия Леонидовна
студент, Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Ставропольский государственный педагогический институт в г. Железноводске, РФ, г. Железноводск
Перепелкина Наталия Александровна
научный руководитель, канд. соц. наук, доцент Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Ставропольский государственный педагогический институт в г. Железноводске, РФ, г. Железноводск

 

Аннотация. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одна из ключевых целей — создание условий для социальной адаптации дошкольников, что открывает возможности для позитивной социализации ребёнка. Это включает развитие творческих способностей через деятельность, соответствующую дошкольному возрасту. Таким образом, развитие творческих способностей является одной из важнейших задач современной теории и практики дошкольного образования. Особенно актуальна эта проблема для детей с нарушениями речи, которые различаются по уровню речевого развития. При поступлении в дошкольное учреждение дети могут иметь различные нарушения, что влияет на их дальнейшую социально-педагогическую адаптацию [1].

 

Ключевые слова: творческая деятельность дошкольников, нарушения речи как условие социально-педагогической адаптации.

 

Группа детского сада для детей с нарушениями речи представляет собой первое социальное объединение, в котором каждый ребёнок находит своё место. Как я уже подчеркивала в своих предыдущих исследованиях, дети с нарушениями речи часто сталкиваются с серьезными трудностями в процессе социально-педагогической адаптации (см. [1]). Создание благоприятной речевой среды, своевременное выявление нарушений, а также правильно организованная коррекционная работа и взаимодействие всех специалистов способствуют развитию у ребёнка эмоциональной отзывчивости и стремления участвовать в речевом общении как с взрослыми, так и со сверстниками (см. [2]). Это, в свою очередь, облегчает процесс адаптации детей с нарушениями речи к окружающей среде и способствует их речевому развитию. Дети с такими нарушениями часто имеют неполные и искажённые представления об окружающем мире, а их практический опыт недостаточно обобщён и закреплён в речевой деятельности. Чем более выражены нарушения речи, тем меньше возможностей у ребёнка для самовыражения в творчестве ([3]).

Опыт адаптации детей с нарушениями речи реализуется на базе МБДОУ Детский сад № 198 «Белоснежка» в г. Минеральные Воды. Воспитанники групп компенсирующей направленности, как правило, имеют тяжелую речевую патологию. Безусловно, большинству таких детей требуется длительный адаптационный период, что также было отмечено в моих предыдущих работах ([4]).

Адаптация представляет собой процесс и результат приспособления человека к окружающему миру, новым условиям жизнедеятельности и структуре отношений в определённых социально-психологических общностях, а также установление соответствия поведения принятым нормам и правилам ([5]). В своих исследованиях я также поднимал вопрос о важности адаптации для детей с нарушениями речи ([6]).

Несмотря на то что проблема развития творческих способностей у дошкольников с нарушениями речи интересует исследователей в области педагогики и психологии на протяжении длительного времени, она остаётся актуальной и в настоящее время. Современные учёные и практики в сфере дошкольного образования и возрастной психологии продолжают искать оптимальные средства, формы и методы для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста с нарушениями речи ([7]). Основной проблемой является определение содержания программы, направленной на развитие творческих способностей дошкольников с нарушениями речи, исходя из индивидуальных показателей их развития ([8]).

Таким образом, было выявлено противоречие между потребностью в развитии творческой деятельности у дошкольников с нарушениями речи как условием их социально-педагогической адаптации и недостаточной методической разработанностью этого процесса ([9]). Организация воспитания и обучения таких детей требует внесения изменений в формы коррекционно-развивающей работы ([10]). Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность и низкая работоспособность, что обуславливает необходимость изменений в планировании образовательной деятельности и режиме дня. В режиме дня следует предусмотреть увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур и приём пищи. Также необходимо широкое преобразование организационных форм коррекционной работы: групповых, подгрупповых и индивидуальных ([11]).

У детей с нарушениями речи, как правило, наблюдается неустойчивая самооценка, они часто не верят в свои силы, а их эмоционально-волевая сфера искажена ([12]). У таких детей могут наблюдаться нарушения координации движений, замкнутость, агрессивность, гиперактивность, медлительность, а также сниженный уровень памяти, внимания, восприятия и мышления. Все компоненты языковой системы речи у них, как правило, ниже возрастной нормы ([13]).

Творчество является важнейшим аспектом, влияющим на общее развитие личности, особенно для детей с нарушениями речи. В процессе творческой деятельности у таких детей формируются личностные ценности, чувство внутреннего контроля и порядка, а также предпосылки для установления социальных связей ([14]). Кроме того, творческая деятельность помогает детям справляться с негативными переживаниями и внутренними конфликтами ([15]).

Творчество охватывает широкий спектр действий, порождающих инновации, будь то внешние произведения или внутренние психоэмоциональные процессы.

 

Список литературы:
1. Актуальные аспекты организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями / Таболова Э.С., Говенко Ю.А., Бережнова О.В., Перепёлкина Н.А., Хутиева О.А., Ярлыкова О.В. / Ставрополь, 2021. – 80 c.
2. Кокарева В.М., Нагаева А.В., Перепёлкина Н.А., Черкасова И.В. Психолого-педагогическое сопровождение оптимизации психофизического развития воспитанников при помощи здоровьеформирующих мероприятий в образовательном пространстве ДОО // Университетская наука. 2023. - № 2 (16). - С. 212-214.
3. Ложникова Е.В., Пихурова В.В., Сефералиева С.А., Перепёлкина Н.А. Сопровождение ребенка дошкольного возраста с сенсорной алалией в условиях детского сада / Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения личности. - Ставрополь, 2019. - С. 100-109.
4. Перепёлкина Н.А., Сафарян Р.С., Абдулкадырова С.Х., Черкасова И.В. Взаимодействие специалистов в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с речевыми нарушениями // Университетская наука. 2022. - № 2 (14). - С. 247-250.
5. Подготовка будущих педагогов к комплексному сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации: из опыта работы городской экспериментальной площадки на базе МДОУ Детский сад № 17 «Родничок» города-курорта Железноводска / Бережнова О.В., Еремина Ю.С., Качалова И.Н., Перепёлкина Н.А., Пилюгина Е.И. Ставрополь, 2023. – 158 c.