ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛЮДЕЙ С ВЫРАЖЕННЫМИ ЛИДЕРСКИМИ КАЧЕСТВАМИ
Конференция: L Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Психология
L Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛЮДЕЙ С ВЫРАЖЕННЫМИ ЛИДЕРСКИМИ КАЧЕСТВАМИ
Изучая тему интеллектуального потенциала у людей с ярко выраженными лидерскими качествами, нами было принято провести эмпирическое исследование о наличии корреляции между интеллектуальный потенциалом и лидерскими качествами.
В качестве исходных данных эксперимента была сформулирована следующая гипотеза: Н1: Корреляция между показателями лидерских качеств и уровнем интеллектуального развития отличается от нуля.
Выборка испытуемых составила 86 человек из числа работников различного уровня компании. В числе которых 33% мужчин и 67% женщин. Средний возраст испытуемых составил 35 лет.
В рамках исследования особое значение имеет распределение участников по уровню образования и занимаемой должности.
Распределение участников по уровню образования представлено в таблице 1.
Таблица 1.
Распределение участников эксперимента по уровню образования в %
Уровень второй образования |
в % к полнения итогу |
Общее среднее |
2,78% |
Средне-специальное |
50,00% |
Незаконченное распознать высшее |
16,67% |
Высшее |
25,00% |
Два и более данной высших |
5,56% |
В зависимости от занимаемой должности все участники исследования были разделены на две категории: рабочие, специалисты и служащие, и вторая группа – руководители.
Распределение участников исследования в зависимости от занимаемой должности представлено в таблице 2.
Таблица 2.
Распределение участников эксперимента по занимаемой должности
Должность |
в % к итогу |
Рабочие, ученик специалисты и служащие |
72,22% |
Руководители |
27,78% |
К числу руководителей в сформированной выборке принадлежит 27,78%. Рабочие, специалисты и служащие составляют 72,22% человек.
Для определения личностных интеллектуального потенциала сотрудников были использованы следующие психодиагностические методики: тест «Социальный интеллект» Дж. Д.П. Гилфорда и М. Салливена); методика Н. Холла на определение уровня эмоционального интеллекта; диагностика эмпатии по А. Меграбяну; методика диагностики рефлексии Карпова А.В..Для изучения лидерских качеств мы использовали тест диагностики коммуникативных и организаторских способностей.
Проведенное исследование позволило сформировать общие представления о составе экспериментальной группы и сделать определенные выводы. Очевидно, что для решения этой задачи мы обращаемся к непараметрическому критерию - коэффициенту корреляции г-Спирмена. Особенности нашего исследования обусловили обращение к двум рядам значений в виде двух групповых иерархий. На этом основании, необходимо сначала определить корреляцию между показателями лидерских качеств и уровнем интеллектуального развития. Это позволит нам осуществить проверку наличия и особенностей связи между исследуемыми переменными с помощью следующих статистических гипотез:
Н0: Корреляция между показателями лидерских качеств и уровнем интеллектуального развития не отличается от нуля.
Н1: Корреляция между показателями лидерских качеств и уровнем интеллектуального развития отличается от нуля.
Обобщенные результаты расчета коэффициента корреляции г-Спирмена между показателями лидерских качеств и уровнем интеллектуального развития представлены ниже.
Таблица 3.
Результаты расчета коэффициента корреляции г-Спирмена между показателями лидерских качеств и уровнем интеллектуального развития
Correlations |
|||||||
|
Социальный интеллект |
Коммуникативные склонности |
Распознавание эмоций других |
Организаторские склонности |
Самомотивация |
Рефлек сия |
|
Spearman's rho |
Социальный интеллект |
1 |
,024 |
,627** |
,193** |
,017 |
,043 |
Sig. (2-tailed) |
|
,738 |
,000 |
,006 |
,808 |
,546 |
|
N |
200 |
200 |
200 |
200 |
200 |
200 |
|
|
Коммуникативные склонности |
,024 |
1 |
-,019 |
-,184** |
-,292** |
-,143* |
Sig. (2-tailed) |
,738 |
|
,785 |
,009 |
,000 |
,044 |
|
N |
200 |
200 |
200 |
200 |
200 |
200 |
|
|
Распознавание эмоций других |
,627** |
-,019 |
1 |
,445** |
,038 |
,222** |
Sig. (2-tailed) |
,000 |
,785 |
|
,000 |
,598 |
,002 |
|
N |
200 |
200 |
200 |
200 |
200 |
200 |
|
|
Организаторские склонности |
,193** |
-,184** |
,445** |
1 |
,146* |
,863** |
Sig. (2-tailed) |
,006 |
,009 |
,000 |
|
,039 |
,000 |
|
N |
200 |
200 |
200 |
200 |
200 |
200 |
|
|
Самомотивация |
,017 |
-,292** |
,038 |
,146* |
1 |
,124 |
Sig. (2-tailed) |
,808 |
,000 |
,598 |
,039 |
|
,080 |
|
N |
200 |
200 |
200 |
200 |
200 |
200 |
|
|
рефлексия |
,043 |
-,143* |
,222** |
,863** |
,124 |
1 |
Sig. (2-tailed) |
,546 |
,044 |
,002 |
,000 |
,080 |
|
|
N |
200 |
200 |
200 |
200 |
200 |
200 |
|
**. Correlation is significant at the 0.01 level (2-tailed). |
|||||||
*. Correlation is significant at the 0.05 level (2-tailed). |
В результате корреляционного анализа были выявлены некоторые значимые связи параметров лидерства с коммуникативными и организационными склонностями, а также с показателями интеллектуального развития, которые обозначены в виде плеяды на рисунке 1.
Рисунок 1. Значимые корреляционные связи между показателями лидерских качеств и показателями интеллектуального развития
Проверка наличия связей между показателями лидерских качеств и показателями интеллектуального развития показала их наличие на достаточном уровне статистической значимости между многими параметрами.
Итак, положительная взаимосвязь выявлена:
- между социальным интеллектом и уровнем организаторских склонностей (r=0,193, при р=0,06);
- между распознанием эмоций других и уровнем организаторских склонностей (r=0,445, при р=0,09);
- между распознанием эмоций других и рефлексивностью (r=0,222, при р=0,02).
Наблюдается обратная корреляционная связь между степенью выраженности коммуникативных склонностей и
- уровнем организаторских склонностей (r= - 0,184, при р= 0,09);
- самомотивацией (r= - 0,292, при р= 0,00);
- рефлексивностью (r= - 0,143, при р= 0,44).
Также выявлена положительная корреляционная связь между
- уровнем распознанием эмоций других и социальным интеллектом (r= 0,627, при р=0,00).
- между уровнем организаторских склонностей и самомотивацией (r= 0,146, при р=0,39);
- между уровнем организаторских склонностей и рефлексивностью (r= 0,863, при р=0,00).
Полученные корреляционные связи позволяют подтвердить Н1 о том, что корреляция между показателями лидерских качеств и показателями интеллектуального развития отличается от нуля.
Таким образом наша гипотеза о наличии взаимосвязи между показателями интеллектуального потенциала и лидерскими качествами доказана. Можно с уверенностью сказать, что результаты измерений показателей всех критериев, которые мы осуществляли ранее полностью подтверждаются результатами расчета коэффициента корреляции г-Спирмена и выявленными корреляционными связями.