Статья:

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛЮДЕЙ С ВЫРАЖЕННЫМИ ЛИДЕРСКИМИ КАЧЕСТВАМИ

Конференция: L Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Сорокотяженко А.Д. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛЮДЕЙ С ВЫРАЖЕННЫМИ ЛИДЕРСКИМИ КАЧЕСТВАМИ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. L междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(50). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/4(50).pdf (дата обращения: 14.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛЮДЕЙ С ВЫРАЖЕННЫМИ ЛИДЕРСКИМИ КАЧЕСТВАМИ

Сорокотяженко Алина Даниловна
магистрант, Университет «Туран», Республика Казахстан, г. Алматы
Васько Татьяна Павловна
научный руководитель, заведующая кафедрой «Психология», PhD, Университет «Туран», Республика Казахстан, г. Алматы

 

Изучая тему интеллектуального потенциала у людей с ярко выраженными лидерскими качествами, нами было принято провести эмпирическое исследование о наличии корреляции между интеллектуальный потенциалом и лидерскими качествами.

В качестве исходных данных эксперимента была сформулирована следующая гипотеза: Н1: Корреляция между показателями лидерских качеств и уровнем интеллектуального развития отличается от нуля.

Выборка испытуемых составила 86 человек из числа работников различного уровня компании. В числе которых 33% мужчин и 67% женщин. Средний возраст испытуемых составил 35 лет.

В рамках исследования особое значение имеет распределение участников по уровню образования и занимаемой должности.

Распределение участников по уровню образования представлено в таблице 1.

Таблица 1.

Распределение участников эксперимента по уровню образования в %

Уровень второй образования

в % к полнения итогу

Общее среднее

2,78%

Средне-специальное

50,00%

Незаконченное распознать высшее

16,67%

Высшее

25,00%

Два и более данной высших

5,56%

 

В зависимости от занимаемой должности все участники исследования были разделены на две категории: рабочие, специалисты и служащие, и вторая группа – руководители.

Распределение участников исследования в зависимости от занимаемой должности представлено в таблице 2.

Таблица 2.

Распределение участников эксперимента по занимаемой должности

Должность

в % к итогу

Рабочие, ученик специалисты и служащие

72,22%

Руководители

27,78%

 

К числу руководителей в сформированной выборке принадлежит 27,78%. Рабочие, специалисты и служащие составляют 72,22% человек.

Для определения личностных интеллектуального потенциала сотрудников были использованы следующие психодиагностические методики: тест «Социальный интеллект» Дж. Д.П. Гилфорда и М. Салливена); методика Н. Холла на определение уровня эмоционального интеллекта; диагностика эмпатии по А. Меграбяну; методика диагностики рефлексии Карпова А.В..Для изучения лидерских качеств мы использовали тест диагностики коммуникативных и организаторских способностей.

Проведенное исследование позволило сформировать общие представления о составе экспериментальной группы и сделать определенные выводы. Очевидно, что для решения этой задачи мы обращаемся к непараметрическому критерию - коэффициенту корреляции г-Спирмена. Особенности нашего исследования обусловили обращение к двум рядам значений в виде двух групповых иерархий. На этом основании, необходимо сначала определить корреляцию между показателями лидерских качеств и уровнем интеллектуального развития. Это позволит нам осуществить проверку наличия и особенностей связи между исследуемыми переменными с помощью следующих статистических гипотез:

Н0: Корреляция между показателями лидерских качеств и уровнем интеллектуального развития не отличается от нуля.

Н1: Корреляция между показателями лидерских качеств и уровнем интеллектуального развития отличается от нуля.

Обобщенные результаты расчета коэффициента корреляции г-Спирмена между показателями лидерских качеств и уровнем интеллектуального развития представлены ниже.

Таблица 3.

Результаты расчета коэффициента корреляции г-Спирмена между показателями лидерских качеств и уровнем интеллектуального развития

Correlations

 

Социальный интеллект

Коммуникативные склонности

Распознавание эмоций других

Организаторские склонности

Самомотивация

Рефлек сия

Spearman's rho

Социальный интеллект

1

,024

,627**

,193**

,017

,043

Sig. (2-tailed)

 

,738

,000

,006

,808

,546

N

200

200

200

200

200

200

 

Коммуникативные склонности

,024

1

-,019

-,184**

-,292**

-,143*

Sig. (2-tailed)

,738

 

,785

,009

,000

,044

N

200

200

200

200

200

200

 

Распознавание эмоций других

,627**

-,019

1

,445**

,038

,222**

Sig. (2-tailed)

,000

,785

 

,000

,598

,002

N

200

200

200

200

200

200

 

Организаторские склонности

,193**

-,184**

,445**

1

,146*

,863**

Sig. (2-tailed)

,006

,009

,000

 

,039

,000

N

200

200

200

200

200

200

 

Самомотивация

,017

-,292**

,038

,146*

1

,124

Sig. (2-tailed)

,808

,000

,598

,039

 

,080

N

200

200

200

200

200

200

 

рефлексия

,043

-,143*

,222**

,863**

,124

1

Sig. (2-tailed)

,546

,044

,002

,000

,080

 

N

200

200

200

200

200

200

**. Correlation is significant at the 0.01 level (2-tailed).

*. Correlation is significant at the 0.05 level (2-tailed).

 

В результате корреляционного анализа были выявлены некоторые значимые связи параметров лидерства с коммуникативными и организационными склонностями, а также с показателями интеллектуального развития, которые обозначены в виде плеяды на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Значимые корреляционные связи между показателями лидерских качеств и показателями интеллектуального развития

 

Проверка наличия связей между показателями лидерских качеств и показателями интеллектуального развития показала их наличие на достаточном уровне статистической значимости между многими параметрами.

Итак, положительная взаимосвязь выявлена:

  • между социальным интеллектом и уровнем организаторских склонностей (r=0,193, при р=0,06);
  • между распознанием эмоций других и уровнем организаторских склонностей (r=0,445, при р=0,09);
  • между распознанием эмоций других и рефлексивностью (r=0,222, при р=0,02).

Наблюдается обратная корреляционная связь между степенью выраженности коммуникативных склонностей и

  • уровнем организаторских склонностей (r= - 0,184, при р= 0,09);
  • самомотивацией (r= - 0,292, при р= 0,00);
  • рефлексивностью (r= - 0,143, при р= 0,44).

Также выявлена положительная корреляционная связь между

  • уровнем распознанием эмоций других и социальным интеллектом (r= 0,627, при р=0,00).
  • между уровнем организаторских склонностей и самомотивацией (r= 0,146, при р=0,39);
  • между уровнем организаторских склонностей и рефлексивностью (r= 0,863, при р=0,00).

Полученные корреляционные связи позволяют подтвердить Н1 о том, что корреляция между показателями лидерских качеств и показателями интеллектуального развития отличается от нуля.

Таким образом наша гипотеза о наличии взаимосвязи между показателями интеллектуального потенциала и лидерскими качествами доказана. Можно с уверенностью сказать, что результаты измерений показателей всех критериев, которые мы осуществляли ранее полностью подтверждаются результатами расчета коэффициента корреляции г-Спирмена и выявленными корреляционными связями.

 

Список литературы:
1. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие / Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2015. – 672 с
2. Михайлова Е.С. Методика исследования социального интеллекта: Адаптация теста Дж. Д.П. Гилфорда и М. Салливена: Руководство по использованию/ - СПб: Иматон, 2016. - 56 с.
3. Кулаичев А.П. Методы и средства анализа данных в среде Windows / А.П. Кулаичев. – М.: ИнКо, 2015. - 341 с.