Статья:

Социальная сеть в жизни подростка

Конференция: XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Психология

Выходные данные
Фассахова Л.Ф. Социальная сеть в жизни подростка // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(39). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/11(39).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Социальная сеть в жизни подростка

Фассахова Лейсан Флоридовна
студент, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, РФ, Республика Башкортостан, г. Уфа
Зяблицева Алина Андреевна
научный руководитель, преподаватель, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, РФ, Республика Башкортостан, г.Уфа

 

Интернет вошел в нашу жизнь относительно не давно, синхронно с технологическим «бумом». В последнее время стал неотъемлемой частью жизни современного человека. Наиболее популярным становится коммуникационная сеть Интернет. В соответствии с этим, вплоть до наших дней, Интернет остается самым важным атрибутом современного общества. Согласно результатам социальных исследователей, значительная часть пользователей Интернета – это молодежь. Ежедневно миллионы людей пользуются услугами Интернета: одни находят друзей, покупателей, другие просто проводят там свободное время.

Всемирная паутина является универсальной информационной средой, но имеет как позитивную, так и негативную сторону. Одними из ключевых составляющих Интернета стали социальные сети. Социальные сети предоставляют нам бескрайние возможности саморазвития: можем посмотреть любой заинтересовавший нас кинофильм, послушать музыку, прочесть научные статьи, изучать иностранные языки и многое другое. Также на просторах Интернета можно найти огромное количество обучающих видеоматериалов. Кроме этого, социальные сети оказывают нам неизбежную поддержку в учебе. Во-первых, они предназначаются массовым коммуникационным каналам – могут производить обмен презентациями, рефератами и конспектами с одноклассниками. Во-вторых, дают возможность вступать в сообщество, посвященное любой тематике.

Таким образом, социальные сети с каждым днем набирают популярность абсолютно во всем мире. Они появились приблизительно 10 лет назад, однако уже сегодня сложно найти человека, который бы воспользовавшись Интернетом, не пользовался бы социальными сетями. Подростки специфическим образом отреагировали на такую новизну.

Такое явление связано с тем, что Интернет-технологии дают возможность подростку осуществить свою потребность в общении, безусловно, через социальные сети.

Подростковый возраст, по мнению Д.Б Эльконина, является ведущей деятельностью и несет в себе так же и интимно-личностное общение, т.е. подросток стремится к расширению круга общения [4]. Мотивом обширного круга общения с подростками обуславливается общим интересом, убеждениями и занятиями, который становится «важным» для них. От отсутствия круга общения в реальности, подросток регистрируется в Сети Интернет, где находит для себя неограниченное количество в выборе собеседника, расширяя круг партнеров по коммуникациям. В социальных сетях, ребёнок освобождается от чувства одиночества, что часто ощущают многочисленные подростки, однако не многие подростки могут грамотно пользоваться ею. Проблема в том, что подросток имеет склонность к зависимости от социальных сетей, а впоследствии уже никак не представляет собственную жизнь без них. Например, согласно опросам, в России каждый день пользуются Интернетом 89% подростков в возрасте 12–17 лет [3, с.58]. А также в результате исследования, проведенного в 2015-2016 годах, более популярным пользователем социальных сетей в России среди подростковой аудитории составляют такие как: «Вконтакте» – 24%, “LiveJoural” – 10%, «Мой мир» – 12% и «Одноклассники» – 14% [5]. В основном внимание со стороны подростков привлекают персональные личные данные. Так же можно сказать, что подростки удовлетворяют свою потребность в общении со своими знакомыми, так же и с теми, с кем не знакомы. Непосредственно их притягивает общение с друзьями, где больше половины предпочитают смотреть фото и видео, слушать музыку, а также посещать группы по интересам.

В психологическом ключе, острая тяга к социальным сетям весьма схожа с алкогольной и наркотической зависимостью. Это можно констатировать тем, что в дальнейшем это может привести подростка к отклоняющемуся (девиантному) поведению. Девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм [1]. Оно может проявиться из-за каких-либо нереализованных желаний, психологических или личностных проблем, а также латентных комплексов и замкнутости в общении. Фактически в виртуальном мире значительно легче демонстрировать себя, реализовывать идеальный образ, т.к. главное значение имеет ощущение собственной защищенности и анонимности, чего нет в реальной жизни.

Исследователи, изучающие взаимосвязь между подростками, социальными сетями и употреблением наркотиков, выявили, что 70% подростков в возрасте от 12 до 17 лет, которые пользуются социальными сетями ежедневно, в пять раз чаще курят табак, в три раза чаще употребляют алкоголь и в два раза чаще курят марихуану. Кроме того, 40% подростков признались, что были подвержены влиянию фотографий и различных изображений в Интернете. Во-первых, это может быть связано, с тем что подростки смотрят фото или видео в социальных сетях, где показывают антиобщественные действия, подросток начинает подражать им. Во-вторых, в социальных сетях можно встретить ситуацию, когда подростки в комментариях ругаются, и это перерастает в большой конфликт между ними. На основе этого, подросток получает психологический стрессовый удар.

Основной причиной является то, что подростки полновластно присутствуют в социальных сетях. Родители никак не интересуются, что за видеоматериалы смотрят их дети, какие группы они больше всего посещают. А самое главное, с кем они знакомятся. В наше время данное невозможно оставлять без внимания. Скорее, это даже опасно. Подросток может «уходить» в виртуальный мир полностью, забыть о собственных обязанностях, учебе и друзьях в реальном мире. Время, проводимое в Сети, способно быть до такой степени притягательным, что у человека производится нездоровая привязанность или зависимость от Сети Интернета. Попробовав общаться в социальных сетях, ребёнок осознает, что в виртуальном пространстве процесс общения значительно легче и безопаснее. А главным является факт, что возможно в любой момент «включить» или «выключить» собеседника, следуя только собственными желаниями, а не искать компромиссы во мнениях, не пытаться проникнуться эмоциями другого человека для взаимопонимания и сочувствия. К примеру, число суицидов среди детей и подростков за минувшие полгода (с ноября 2015 по апрель 2016 года) в России равняется 130, из которых, как минимум, 80 подростков считались соучастниками «Групп смерти» ВКонтакте. В результате гибели детей возбуждены уголовные дела по статье 110 УК РФ «Доведение до самоубийства». Социологи и специалисты по психологии уже бьют тревогу в связи с такой проблемой.

В последнее время, возникла еще одна серьезная социальная проблема среди подростков. Детей завлекают в экстремистские и нацистские группировки по средствам сети Интернет. В националистические группировки вовлекаются подростки всё более раннего возраста. Например, в Башкирии молодые люди публично демонстрировали нацистскую символику, устроили драку в честь нацистского лидера с выкладыванием видео в сеть Интернет, а также размещали в социальной сети «ВКонтакте» сети Интернет экстремистские фотоматериалы. Видимо, целью нарушителей было привлечение в социальной сети еще больше людей в свою организацию «Белая река». Также, подросток из Кемерово, показал нацистский знак приветствия у Вечного огня. Снимок с надписью: «Когда пришел на вписку к дедам» появился в одной из групп в соцсети «ВКонтакте».

Такие правонарушении кроются по уголовным делом по ч. 1 ст. 282.1 УК РФ (организация экстремистского сообщества) п. «б» ч. 2 ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) [6].

С одной стороны, социальные сети усиливают связи, если у детей есть и настоящее общение. С иной стороны, если ребенок скрытный, малообщительный, имеет конфликтные отношения с одноклассниками, отсутствует контакт с отцом и матерью, в таком случае социальные сети считаются единственным источником для удовлетворения его необходимости в общении, ухода от реальности.

Воздействие социальных сетей на человека в настоящее время переоценить невозможно – мы обладаем возможностью использовать колоссальное количество информации, совершенствовать собственные знания и самосовершенствоваться. Главное, не упустить эту возможность. В любой системе, будь живое общение, или же виртуальная сеть есть полезные качества, так и плохие. Неизменным остается тот факт, что жизнь подростка зависит от самих родителей, если в семье подают хороший пример для подражания, то подросток не будет искать его вне семьи. В связи с хрупкой психологией подростка, родителям необходимо научить своих детей правильно пользоваться Интернетом и нацелено работать над тем, чтобы он получал только нужную, правильную и полезную для себя информацию.

 

Список литературы:
1. Википедия: свободная электронная энциклопедия: на русском языке – [Электронный ресурс] // URL: http://ru.wikipedia.org (Дата обращения: 17.10.2016).
2. Жучкова С.Е., Воробьева М.Н. Эмпирическое исследование зависимости подростков от социальных сетей / Научный журнал: Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. Изд: Ассоциация научных сотрудников «Сибирская академическая книга» (Новосибирск) – 2016. – № 9(66) – С. 80–85.
3. Пьянкова Н.Г., Матвиюк В.М. Влияние глобальной сети Интернет на психику подростков // Концепт. – 2014. – Спецвыпуск № 30. – ART 14858. – 0,3 п. л. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http: //ekoncept.ru/2014/14858.htm.– Гос. per. Эл № ФС 77-49965-ISSN2304-120Х. (Дата обращения 20.10.2016).
4. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте// Эльконин Д.Б. Психологическое развитее в детских возрастах. – М. – Воронеж, 1995.
5. http://www.shopolog.ru/metodichka/analytics/social-nye-seti-v-rossii-zima-2015-2016-cifry-trendy-prognozy/.
6. https://life.ru/t/новости/918509/v_bashkirii_zadierzhali_bandu_iz_17_natsistov.