Статья:

Мотивация участия студентов в конкурсах и соревнованиях в период обучения

Конференция: XXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Аверьянова П.Р., Мелузова А.О., Клюева Ю.Е. [и др.] Мотивация участия студентов в конкурсах и соревнованиях в период обучения // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(21). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/10(21).pdf (дата обращения: 27.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 38 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Мотивация участия студентов в конкурсах и соревнованиях в период обучения

Аверьянова Полина Романовна
студент Дзержинского педагогического колледжа, РФ, г. Дзержинск
Мелузова Анастасия Олеговна
студент Дзержинского педагогического колледжа, РФ, г. Дзержинск
Клюева Юлия Евгеньевна
студент Дзержинского педагогического колледжа, РФ, г. Дзержинск
Козлова Ксения Владимировна
студент Дзержинского педагогического колледжа, РФ, г. Дзержинск
Шарова Анастасия Дмитриевна
студент Дзержинского педагогического колледжа, РФ, г. Дзержинск
Тухман Ирина Владимировна
научный руководитель, Дзержинский педагогический колледж, РФ, г. Дзержинск

 

Введение. Конкурсы проводятся сегодня едва ли не в каждой сфере деятельности, и система образования не является исключением.

Но помимо самого обучения, в любой образовательной организации существует внеучебная деятельность. В период обучения студентам предлагается принять участие в интересных проектах, конкурсах, мероприятиях, соревнованиях. К сожалению, не все студенты принимают участие во всех этих интересных мероприятиях.

Сам по себе конкурс, соревнование, чемпионат – это традиционный инструмент, позволяющий набраться опыта, показать свои умения. Что касается конкурсов, то помимо соревновательной части есть очень важный смысл – это оценка качества подготовки по компетенциям, ведь качество выполнения конкурсного задания зависит от того, как был подготовлен студент.

Это возможность проявить себя, отвлечься. Еще это очень хороший инструмент для открытия внутреннего потенциала студентов. Поэтому актуальность данного исследования представляется бесспорной, так как участие в конкурсной деятельности готовит студентов к умению презентовать свою работу и доказывать её преимущества, например, для работодателя. Исследование заключается в том, что в нем представлены условия мотивации участия в конкурсной деятельности студентов различных учебных заведений, возможностью анализа этих условий для развития деятельностного подхода в обучении. Как мотивировать студентов на участие в конкурсах? 

Мы считаем, что мотивировать студентов на участие в конкурсах возможно, если сам педагог неравнодушен, заинтересован, любит сам поучаствовать в каких - то конкурсах, в общем - "зажигалка" и является счастливым человеком, который смело идёт вперед, не боясь проигрыша.

Все мы прекрасно понимаем, что мотивация учебной деятельности - чуть ли не первый шаг на долгом, тернистом пути обучения.

Средства повышения мотивации у студентов это проведение нестандартных уроков, исследовательская деятельность, творческие нестандартные задания. Участие студентов в работе профессиональных кружках, экскурсии на предприятия.

Цель нашей исследовательской работы: установление условий мотивации участия в конкурсной деятельности студентов различных учебных заведений. Цель конкретизируется в следующих задачах:

  • составить вопросы анкеты на тему: «Конкурсы в жизни студента в период обучения»;
  • провести анкетирование среди студентов разных учебных заведений;
  • обработать данные анкетирования;
  • проанализировать условия мотивации для участия в конкурсах студентами учебных заведений
  • сформулировать выводы по исследованию. Для получения данных по теме исследования мы воспользовались результатами работы студентов, так как условия обучения, воспитания и развития в этой группе нам хорошо известны.

Объект исследования: процесс участия студентов различных учебных заведений в конкурсном движении.

Предмет исследования: условия мотивации для участия в конкурсном движении студентов различных учебных заведений.

Вид исследования: практический.

Таким образом, поставленные в исследовании цель и задачи должны подвести к выводам об условиях мотивации к участию в конкурсном движении.

Теоретическое обоснование проблемы

Проблема мотивов и мотивации поведения и деятельности до сих пор остается одной из основных в психологической науке. Б.Ф. Ломов указывает, что вопросы мотивации занимают ведущую роль в большинстве психологических исследований.

Обилие психологической литературы по проблеме определения мотива сопровождается многообразием точек зрения, которые могут быть отнесены к двум направлениям, в зависимости от подхода к рассмотрению сущности мотива. Первое направление характеризуется монистическими взглядами на понятие «мотив», когда за него принимаются разные и отдельные психологические феномены: потребности, цели, побуждение, намерение, устойчивые свойства, состояние и др.

Второе направление может быть описано через объединение существующих точек зрения в единую концепцию, рассматривающую мотив как сложное интегральное (системное) психологическое образование. При этом детерминация поведения и деятельности обусловливается совокупностью разрозненных факторов, каждый из которых выполняет в целостном процессе детерминации свои определенные функции. Объединяет данные два направления лишь одно: мотив воспринимается ими как конкретный психологический феномен. В связи с определенными факторами в психологической литературе широко обсуждается вопрос о мотивационных доминантах, оказывающих влияние на эффективность деятельности и силу мотивов.

Выделение мотивационных доминант имеет принципиальное значение, так как они обусловливают принятие человеком решения.

 Для того, чтобы студент по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной и внеучебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для студента. Так как истинный источник мотивации человека находится в нем самом, то необходимо, чтобы он сам захотел что-то сделать и сделал это. Поэтому основным мотивом учения является внутренняя побудительная сила. Таким образом, мотивация есть совокупность сил, побуждающих человека осуществлять деятельность с затратой определенных усилий, на определенном уровне старания и добросовестности, с определенной степенью настойчивости, в направлении достижения определенных целей.

Интерпретация

В ходе анкетирования мы опросили 61 студента.

 

Рисунок. Диаграмма №1

 

По данной диаграмме видно, что большинство проголосовавших возраста от 16 до 18.

 

Рисунок. Диаграмма №2

 

Исходя из диаграммы «2 мы видим, что большая часть опрошенных студентов обучается на 2 курсе.

 

Рисунок. Диаграмма №3

 

Диаграмма показывает, что большинство студентов, принимающих участие в опросе, женского пола.

 

Рисунок. Диаграмма №4

 

По данной диаграмме видно, что большинство опрашиваемых с удовольствием принимают участие в конкурсах\соревнованиях.

 

Рисунок 5. Диаграмма №5

 

Диаграмма показывает, что большая часть опрошенных отдает свое предпочтение конкурсам соревнованиям, где нужно принимать участие группой.

 

Рисунок 6. Диаграмма №6

 

По данной диаграмме можно сказать, что опрошенные студенты не часто принимают участие в конкурсах\соревнованиях вне стен своего учебного заведения.

 

Рисунок 7. Диаграмма №7

 

Большинство студентов, прошедших анкетирование, считают, что участие в конкурсах\соревнованиях помогает человеку в самореализации.

 

Рисунок 8. Диаграмма №8

 

По данным этой диаграммы мы видим, что большую часть проголосовавших проигрыш в конкурсе\соревновании не может заставить их не принимать участие в подобных мероприятиях.

 

Рисунок 9. Диаграмма №9

 

Исходя из данной диаграммы, можно сделать вывод о том, что большинству студентов нравятся конкурсы\соревнования творческого направления.

 

Рисунок. 10. Диаграмма №10

 

По диаграмме заметно, что студенты отказались бы от участия в конкурсах\мероприятиях в том случае, если это не интересно.

 

Рисунок 11. Диаграмма №11

 

Диаграмма показывает, что большинство из проголосовавших в конкурсах\соревнованиях больше подчиняются руководителю, нежели выполняют роль лидера.

 

Рисунок. 12. Диаграмма №12

 

На диаграмме заметно, что опрошенные при поступлении предложения об участие в конкурсе\соревновании чаще всего просят дать время на обдумывание.

 

Рисунок. 13. Диаграмма №13

 

На данной диаграмме видно, что большая часть студентов согласились бы принимать участие в конкурсах\соревнованиях при условии, что будет приз или награда.

 

Рисунок 14. Диаграмма №14

 

На диаграмме видно, что большинству студентов скорее нравится принимать участие в конкурсах\соревнованиях, чем не принимать.

 

Рисунок 15. Диаграмма №15

 

На диаграмме видно, что победа в конкурсе\соревновании мотивирует студентов на дальнейшее участие в подобных мероприятиях

Вывод о результатах анкетирования

В ходе исследовательской работы с помощью анкетирования, мы выяснили отношение студентов к конкурсам и соревнованиям. В анкетировании приняло участие 61 студент. Исходя из ответов на вопросы, были составлены диаграммы, по которым мы сделали следующие выводы: большая часть студентов женского пола, обучающихся на 2 курсе, с удовольствием принимают участие в конкурсах и соревнованиях, и отдают свое предпочтение тем конкурсам и соревнованиям, где нужно участвовать всей группой. Вероятно, это из-за того, что сообща получается выполнить работу намного лучше и не так страшно, есть определенная взаимопомощь и поддержка. При участии одного человека рассчитывать приходится только на свои силы. Также мы увидели, что студенты не особо часто принимают участие в конкурсах и соревнованиях в силу того, что у них нет сильной заинтересованности и присутствует нехватка времени. Большинству нравятся конкурсы, не связанные с учебой. Скорее всего, участвуя в таких конкурсах, они пытаются отвлечься от учебы и, самовыражаясь, реализовать себя. Студенты после деятельности в различных мероприятиях имеют желание и далее участвовать во внеучебной работе, потому что это положительно влияет на формирование и развитие их личности

Таким образом, можно выделить следующие условия мотивации для участия в конкурсной деятельности студентов:

  • Возможность самореализации;
  • Стремление к победе;
  • Интерес

 

Список литературы:
1. Мотивация во внеурочной деятельности [ Электронный ресурс ] – электрон.текст дан.- Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/motivatsiia_vo_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti , свободный.
2. Мотивация студентов на участие в конкурсах [ Электронный ресурс ] – электрон.текст дан.- Режим доступа: https://infourok.ru/doklad-na-pck-motivaciya-studentov-na-uchastie-v-konkursah-professionalnogo-masterstva-2506566.html, свободный.
3. Теоретическое обоснование [ Электронный ресурс ] – электрон.текст дан.- Режим доступа: https://poisk-ru.ru/s32792t5.html