Статья:

Настольные игры как средство формирования связной речи у детей, проживающих в билингвальных семьях

Конференция: LXXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Бадигина А.А. Настольные игры как средство формирования связной речи у детей, проживающих в билингвальных семьях // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 15(84). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/15(84).pdf (дата обращения: 21.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Настольные игры как средство формирования связной речи у детей, проживающих в билингвальных семьях

Бадигина Адиля Адиповна
студент, Елабужский институт (филиал) Казанский (Приволжский) Федеральный университет, РФ, Республика Татарстан, г. Елабуга
Льдокова Галия Михайловна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, Елабужский институт (филиал) Казанский (Приволжский) Федеральный университет РФ, Республика Татарстан, г. Елабуга

 

BOARD GAMES AS A MEANS OF FORMING COHERENT SPEECH IN CHILDREN LIVING IN BILINGUAL FAMILIES

 

Adilya Badigina

Student, Federal STATE Autonomous educational institution of the Yelabuga Institute (branch), Kazan (Volga) federal University, Russia, Republic of Tatarstan, Yelabuga

Galiya Ldokova

Cand. psychology, associate Professor Federal STATE Autonomous educational institution of the Yelabuga Institute (branch) Kazan (Volga) federal University, Yelabuga, Republic of Tatarstan

 

Аннотация. В статье рассматривается использование дидактических игр в формировании связной речи у детей, проживающих в билингвильных семьях, ведь речевое развитие детей является одной из актуальных проблем в современной педагогике и психологии. Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из действенных и доступных способов развития связной речи детей. Анализируется необходимость применения комплекса дидактических игр в процессе коррекции речевого нарушения, и она может быть полезна при использовании воспитателями в качестве эффективной формы развития коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста.

Abstract. The article deals with the use of didactic games in the formation of coherent speech in children living in bilingual families, because the speech development of children is one of the current problems in modern pedagogy and psychology. Given that play at preschool age is the leading activity, it has become one of the most effective and accessible ways to develop coherent speech in children. The article draws conclusions about the need to apply the plan of didactic games in the process of correcting speech disorders, and it can be useful when used by educators as an effective form of developing communication skills in children of middle preschool age.

 

Ключевые слова: речь, связная речь, билингвизм, русско-татарский билингвизм, умственные способности, дидактические игры.

Keywords: speech, coherent speech, bilingualism, Russian-Tatar bilingualism, mental abilities, didactic games.

 

Связная речь как самостоятельный вид речемыслительной деятельности играет существенную роль в процессе воспитания и обучения малышей, так как является средством получения знаний и способа контролировать эти знания. Формирование лексики ребенка тесно связано с развитием его познавательной деятельности. В свою очередь лексическая система речи оказывает существенное влияние не только на речевое развитие в целом, но и на формирование познавательной деятельности ребенка, так как именно значение слова, по мнению Л.С. Выготского, является единицей речевого мышления. Одним из значимых факторов успешности речевого общения является сформированность лексики. У нормально развивающихся детей в среднем дошкольном возрасте связная речь имеет достаточно высокий уровень. Именно это необходимо для последующего эффективного обучения в школе, для гармоничного развития личности ребенка.

Кроме того, в современном мире наблюдается массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, которое обусловлено серьезными причинами. Одна из причин - это компьютер, который широко вошел в нашу повседневную жизнь. Всю необходимую для себя информацию, дети черпают в Интернете. Они стали мало общаться, речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность их речевого общения удовлетворяется недостаточно, чаще всего интересует социальное двуязычие и речь взрослых носителей языка. Ребенок–билингв сталкивается с этими проблемами с многократной силой. Для того чтобы у ребенка-билингва появилось желание говорить и рассказывать что – либо на двух языках, надо расширять его кругозор и обогащать словарный запас ребенка. При низком словарном запасе ребенок не может полностью изложить свои мысли и таким образом возникает недопонимание.

Вышеизложенное, устанавливает актуальность выбранной темы и необходимость совершенствования работы по формированию связной речи у дошкольников, проживающих в билингвальной семье, для последующего эффективного обучения детей в школе.

Итак, если обратиться к научным исследованиям, то тревогу вызывает наличие большого количества детей со средним и низким уровнем сформированности связной речи у русско-татарских детей, проявляющийся в неспособности дошкольников вступать в диалог со взрослыми и сверстниками, сопоставлять свои желания с интересами остальных детей, отсутствие способности участвовать в коллективных делах, что свидетельствует о необходимости выполнения педагогической работы по формированию коммуникативных способностей детей в этой группе.

Учитывая эти результаты, мы решили разработать и актуализировать комплекс русско-татарских дидактических игр, направленных на формирование связной речи у детей среднего дошкольного возраста, проживающих в билингвальных семьях. Дидактические игры проводились каждый месяц, по 2-3 раза в неделю с января 2020 года по апрель 2020 года. Цель этих игр: коррекционная работа с детьми, у которых имеются проблемы в формировании связной речи.

При разработке плана мы сначала изучили программные задачи и подбирали игры, ориентируясь на ФГОС ДО. Подобранные игры для коррекционной работы учитывают возрастные особенности. Большие карточки в играх распространяются на детей, участвующих в игре, а раздаточные карточки используются в игре в нарезанном виде и отдаются ведущему. Дидактические игры распечатаны в цветном виде и ламинированы, в каждой дидактической игре прописаны цель и ход игры, вложены в прозрачную папочку А5.

Дидактические игры по развитию связной речи проводились в ходе интегрированных занятий, во второй половине дня, в свободное от занятий время и на прогулках. В ходе апробации подобранных игр к каждому ребёнку осуществлялся индивидуальный подход, в ходе проведения занятий и в процессе различных игр было частое обращение к детям с проблемами речи. Эти игры строились по принципу речевого общения. В начале дети выглядели пассивными слушателями. Некоторые из них не хотели и не могли сосредоточиться без помощи взрослого, таких детей было двое. Но среди них были дети, которые активно желали участвовать в игре, брать на себя роль ведущего и быть игроком, старались строить связные и грамотные предложения, прислушивались к другим участникам игры. На этих детей результаты проведения дидактических игр сказались довольно хорошо. Они более охотно вовлекались в различные игровые моменты, так же в ходе занятий по просьбе воспитателя с легкостью строили предложения. А с детьми, отказывающимися от игр и диалогов во время проведения подгрупповых занятий, дидактические игры проводились также в индивидуальной форме. Одной из важных задач дидактических игр на формирование связной речи является составление по картинкам своего красивого, последовательного и выдержанного рассказа. Например, в игре «Что делает? Что делаю?» участвуют 3-4 игрока. На середине находится карточка с обозначением имен существительных. Ведущий стрелку поворачивает на какой-нибудь глагол, а ребенок должен построить свое сообщение так, чтобы его речь была связная и выдержанная. Остальные слушатели должны спокойно выслушать речь соседа, если возникают вопросы, то грамотно его задать, а тот игрок также должен связно и красиво на него ответить. Аналогична дидактическая игра «Кто живет?». В ней участвуют 2-3 игрока. У одного ребенка карточка с изображением леса, у второго - с изображением деревни. Дети должны правильно собрать карточки, сортируя домашних и диких животных. То есть ведущий показывает карточки с изображением животных и птиц. Ребенок, у которого «лес» называет диких животных и забирает карточку себе, а у кого изображена «деревня», собирает домашних животных и птиц. Важно, чтобы в ходе игры дети составляли полные предложения о сюжете, о животных и птицах.

Таким образом, после проведения настольных игр, мы можем сказать, что наша педагогическая работа, включающая дидактические игры и игровые упражнения на русском и татарском языке у детей была эффективной и показала положительную динамику. Условия игры побуждали детей к построению грамотной и объединенной смысловой ценностью речью, в результате чего снизился низкий уровень нарушения связной речи. Дети перешли на более высокий уровень связности речи, в каждой ситуации пытались активно, спокойно и последовательно передавать значение услышанного текста, старались проникнуться в смысл сказанного. В результате проведения опытной работы уровень речи у детей средней группы повысился, на что указывало желание дошкольников проявить себя с лучшей стороны, показать, что они могут быть усидчивыми и внимательными. В ходе игр установилась благоприятная атмосфера между воспитателем и дошкольниками. Дети активно желали принять участие, принимать на себя роль ведущего, старались быть первыми, как грамотно объяснить смысл услышанного, одновременно же по просьбе воспитателя не боясь использовали вторую речь, и конечно же, соблюдали правила поведения во время игры.

 

Список литературы:
1. Веракса, Н.Е. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014. – 327 с.
2. Верещагин, Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (Билингвизма) / Е.М.Верещагин.- М.: Берлин: Директ-Медиа, 2014.-162 с.
3. Зотеева, В. В. Речевое развитие дошкольников / В.В.Зотеева // Вопросы дошкольной педагогики. - 2015. - №2. - С. 60-62.
4. Карикова, Ю.И. Особенности работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО / Ю.И. Карикова // В сборнике: Актуальные вопросы обучения русскому (родному) языку. Межрегиональная конференция - 2015. - №5. - С.288-289.  
5. Литвинова, О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Ч. 1 / О.Э. Литвинова. - СПб.: Детство-Пресс, 2016. - 128 c.