Статья:

Диагностика сенсорного развития детей 4-5 лет

Конференция: LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Психология

Выходные данные
Иванова Т.А. Диагностика сенсорного развития детей 4-5 лет // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. LII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(51). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/12(51).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Диагностика сенсорного развития детей 4-5 лет

Иванова Татьяна Альбертовна
магистрант ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», РФ, г. Чебоксары
Баранова Эльвира Авксентьевна

 

Актуальность сенсорного развития обусловлена потребностью общества в полноценно развивающейся личности ребенка. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление  личности  ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева[1], А. П. Усова[2], и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. 

Таким образом, сенсорное развитие – это процесс формирования восприятия формы, цвета, величины, пространства, времени, движений тела, особых свойств предметов и явлений, целостных предметов. Восприятие целостных предметов – главная задача восприятия, которая осуществляется благодаря комплексному объединению информации от всех видов восприятия.

Поскольку исследователи единодушны во мнении, что сенсорное развитие занимает существенное место в развитии ребенка, то проблема сенсорного развития, и в особенности ее диагностики, на современном этапе является весьма актуальной.

Актуальность вышеобозначенной проблемы определила необходимость экспериментального изучения сенсорного развития у детей дошкольного возраста.

Экспериментальное исследование проходило на базе МБДОУ «Детский сад №40 «Радость», г. Новочебоксарска, Чувашской Республики. В нем принимали участие 40 детей в возрасте 4-5 лет.

Для определения уровня сенсорного развития был использован комплекс психодиагностических методик.

Для выявления особенностей восприятия цвета детей использовалась методика «Цветные шарики» - адаптированная методика Е.А. Стребелевой [3]. Диагностика проводилась в индивидуальной форме. Перед ребенком раскладывались цветные шарики и просили показать шарик определенного цвета: «Покажи, где красный, синий, зеленый». Затем предлагалось назвать цвета всех шариков. Если ребенок не выделял цвет по слову, проводилось обучение. Распределение детей по уровням восприятия цвета осуществлялось по следующим критериям: понимание задания, сличение цветов, выделение цвета по слову-названию.

В ходе диагностики было выявлено, что распределение испытуемых идет только по трем уровням, детей с низким уровнем восприятия цвета не оказалось: самый больший процент составил низкий уровень восприятия цвета – 50% детей, средний уровень составил – 40 %, высокий уровень восприятия цвета составил – 10 %.  Дети  с высоким уровнем восприятия цвета быстро принимали задание, и правильно выделяли цвет по слову-названию, называли все или почти все предложенные цвета. Дети со средним уровнем принимали задание, сличали все основные цвета, выделяли по слову два-три цвета, но не называли их. Дети с уровнем развития ниже среднего принимали задание, сличали два-три цвета, после обучения не могли выделить цвет по слову-названию.

Для выявления уровня восприятия величины была использована методика «Включение в ряд» - адаптированная методика Е. А. Стребелевой[3].

Целью которой являлось выявление уровня развития восприятия величины.

Для диагностики использовались мячи разных размеров. На глазах у ребенка

выстраивались мячи в ряд по размеру, соблюдая между ними равные интервалы. Затем взрослый просит ребенка отвернуться и убирает один из мячей и выравнивает интервал между оставшимися мячами. Ребенку дают этот мяч и просят поставить его на свое место, не обращая внимания, на принцип построения ряда. Когда мяч на своем месте, взрослый, продолжая игру, предлагает ребенку действовать самостоятельно. Ребенок должен поставить в ряд два-три мяча (каждый раз по одному) и определить их место в ряду. В тех случаях, когда ребенок ставит мяч без учета основного признака (величина), взрослый исправляет его ошибку.

Распределение детей по уровням развития восприятия величины осуществлялось по следующим критериям: принятие задания, учет размера мяча, способ решения задачи (практическое примеривание или зрительная ориентировка).

В ходе диагностики было выявлено, что распределение испытуемых идет по трем уровням. Анализ полученных данных позволяет сделать вывод, что высокий уровень восприятия величины имеют 20 % детей, больший процент составили дети со средним уровнем - 50 % и низкий уровень был выявлен у 30% детей. Дети с высоким уровнем развития принимали и понимали условия задачи, самостоятельно выполняли задание, пользуясь зрительной ориентировкой. Дети со средним уровнем развития принимали и понимали условия задачи, самостоятельно выполняли задание, пользуясь практическим примериванием.  Дети с низким уровнем развития принимали задание, но не понимали его условия, ставили мячи без учета их размера, после показа правильного размещения мячей самостоятельно не ориентировались на величину.

Для выявления уровня восприятия формы была использована методика «Коробка форм» направленная на определение сформированности представлений о форме. При проведении теста перед ребенком выставляется  коробка и раскладываются фигуры-вкладыши. Ребенку дается следующая инструкция: «Давай поиграем. Посмотри, какая у меня коробка (домик, слоник…), а в ней окошечки для фигур. У каждой фигуры свое окошко. Если ты найдешь правильно окошко для фигуры, то она опустится в коробку. В процессе работы взрослый фиксирует: соответствие формы вкладыша прорезям коробки, учет пространственного положения вкладыша и способ выполнения действия (зрительное соотнесение, примеривание, пробы и ошибки).

Анализ полученных данных в ходе обследования детей  экспериментальной группы позволяет сделать вывод, что высокий уровень развития восприятия формы имеют 55 % детей,  процент детей со средним уровнем - 45 %, низкого уровня выявлено не было. Дети с высоким уровнем развития восприятия формы выполняли задания на основе зрительного соотнесения основания вкладыша с прорезью в ящике, с учетом пространственного положения вкладыша. Дети со средним уровнем развития восприятия форм примеривали, прикладывали фигуры-вкладыша к подходящей прорези. Пространственное положение вкладыша не всегда учитывали (могли вставлять боком в нужную прорезь).

На основании полученных результатов в ходе констатирующего эксперимента были выделены следующие особенности сенсорного развития у детей 4-5 лет:

-большинству детей свойственен средний уровень сенсорного развития;

-  дети со средним уровнем сенсорного развития сличают все основные цвета, могут выделять по слову 2-3 цвета, но не называют их, пользуются практическим примериванием, пространственное положение не всегда учитывают.

Таким образом, в ходе проведения исследования нами были выявлены уровни сенсорного развития, в соответствии с особенностями детей 4-5 лет.

Проведенное нами исследование не исчерпывает решения проблемы нахождения эффективных путей сенсорного развития детей 4-5 лет и ставит перед собой цель дальнейшей теоретической и экспериментальной разработки системы коррекционных мер по сенсорному развитию детей 4 - 5 лет.

 

Список литературы:
1. Тихеева,  Е. И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности / Е. И. Тихеева  // Дошкольное воспитание. – 2012. — № 10. С. 25 - 30.
2. Усова, А. П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника.  Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду / А. П. Усова  – М.: 2001. – 312 с.
3. Стребелева, Е. А., Мишина,  Г.А. Разенкова, Ю. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова – М. : Просвещение. – 2017. - 182 c.