Статья:

ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА ОБУЧЕНИЯ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Конференция: CCXXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Темникова М.А. ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА ОБУЧЕНИЯ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 36(227). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/36(227).pdf (дата обращения: 01.05.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА ОБУЧЕНИЯ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Темникова Мария Алексеевна
магистрант, Тольяттинского государственного университета, РФ, г. Тольятти

 

Мы живем в век глобальных изменений, технического прогресса и реактивно меняющихся событий. Еще свежи в памяти события, вызванные вирусом COVID и пандемией в 2020 году, последствия которой будут ощущаться еще долгое время. Одним из таких радикальных изменений, стал переход от очного обучения к дистанционному за очень короткий период времени. Этот внезапный переход к очень высокому уровню технологической зависимости повлек за собой немало последствий. Наиболее значительным из них является влияние онлайн-обучения на психическое здоровье всех участников образовательного процесса в общем и обучающихся, в частности. Ожидая, что обучающиеся смогут быстро сориентироваться в различных технологических инструментах и информации, сохраняя при этом свою продуктивность, мы столкнулись с ростом чувства тревоги, подавленности или даже депрессии.

Концентрация внимания стала одним из самым больших препятствий, с которым пришлось столкнуться участникам образовательного процесса, во время дистанционного обучения. Это, по крайней мере частично, является результатом проблем с психическим здоровьем, возникающих из-за того, как до сих пор внедрялось онлайн-обучение.

Для многих обучающихся, концентрация внимания при онлайн-обучении, стала довольно сложной задачей из-за ограниченной конфиденциальности, отвлекающих факторов, таких как прерывание процесса обучения членами семьи, сложностями с подключением к Интернету и многое другое. Семьи с ограниченными экономическими возможностями не всегда могут позволить предоставить необходимые технологии или рабочее пространство для учебы.

Технологические требования также не ограничиваются подключением к Интернету: доступность устройства и производительность системы имеют решающее значение для процесса электронного обучения. Для образовательных организаций быстрая мобилизация достаточного количества ноутбуков и других устройств для участников образовательного процесса стала одной из первых важных вех в переходе от обучения в классе к электронному обучению на дому.

Проблема сама по себе усугубляется тем фактом, что образовательные платформы, с помощью которых осуществляется обучение возможно, не всегда адаптированы с учетом потребностей всех участников образовательного процесса. Не говоря уже о том, что довольно много студентов и обучающихся всех возрастов чувствуют себя некомфортно при проведении видеоконференций, поскольку это позволяет посторонним заглянуть в их личную жизнь.

Решение всех этих проблем и в то же время поддержание успеваемости может вызвать повышенный стресс и тревогу у учащихся. К сожалению, большинство учебных заведений не предвидели таких последствий онлайн-обучения и не предусмотрели мер по охраные психического здоровья, когда они переходили на электронное обучение во время пандемии.

Социальная изоляция и демотивация.

На обучение большое влияние оказывает социальное взаимодействие. В традиционной классной комнате учащиеся привыкли учиться в группе и получать обратную связь и внимание преподавателя лицом к лицу. В онлайн-среде это сложно воспроизвести. При ограниченном взаимодействии со сверстниками многие учащиеся чувствуют себя изолированными, что оказывает сильное влияние на их психическое здоровье.

В то время как некоторые платформы онлайн-обучения позволяют осуществлять социальное обучение, учебным заведениям все еще далеко до того уровня взаимодействия при проведении онлайн занятий, которое они обеспечивали в традиционном формате обучении. То же самое относится и к обратной связи с педагогом. Преподаватели играют гораздо меньшую практическую роль в онлайн-классе, и у обучающихся очень мало времени для общения с преподавателями один на один. Это усиливает чувство изоляции и демотивирует учащихся.

Переутомление при обучении и размытость границ, между учебой, работой и отдыхом. Огромное количество учебных материалов, доступных учащимся онлайн, может привести к информационной перегрузке. Кроме того, обучение на дому часто стирает границу между классной комнатой и личной жизнью, обучающихся.

Следовательно, многим обучающимся трудно оторваться от учебы, и они продолжают переживать из-за незавершенной работы даже во время отдыха. Многие преподаватели также склонны общаться со своими учениками во внеклассное время, что еще больше усиливает ощущение от того, что трудовая деятельность не заканчивается. В результате как обучающиеся, так и преподаватели страдают от усталости и испытывают проблемы с концентрацией внимания.

Что же можно предпринять, чтобы снизить негативные последствия.

Ослабить жесткие и ненужные правила.

В начале пандемии многие учебные заведения почувствовали необходимость соблюдения определенных правил, чтобы поддерживать чувство дисциплины. Хотя идея создать дома такую же обстановку как в классе была благонамеренной, в конечном итоге это добавило еще больше стресса в жизнь учащихся. Необходимость постоянно включать видео, даже когда в этом нет необходимости, прохождение асинхронных лекций в обычные учебные часы вот лишь некоторые из этих правил. Хотя эти правила оказывают незначительное положительное влияние на успеваемость учащихся, неблагоприятные последствия для психического здоровья, которые они имеют, значительны. Ослабление таких правил помогло бы избавить учащихся от некоторых стрессов, связанных с дистанционным обучением, и позволило бы им учиться более комфортно.

Организовать процесс онлайн-поддержки в области психического здоровья.

Чтобы удовлетворить растущую потребность в поддержке в области психического здоровья, крайне важно, чтобы учреждения выделяли необходимые ресурсы для обеспечения доступа к специалистам в области психического здоровья. Помимо организации информационных сессий, обмена ресурсами и повышения осведомленности, организациям необходимо иметь специалистов в области психического здоровья, доступных онлайн. Кроме того, необходимо поощрять учащихся придерживаться здорового питания и заниматься физическими упражнениями.

Четко определять личные границы и границы класса

Чтобы снизить усталость от учебы и информационной перегрузки из-за отсутствия жесткой границы между личной и академической жизнью всех участников, вовлеченных в процесс обучения, необходимо эти границы четко обозначить и соблюдать, так как это может иметь огромное значение для их психического здоровья. Все общение между обучающимися и преподавателями, должно осуществляться в одни и те же часы. Любые занятия во внеклассное время должны быть оставлены на усмотрение учащихся точно так же, как это было бы на очных занятиях.

Способствовать социальному взаимодействию.

Учебные заведения должны пересмотреть свою текущую коммуникационную стратегию и обеспечить динамичное взаимодействие между обучающимися, преподавателями, консультантами и родителями. Помимо официальных каналов коммуникации, следует также организовывать более неформальные дискуссионные форумы между обучающимися, индивидуальные форумы для каждого курса или класса и более неформальной темой, где они смогли бы обсуждать общие темы.

Мало того, преподаватели должны также предлагать больше групповых занятий, которые могли бы мотивировать обучающихся и позволять им взаимодействовать, и работать вместе. Презентации, групповые задания и проекты – вот, некоторые традиционные способы сделать это. Другие нетрадиционные мероприятия, такие как игровые вечера и групповые тренировки, могут быть организованы во внеклассное время и открыты для желающих присоединиться. Цель состоит в том, чтобы поддерживать уровень социального взаимодействия, которому учащиеся обычно подвергаются в традиционном классе.

Если подойти к проблемам, вызванным внедрением дистанционного формата обучения комплексно, вероятность снижения уровня психологического дискомфорта высока.

 

Список литературы:
1. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. - М.: Издательство МЭСИ, 1999. - 196 с.
2. Соколовская И.Э. Социально-психологические факторы удовлетворенности студентов в условиях цифровизации обучения в период пандемии COVID-19 и самоизоляции // Цифровая социология. – 2020. – Т. 3. – № 2. – С. 46–54.
3. Студенты в период пандемии COVID-19: понимание ситуации самоизоляции / Е.А. Сорокоумова, Е.И. Чердымова, Е.Б. Пучкова, Л.В. Темнова // Научное обозрение. Серия 1 «Экономика и право». – 2020. – № 3. – С. 196–205.
4. Федосеенко Е.В. Жизнь после карантина: психология смыслов и коронавирус COVID-19 // Психологические проблемы смысла жизни и акме: XXV международный симпозиум. – M.: Психологический институт РАО, 2020. – С. 34–47.