Статья:

Образ тела при зависимости от физических упражнений

Конференция: XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Психология

Выходные данные
Толстова Е.А. Образ тела при зависимости от физических упражнений // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(38). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/10(38).pdf (дата обращения: 21.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Образ тела при зависимости от физических упражнений

Толстова Екатерина Андреевна
студент специальности «Клиническая психология», Тихоокеанский государственный медицинский Университет – ТГМУ, РФ, г. Владивосток
Хайманова Наталия Валериевна
научный руководитель, к.м.н., ассистент кафедры клинической психологии ГБОУ ВПО "Тихоокеанский государственный медицинский Университет – ТГМУ, РФ, г. Владивосток

 

Представления о собственной внешности формируется на основе знаний человека о своем теле – о строении тела, его пропорциях, изменчивости во времени. Отношение к своему телу, его образ формируется под влиянием общества и сложившийся в ней культуры отношения к телу и усваивается ребенком через оценочные суждения взрослых относительно ребенка, что формирует положительное или отрицательное отношение ребенка к своему телесному облику [10].

Термин «образ тела» был введен в 1935 г. австрийским психиатром, и психоаналитиком П. Шильдером, который определил его как визуальное представление собственного тела, формирующееся индивидом в своем сознании на основе представлений личности о своем физическом «Я», о своем теле в процессе межличностного взаимодействия [7].

В работе И.В. Поставневой образ тела, как компонент структуры самосознания, раскрывается как сложное психологическое образование, которое наряду с индивидуальным опытом ощущения, восприятия и переживания тела включает представления о своих внешних данных и физических качествах, установки на восприятие собственного тела и эмоционально-ценностное отношение к своему телу [8].

Первоначально у ребенка формируется первичная примитивная схема тела, которая формируется путем накопления телесного опыта на основе ощущений, восприятия и переживаний своего собственного тела, обеспечивая представление об ориентации тела в пространстве. Первичная схема тела формируется тогда, когда ребенок учится управлять собственным телом через усвоение моторных функций (хватание, ползание, ходьба и др.), и чем динамичнее происходит моторное развитие ребенка, тем более точным формируется образ тела, который постепенно усложняется с каждым приобретенным новым навыком. Осваивая свое тело, ребенок начинает осознавать, что он сам выступает автором собственных телодвижений, что ведет к формированию Я [7].

«Физическая активность» – это какое-либо движение тела, производимое скелетными мышцами, которое требует расхода энергии, включая активность во время работы, игр, выполнения домашней работы, поездок и рекреационных занятий (по определению ВОЗ) [3].

На данный момент физическая культура, как и любая другая сфера культуры, направлено в первую очередь на работу с духовным миром человека. Эта работа заключается с взаимодействием взглядами, знаниями и умениями, ценностями ориентациями, мировоззрением и эмоциональным отношением [4].

На сегодняшний день занятия физической культурой являются частью работы по формированию своего собственного образа, в результате которой человек пытается достичь определенной формы репрезентации, чтобы занять определенное место в обществе. Т. Алкемейер и пришел к выводу, что сейчас у тел появилась другая функция, заключающаяся в выражении внешним образом своего сокровенного внутреннего «Я» [1].

А.А.Бодалев в своей работе «Восприятие и понимание человека человеком» использует понятие «оформление» внешнего облика. Под данным понятием автор рассматривает способность, конкретный навык человека к подчеркиванию своего внешнего вида с помощью вспомогательных средств, таких как одежда, косметика, украшения, не являющихся природными данными человека. Двигательная сфера человека оказывает влияние на физическое развитие человека, на основании которого происходит формирование образа «Я», тем самым принимая участие непосредственное участие в формировании образа тела человека. Дефекты внешности человека могут привести к трудностям в адаптации, как социальной, так и психологической, что может послужить причиной изменения поведения и «переделывания» своего организма [2].

Спортивная зависимость (зависимость от физических упражнений) относится к поведенческим (нехимическим) видам аддикций, где в качестве объекта рассматривается поведенческий паттерн – занятия спортом. На данный момент можно выделить следующие виды спорта: спорт для здоровья, спорт профессиональный и экстремальные виды спорта. Профессиональный и экстремальные виды спорта являются наиболее популярными видами в мире на данный момент и несут в себе наибольший аддиктивный потенциал [5].

При проведении исследований в литературе появился термин «нормативная неудовлетворенность», который подразумевает описание негативных эмоций, испытываемых девушками и женщинами по поводу собственной внешности, отражающий все возрастающую тенденцию недовольства своим телом. С девяти лет возраста девочки начинают проявлять обеспокоенность своим весом, стремление похудеть возрастает вместе с возрастом, что послужило основанием для установления факта устойчивой неудовлетворенности своим телом у женщин на протяжении всей жизни [11]. Стоит отметить, что недовольство телесным обликом лишь меняет содержание по мере взросления. Так в молодом возрасте преобладают чрезмерный контроль веса, телесных форм и обеспокоенность впечатлением, которое они производят на окружающих. В старшем возрасте (после 50 лет) эти проблемы переходят на второй план, трансформируясь в опасения по поводу появляющихся признаков старения [8].

В своей работе H. Frieling выдвинул гипотезу о взаимосвязи между возникновением неудовлетворенности собственным телом, стремлением к снижению массы тела и наличием генетической патологии. При проведении нейровизуализационных исследований по изучению телесности (N.Shirao, R.Uher) в качестве объекта исследования выделили следующие группы – женщин с расстройствами пищевого поведения, здоровых женщин, здоровых мужчин. Для проведения исследования использовали метод функциональной магнитно-резонансной томографии, в процессе которого испытуемым предъявлялись стимулы, вызывающие отрицательные эмоции и связанные с негативным образом. В ходе исследования практически у всех групп испытуемых наблюдалась активация в области веретенообразной извилины, которая связана с переработкой информации о лицевых и телесных показателях. При этом в клинической группе, в которой исследовались женщины с расстройствами пищевого поведения, была отмечена повышенная активация левополушарных префронтальных отделов лобных долей мозга и височных отделов по сравнению с другими группами. Эти домены связаны с сукцессивной стратегией обработки информации, оценкой отдельных деталей стимуляции. Таким образом, результаты при исследовании клинической группы свидетельствуют о повышенной фиксации на негативных аспектах тела человека [9].

Резюмируя, можно сделать вывод, что образ тела - многогранный феномен, который отражает картину нашего собственного тела, созданную в голове, через осознание человеком. На восприятии тела строится отношение субъекта к своему телесному воплощению, формированию понятий, ценностных и оценочных суждений относительно своих телесных свойств. У каждого человека есть свой идеальный образ себя к которому стремиться соответствовать, в чем ему помогают занятия спортом, который несут в себе аддиктивный потенциал и могут привести к возникновению зависимости от упражнений. Спортивная зависимость относится к поведенческим аддикциям, где объектом зависимости является поведенческий паттерн и определяется, как тяга к физической активности в свободное время, которая выражается в неконтролируемых, чрезмерных занятиях спортом, проявляющаяся физиологическими и/или психологическими симптомами, предпосылками для которой является негативное отношение к телу, неудовлетворенность собственным телесным обликом и его непринятие.

 

Список литературы:
1. Алкемейер Т. Стройные и упругие: политическая история физической культуры. Логос, 2009. №6 (73). С. 194–213.
2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком // Издательство Московского университета. 1982. C. 30–60.
3. Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс]. – Режим доступа из URL: http://www.who.int/topics/physical_activity/ru/ [Дата обращения: 10.10.2014].
4. Ганеева Р.Р., Тухбатшина А.Р. Проблема отношения к физическому развитию // Science time. Елабуга, 2014. С. 80.
5. Егоров А.Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции (Обзор) // Аддиктология. 2005. №1. С. 65–77.
6. Кравцова Н.А. Основы психосоматики // Медицина ДВ. Владивосток. 2012. С. 45.
7. Поставнева И.В. Особенности образа тела у детей с физическими дефектами (по материалам работы с детьми 6 лет): автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1996. 17 с.
8. Татаурова С.С. Актуальные проблемы исследования образа тела. С. 142–154.
9. Тхостов А.Ш., Лукин А.В. Феномен телесности в контексте современного научного знания: обзор литературы // Психические расстройства в общей медицине. 2015. С. 34–39.
10. Murphy M.H. Sport and drugs and runner’s high (Psychophysiology) In J. Kremer and D. Scully (Eds) // Psychology in Sport. London. 1993.
11. Tiggemann, M. Body image across the life span in adult women. The role of self-objectivation // Developmental Psychology. 2001. Vol. 37. P. 243–253.