Статья:

Нарушения в сфере детско-родительских отношениях как условие формирования девиантного поведения у умственно отсталых подростков

Конференция: VIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Николаева И.В. Нарушения в сфере детско-родительских отношениях как условие формирования девиантного поведения у умственно отсталых подростков // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. VIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(8). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/8(8).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Нарушения в сфере детско-родительских отношениях как условие формирования девиантного поведения у умственно отсталых подростков

Николаева Ирина Викторовна
магистрант, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского», РФ, Саратов

 

Семья выполняет значительную роль во всестороннем развитии ребенка, его адаптации и интеграции в социум.  В процессе внутрисемейного взаимодействия происходит становление личности, усваиваются образцы поведения, морально-этические нормы, развиваются познавательные функции ребенка. Одна из особенностей детско-родительских отношений состоит в том, что любящие и понимающие контакты между индивидами формируют гармоничное развитие и адекватную самооценку детей. В случае с детьми, имеющими нарушения в развитии, семья становиться наиболее важным при формировании личности такого ребенка. От того, какие установлены отношений между родителем и умственно отсталым ребенком, будет зависит дальнейшая социализация личности с нарушениями развития.

Именно родители, их отношения могут стать причиной формирования у ребенка вторичных нарушений в развитии. Недоразвитие личности и ее отдельных компонентов и свойств. М.И. Буянов говорит о том, что семья потенциально может оказать больший вред в воспитании ребенка, нежели чем другие социальные институты общества.

Неблагополучие в семье вызывает ряд проявлений. Одно из них это девиантное поведение. Причины девиантного поведения проявляются в связи с отсутствием внимания родителей, в тревоге, неврозе, в желании устраниться от опеки педагогов и родителей.

А.М. Земек утверждает, что в результате влияния деструктивных стилей поведения родителей по отношению к своему ребенку, у него формируются такие черты личности, как враждебность, девиантное поведение, запаздывание, упрямство, социальная незрелость, нерешимость, неумение устанавливать близкие эмоциональные отношения.

Как отмечают А.С. Спиваковская, С.А. Кулакова, В.Н. Дружинин, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Абраменкова и др., именно семья служит той основой, на которой будет происходит формирование гармоничной или дисгармоничной личности, доказывая тем самым, ведущую роль внутрисемейных отношений в становлении личности.

Всестороннее влияние на развитие ребенка оказывает семья, поэтому О.А. Карабанова, Л.Б. Шнейдер, В.В. Абраменкова и др. рассматривают ее как первоначальную среду развития личности человека.

С. А. Беличева, изучая нормальные условия семейной микросреды как важнейшее условие профилактики девиантного и дезадаптивного поведения, подчеркивает тот факт, что деструктивная семейная микросреда с искаженными внутрисемейными отношениями является фактором риска формирования различных типов отклоняющегося поведения подростков. В связи с этим автор выделяет следующие стили воспитания с дисоциализирующим влиянием: демонстративный, воспитание по типу «кумир семьи», попустительско-снисходительный, импульсивно-снисходительный, увещевательный и жестоко-авторитарный.

В исследованиях Д.И. Исаева, В.И. Гарбузова, А.И. Захарова указывается, что неправильное семейное воспитание является важнейшим фактором формирования черт личности, приводящих к отклонениям в поведении детей и подростков. Ими было выделено три типа неправильного воспитания: отвергающее, гиперсоциализирующее, эгоцентрическое.

Что же касается межличностных отношений в семьях, воспитывающих аномально развивающихся детей, то их изучением занимались многие ученые, в том числе психологи, педагоги, психиатры С.Д. Забрамная, Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, Ж.И. Шиф, Л.И. Солнцева, Т.В. Власова, Г.М. Дульнев, К.С. Лебединская и др. Ученые уделяют внимание процессу социализации, отношения и взаимодействия такого ребенка с близкими людьми, его коммуникации с окружающими и развитию как личности.

Появление ребенка в семье с диагнозом «умственная отсталость» вызывает у его близких, и прежде всего родителей, не покидающее чувство страха, горя, обреченности, поскольку в их понимании подобный диагноз означает беспомощность и изоляцию от обычной полноценной жизни.

Как отмечает В.Д. Никулина, рождение в семье ребенка с особенностями в развитии неблагоприятно влияет на динамику взаимоотношений супругов, в следствии чего происходит дезорганизация и реорганизация роли родителей.

Явными нарушениями в воспитании умственно отсталого ребенка, по мнению А.Е. Личко, А.А. Вдовиченко, Э.Г. Эйдемиллера, являются: гиперопека родителей, эмоциональное отвержение, асоциальное поведение родителей.

Гиперопека – чрезмерная забота родителей о своем ребенке. Психологи различают два вида гиперопеки: потворствующую и доминирующую. Потворствующая гиперопека проявляется в разрешении ребенку совершенно всего, а доминирующая состоит в том, что любое действие ребенка контролируется родителями. У них общее свойство – это недооценка возможностей ребенка и недоверие ему. Обычно такое нарушение в воспитании детей встречается в тех семьях, где ребенок умственно отсталый или при наличии физических и нервно-психических дефектов. Очень часто родители стыдятся своего ребенка и стараются уберечь от всего не только вредного, но и полезного. У ребенка нарушается самостоятельность, возникает чувство беспокойности, зависимости от родителей. Главная болезнь гипероопеки заключается в том, что ребенку передается не свойственное беспокойство и тревога. А. Адлер говорил о том, что гипероопека порождает новые проблемы в жизни ребенка: инфантилизм, зависимость, неуверенность в себе, мнительность, отсутствие своевременных навыков развития и общения, несамостоятельность.

Эмоционально отвержение – это неправильное отношение родителей к своему ребенку, проявляющееся в нарушении эмоционального контакта между родителем и ребенком, нехватке и отсутствие чувствительности к нуждам ребенка. Эмоциональное отвержение часто встречается в семьях, где ребенок не оправдал надежд родителей. Родители перестают заниматься, воспитывать ребенка, оставляют его в психолого-педагогической запущенности. По мнению Г.Е. Сухаревой, нахождение в положении отверженного, нелюбимого ребенка способствует формированию защитной установки, проявляющейся в ожесточении личности, недоверчивости, настороженности, подозрительности, агрессивности. Отсутствие отзывчивости со стороны родителей, игнорирование чувств приводят к возникновению у ребенка психологической травмы. Общение с родителями, и их поддержка, внимание нужны ребенку, особенно ребенку с умственными нарушениями.

Асоциальное поведение родителей – это поведение, которое противоречит правовым, морально-этическим и культурным нормам. Асоциальное поведение родителей отрицательно сказывается на развитии ребенка с нарушением интеллекта. Он постоянно видит ссоры между родителями, физическую агрессию. А.И. Кочетов уделяет внимание тому факту, что нахождение ребенка в конфликтной семье длительное время вызывает у него формирование враждебности, конфликтности, ожесточенности. Не имея близкого наставника, с кем можно было бы советоваться, ребенок может совершать неправильные поступки. Это откладывает отпечаток, который влияет на всю жизнь.

В ряде научных трудов Е.К. Яковлевой, С.Г. Флейбрега, В.Н. Мясищева, Р.А. Зачепецкого отмечается, что строгое воспитание, где присутствуют противоречивые запреты и правила, выступает причиной появления навязчивых состояний, психастений, неврозов; воспитание с предъявлением непосильных требований к детям ведет к возникновению неврастении; воспитание в условиях усиленного внимания и угождением любых желаний ребенка – фактор истерических черт характера.

В выводах, представленных Е.Г. Сухаревой, сдержатся следующие заключения о влияниях типов воспитания: к аффективным реакциям и инфантильному поведению ребенка приводит сверхопека со стороны родителей; защитное поведение с пассивностью, мнительностью, нерешительностью, несамостоятельностью, тормозимостью результат деспотического воспитания; агрессивное, защитное поведение ребенка с неустойчивостью и расторможенностью последствие унижения и противоречия в воспитании.

П.А Лесгафт считал, что при воспитании по типу «кумира в семье» формируются такие черты личности, как тщеславие, стремление всегда быть первым, командовать всеми; злостный, забитый тип детей, с замкнутостью в себе и нарушениями в общении, итог жестокого и недостаточного воспитания; чрезмерное, сильно изнеживающее воспитание – мягкий, забитый тип поведения, с равнодушным и холодным отношением к окружающим.

По мнению российского психиатра И. М. Балинского, в семьях, где имеет место избыточная требовательность, у детей возможно возникновение психастении; излишне попустительское отношение родителей – фактор патологии эмоциональной сферы; условием развития у детей болезненных душевных состояний является строгое предвзятое воспитание.

В исследованиях А.Р Лурия, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др., отмечается, что эмоциональное взаимодействие и своеобразие сотрудничества с родителями влияют на развитие психики детей.

Таким образом, нарушения в отношениях между родителями и их детьми многократно рассматривались в работах как отечественных, так и зарубежных ученых.  Семейные связи и отношения могут иметь разноплановую направленность. Стили семейного воспитания, тип семьи, позиции, занимаемые родителями и место, отведенное ребенку в семье, непосредственно оказывают влияние на взаимоотношения детей и родителей. Становление личности подростка происходит под воздействием типа родительских отношений и в том случае, когда происходят нарушения внутрисемейных связей, то возникают различные отклонения в поведении и общем развитии ребенка.

 

Список литературы:
1. Афанасьева, В.В. Факторы и условия, обуславливающие девиантное поведение подростков с ограниченными интеллектуальными возможностями // Вестник Омского педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2016. № 2(11). С. 91-95.
2. Буторина, Т.Н. Влияние семьи на формирование социально-негативного девиантного поведения подростка // Педагогика, общество, право. 2013. № 2(6). С. 82-87.
3. Григорьева, А.С. Факторы дезадаптивного поведения умственно отсталых подростков // Высшее образование сегодня. 2014. № 3. С. 47-50.
4. Жигинас, Н.В., Зверева, Н.А., Гребенникова, Е.В. Девиантное поведение подростков как искажение нравственного воспитания // Вестник Томского социально-педагогического университета. 2014. № 1(142). С. 39-44.
5. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения. М.: Издательский центр «Юртайм-М». 2001. 160 с. 
6. Конева, О.Б. Неблагополучная семья и девиантное поведение: социально- психологические признаки // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. № 14. С. 44-50.
7. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М.: Академический Проект. 2005. 336 с.