Социальные проблемы современной молодежи
Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Психология
XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Социальные проблемы современной молодежи
Сегодняшняя молодежь – это будущее каждого государства. Именно благосостояние молодежи впоследствии сформирует достойное состояние страны.
На сегодняшний день ученые определяют молодежь как социально-демографическую категорию общества, которую можно выделить исходя из социальных характеристик, положения в обществе, культурного развития.
Благодаря ученым было выяснено, что с 14 лет человек начинает понимать свои социальные права, находит свое место в обществе, и решает как дальше должно сложиться его будущее.
Установление психофизических особенностей человека происходит примерно до 18 лет, в то время как формирование социального статуса длиться до 24 лет, в то время как человек стремиться к этому возрасту получить образование, обзавестись будущей профессией, пройти необходимую подготовку (при необходимости военная служба).
Однако в научной литературе молодежь делиться на 4 основные категории:
1. С 14 до 16 лет молодых людей принято считать подростками. Этот возраст определяется продолжение полового созревания, сопровождающимся формированием других биологических систем организма. В этом возрасте молодому лицу сложно делать грамотные решения относительно своей жизни. Это связано, прежде всего с тем, что в этом возрасте психофизическое состояние у человека не устойчиво, с одной стороны можно сказать, что подросток уже достаточно взрослый, чтобы принимать глобальные решения, однако в связи с отсутствием большого жизненного опыта, ему еще сложно ориентироваться в своих решениях. Обычно, подростки – это учащиеся в средних школах, лицеях и т.п.
2. Юношеством называется период с 17 до 19 лет. По сути, это окончание периода созревания, а также возраст, когда человек решает свою дальнейшую судьбу, свой профессиональный путь, дальнейшее место профессионального образования. Сопровождает этот возраст – процесс социализации. Осуществляется процесс приобретения человеком гражданских прав, расширяется набор общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности.
3. Молодежью называют людей в возрасте 20–24 года. В этот период продолжается процесс социализации. К группе «молодежь» первым делом относят студентов, либо тех, кто заканчивает свою профессиональную подготовительную деятельность, а также людей, создающих собственные семьи – основные ячейки существующего общества.
Одной из проблем современной молодежи можно выделить девиантное поведение или отклоняющееся поведение. Девиация бывает как негативная, так и позитивная. В современном обществе, наибольшую тревогу вызывают негативные формы девиации, наиболее опасные из них будут рассмотрены далее.
Конечно, все мы когда-либо нарушали правила и нормы установленные в обществе. Девиантное поведение имеет свою шкалу отклонений, начиная от пропуска занятий, заканчивая антизаконными действиями. Обычно девиантное поведение встречается именно в молодом возрасте, когда молодому человеку хочется попробовать что-нибудь новое, ощутить «острые» ощущения.
Однако в разных обществах одно и то же поведение может рассматриваться по-разному. Например в некоторых странах легализовано употребление наркотических средств в небольших количествах, в то время как в других странах такое деяние может являться серьезным преступлением, или же девиантным поведением.
Наиболее распространенными видами отклоняющегося поведения среди молодежи являются:
1. Наркомания
Наркотики – это вещества, обладающие способностью изменять работу клеток головного мозга и тем самым вызывать ложное чувство удовольствия и приподнятое настроение.
Наркотики, вызывают у человека зависимость. Зависимый человек готов на все ради необходимого наркотика, начиная от несоблюдения моральных норм, до совершения тяжких преступлений.
В России в 2010 году по данным статистики было зарегистрировано 5,99 миллиона человек, принимающих наркотики. 1,87 миллиона из них составляет школьники и молодежь, но, по оценкам экспертов, реальная цифра в 6–7 раз выше. При этом наркомания имеет тенденцию к омоложению. По данным Российского НИИ судебной психиатрии, количество взрослых наркоманов выросло за 10 лет в 8 раз, а наркоманов-подростков – в 18 раз. Среди детей этот показатель вырос в 24,3 раза.
В 2013 г. в столичных вузах и школах провели эксперимент – принудительное тестирование для борьбы с наркозависимостью.
Обследование среди школьников проводилось различными способами: социально-психологическим анкетированием и тестированием крови. Как выяснилось, опыт употребления наркотиков имеют 10–13% учащихся, то есть каждый 10-й. Арифметика простая: в средней школе от 700 до 1000 учеников, в том числе 100-200 старшеклассников. Из них 10–20 человек когда-либо пробовали наркотики.
2. Алкоголизм
Некоторые исследования обнаружили следующие статистические данные об употреблении алкоголя подростками и детьми:
· Примерно половина учеников старших классов каждый месяц употребляют спиртные напитки. Треть из них утверждала, что хотя бы 1 раз хорошо напивалась.
· Около 15% подростков были в состоянии опьянения, по крайней мере, один раз в году. В 15 лет более 45% детей пробовали хотя бы один спиртной напиток.
· Алкогольная зависимость в 5 раз чаще развивается у подростков, начавших пить до 14 лет, чем у тех, кто стал употреблять в 21 год и старше.
· За год приблизительно 10,6 миллиона подростков старших классов, студентов употребили больше, чем один миллиард банок/бутылок пива.
· Согласно одному опросу 33% старшеклассников сообщило, что алкоголь они употребляют дома с родителями, составляя тем компанию за приемом пищи.
· Еще одна особенность подросткового алкоголизма – склонность к насилию и агрессии.
· Более 90% детей пристрастившихся к алкоголю – выходцы из проблемных (неблагополучных) семей.
Еще одной проблемой среди молодежи можно обозначить проблему сдачи выпускных экзаменов и поступления в ВУЗ. Ежегодно с ней сталкивается более одного миллиона учеников по всей стране. В основном эта проблема перекликается с проблемой качества образования и уровнем жизни в стране.
Исходя и этого вытекает еще одна проблема молодежи – проблема трудоустройства.
Дискриминация молодых людей на рынке труда – это актуальная проблема для любой рыночной экономики, тем более для Российской, когда в период перехода России к рынку безработными становятся невостребованные выпускники ПТУ, ВУЗов и техникумов – молодые люди имеющие образование, но не имеющие опыта работы по специальности.
В России на фоне общей безработицы, где ее уровень остается на отметке 5–6%, одной из самых острых проблем становится безработица молодёжи в России. Говоря о безработице среди выпускников школ и молодых специалистов, сомнительно то, что официальная статистика полностью отражает реальную ситуацию на бирже труда, поскольку эта часть населения обращается к помощи официальных структур ещё реже, чем люди среднего и старшего возраста. Росстат сообщает, что по состоянию на январь 2015 года высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15–19 лет (28,2%) и 20–24 лет (14,0%).
В итоге можно сказать, что государство должно в должной мере обеспечивать жизнедеятельность молодежи, подкрепляя это качественным уровнем образования, стимулированием молодых людей возможностью достойной работы и заработной платы. Плюс ко всему, необходимо повышать уровень жизнедеятельности всего населения, для предотвращения повышения уровня наркомании и алкоголизма. Государство должно заботиться о своем будущем через заботу о нынешней молодежи, их привычек и образа жизни, а так же о благосостоянии семей в государстве, ведь семья – это главная ячейка общества, формирующая общее благосостояние страны в целом.