ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛИ ЧЕЛОВЕКА
Конференция: CLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Психология
CLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛИ ЧЕЛОВЕКА
Аннотация. Понятие воли и преодоление внутренних и внешних препятствий в поведении человека является одним из ключевых предметов исследований. Деятельность людей в области развития различных областей жизни человека требуют от человека большой активности и напряжения физических и духовных сил. Контроль психологических процессов самосознания также является важной частью жизни человека. Анализ проблемы воли как сложного психологического процесса которая побуждает человека к деятельности, волевой регуляции поведения и волевых качеств необходимых для успешной деятельности человека.
Ключевые слова: воля, мотивы, волевые процессы, понятие «воля», психолог.
Каждый человек в течении жизни сталкивается с большим количеством действий, для качественного их выполнения ему необходимо проявлять усилия, и не всегда физические, ведь перед совершением физического действия должно сформироваться усилие ментальное, условно можно назвать это намерением. Как раз эти моменты «преодоления» себя принято считать волей в житейской психологии. Человек, который осуществляет усилия над собой, например, ходит в спортзал, регулярно занимается бегом, рано встает принято считать волевой личностью, если же у индивида нет сформированных подобных и других привычек, его называют человеком безвольным. Для того чтобы разобраться в понятии воля, нужно проанализировать его становление и возникновение в психологии. Известно, что это определение существует достаточно давно и сформировалось оно задолго до появления психологии как науки. К примеру, Аристотель понимал волю как «проблему придания предмету действия побудительной силы, и, тем самым, обеспечения побуждению к действию». Другими словами он называл волей все, что основывается на свободном выборе и совершается специально, не зависимо от масштаба действия.
В дальнейшем это понятие развивали как зарубежные, так и отечественные психологи, но происходило это с некоторыми отличиями, как в целом и развитие науки. До XX века это понятие было важнейшим звеном в большинстве классических теорий у В.Вундта, У.Джеймса, Т.Рибо и других. Например, согласно У.Джеймсу поведение можно разделить на инстинктивное и не инстинктивное. Главная задача проявления воли здесь в том, чтобы ослабить инстинктивные мотивы поведения и усилить не инстинктивные мотивы поведения человека. Такая ситуация считается нормальным проявлением воли, правильным ее функционированием.
Однако уже в 30-х годах прошлого столетия исследователи перестали заниматься изучением понятия «воля», и даже заменили его новыми терминами. Но фактически это не привело к тому, что оно исчезло, по факту оно всегда присутствовало в теориях ученых, многие работы были выполнены на тему саморегуляции, мотивации, установок и т.д. Нужно отметить труды К.Левина, который в своей теории поля исследовал не только мотивационные, но и волевые процессы. Для объяснения поведения человека К. Левин вводил понятия «потребность», «намерение» и «квазипотребность», и разделял действия на следующие три вида: волевые (контролируемые действия), импульсивные (действия, выявляющие истинные потребности), преднамеренные(действия, имеющие в своей основе намерение). Особенность этой мысли в том что К.Левин расширил и конкретизировал понятие «воля», выявил его разновидности и особенности.
Австрийский психолог В.Франкл также обращался к понятию «воля» в концепции логотерапии, уделяя особое внимание тому, что человек обладающий свободой воли, обладает еще и волей к смыслу и осмысленности жизни, то есть он говорит о том что воля применима не только к физическим действиям, но и к духовным. Согласно его учению свобода воли характеризуется не свободой выбора всех возможных вариантов без учета внешних обстоятельств, а свободой выбирать - как относиться к этим условиям и самому себе.
Понятие воли подробно изучено в концепции психосинтеза итальянского психолога Р.Ассаджоли. Он стремился к развитию воли у своих пациентов в процессе психотерапевтической работы, то есть волю можно тренировать и развивать, и для этого не обязательно иметь законченную теорию воли. В подходе психосинтеза, воля изучается не только как качество личности, но и как действие, состоящее из определенных этапов. Воля у Р.Ассаджоли рассматривается еще и как отдельный тип личности «волевой». Он дает подробное понятие этому феномену и описывает черты людей, относящихся к этому типу, так это личность, которая совершает решительные действия, мужественные поступки, способна властвовать над материальным миром и другими людьми, склонна к соперничеству, а также тяготении к насилию и разрушению. Люди, относящиеся к этому типу, строго контролируют эмоции, они также «выделяются ясным умом, не замутненным эмоциональными переживаниями». Обладают способностью к концентрации и сосредоточению на одной цели, в себе и своих силах практически не сомневаются. Характерно острое чувство справедливости. Основными чертами данного типа, согласно Р. Ассаджиоли, являются воля к власти и обособленность, далекая дистанция в общении с другими людьми. Важно отметить тот факт, что у классификации нет строгих оснований, они выделены произвольно, поскольку у ученого не было цели развивать теорию воли отдельно, он занимался ее изучением в ходе решения психотерапевтических задач. Не добавляло мотивации и порыва к изучению темы воли у Р.Ассаджоли еще и отсутствие интереса к данной теме у научного сообщества того времени.
В работах отечественных психологов, таких как Л.С. Выгодского, С.Л. Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, Л.И. Божович, В.И. Селиванова и других воля понималась как высшая психическая функция, позволяющая человеку владеть собственным поведением и психическими процессами. Отдельно от этого обширного понятия проводились исследования по формированию этого качества, однако же, они ограничивались только детским возрастом. Формирование волевых качеств у взрослых людей не изучалось, и совсем не уделялось внимание развитию этого параметра у пожилых людей. Таким образом, формирование понятия «воля» происходило достаточно давно и изучалось не только зарубежными исследователями, но и отечественными, у каждого из них был определенный взгляд на этот феномен, и каждый из них изучал данное понятие исходя из принятой в тот момент парадигмы.
Современные психологи сходятся во мнении, что воля достаточно сильно влияет на жизнь человека, его профессиональное становление, рост и развитие. Воля определяет характер переживания человеком его действий, определяет то, каким образом мы воспринимаем мир, направляет выбор деятельности и занятий человека.
Так, любая психическая активность человека может носить как непроизвольный, непреднамеренный характер, так и целенаправленный, произвольный. Непреднамеренная активность не требует усилий и спланированности. Непроизвольные действия имеют импульсивный характер, лишены четкого осознания. Например, состояние сильного расслабления, транса, медитаций. В тех же ситуациях, когда необходимо проявить активность для достижения какой-либо осознанно поставленной цели, подключаются волевые процессы.
Таким образом, можно сказать, что воля – это способность человека сознательно и активно управлять своей деятельностью, преодолевая препятствия для выполнения поставленной цели и создавая дополнительную мотивацию к действию, когда уже имеющаяся мотивация не является достаточной. Величина усилий, которые прикладывает человек к преодолению возникшего препятствия, характеризует степень развития его волевой сферы.
Итак, отличие непроизвольных действий, т. е. действий, совершаемых без участия волевой сферы человека, состоит в том, что они являются результатом возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т. д.), имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Произвольные действия, напротив, предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность.
Для произвольных процессов в целом характерны следующие черты:
1) произвольная реакция всегда является ощущаемой или осознаваемой;
2) произвольная реакция возникает в ответ на появление жизненно важной потребности и является средством ее удовлетворения.
3) произвольная реакция, как правило, не является вынужденной и может быть заменена по собственному выбору человека на другую с таким же жизненным значением;
4) в ситуации, когда произвольная реакция все-таки является вынужденной, она может осознанно регулироваться по ходу своего осуществления.
Волевые проявления человека в большой степени обусловлены тем, кому он склонен приписывать ответственность за результаты собственных действий. Если человек имеет склонность в своих неудачах винить внешние факторы – обстоятельства, других людей, ему значительно сложнее осуществлять волевые усилия, чем тому, кто всю ответственность за результаты своей деятельности принимает на себя.
Каждому знакома ситуация, когда планируется начать вести здоровый образ жизни- правильно питаться, рано вставать, заниматься спортом, пить больше воды. Но как только это решение принимается возникают ситуации, которые могут помешать воплощению этого намерения в жизнь- пришедшие с тортом гости способствуют употреблению вредных быстрых углеводов, начавшийся дождь, ветер или жара срывают пробежку, а лишняя серия любимого сериала вечером не дает пораньше встать и так каждый день. В данном случае- проявить волю- это противостоять всем этим внешним обстоятельствам и сменить имеющиеся вредные установки. Человек, у которого развита воля, сможет не поддаться влиянию вышеперечисленных факторов и сможет воплотить желаемое. Его способность нести ответственность и взрослая позиция будут только усиливать способность к выполнению намеченных планов.
Таким образом, подводя итог нужно отметить что понятие «воля» сформировалось задолго до становления психологии как науки. К ней прибегали древнегреческие мыслители и философы, всячески рассматривали ее и интерпретировали согласно своим представлениям и положениям. Далее с ним работали и зарубежные и отечественные психологи. В определенный период времени зарубежными психологами ему не уделялось должного внимания в силу потери к нему интереса среди научного сообщества, но в дальнейшем к его изучению снова вернулись.
На данный момент современные психологи сходятся во мнении что воля важна и самое главное - воспитуема. На ее формирование влияет множество факторов, которые и служат ее основой - это личностные характеристики- ответственность, дисциплинированность, настойчивость, смелость, решительность, исполнительность.