Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛИ ЧЕЛОВЕКА

Конференция: CLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Буянто В.П., Мироненко М.И. ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛИ ЧЕЛОВЕКА // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(158). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/7(158).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛИ ЧЕЛОВЕКА

Буянто Вячеславович Пурбуев
курсант ФГК ВОУ ВО "Военный университет им. Князя Александра Невского" Министерства Обороны Российской Федерации, РФ, г. Москва
Мироненко Михаил Игоревич
курсант ФГК ВОУ ВО "Военный университет им. Князя Александра Невского" Министерства Обороны Российской Федерации, РФ, г. Москва
Лямзин Евгений Николаевич
научный руководитель, преподаватель ФГК ВОУ ВО "Военный университет им. Князя Александра Невского" Министерства Обороны Российской Федерации, РФ, г. Москва

 

Аннотация. Понятие воли и преодоление внутренних и внешних препятствий в поведении человека является одним из ключевых предметов исследований. Деятельность людей в области развития различных областей жизни человека требуют от человека большой активности и напряжения физических и духовных сил. Контроль психологических процессов самосознания также является важной частью жизни человека. Анализ проблемы воли как сложного психологического процесса которая побуждает человека к деятельности, волевой регуляции поведения и волевых качеств необходимых для успешной деятельности человека.

 

Ключевые слова: воля, мотивы, волевые процессы, понятие «воля», психолог.

 

Каждый человек в течении жизни сталкивается с большим количеством действий, для качественного их выполнения ему необходимо проявлять усилия, и не всегда физические, ведь перед совершением физического действия должно сформироваться усилие ментальное, условно можно назвать это намерением. Как раз эти моменты «преодоления» себя принято считать волей в житейской психологии. Человек, который осуществляет усилия над собой, например, ходит в спортзал, регулярно занимается бегом, рано встает принято считать волевой личностью, если же у индивида нет сформированных подобных и других привычек, его называют человеком безвольным. Для того чтобы разобраться в понятии воля, нужно проанализировать его становление и возникновение в психологии. Известно, что это определение существует достаточно давно и сформировалось оно задолго до появления психологии как науки. К примеру, Аристотель понимал волю как  «проблему придания предмету действия побудительной силы, и, тем самым, обеспечения побуждению к действию». Другими словами он называл волей все, что основывается на свободном выборе и совершается специально, не зависимо от масштаба действия.

В дальнейшем это понятие развивали как зарубежные, так и отечественные психологи, но происходило это с некоторыми отличиями, как в целом и развитие науки. До XX века это понятие было важнейшим звеном в большинстве классических теорий у В.Вундта, У.Джеймса, Т.Рибо и других. Например, согласно У.Джеймсу поведение можно разделить на инстинктивное и не инстинктивное. Главная задача проявления воли здесь в том, чтобы ослабить инстинктивные мотивы поведения и усилить не инстинктивные мотивы поведения человека. Такая ситуация считается нормальным проявлением воли, правильным ее функционированием.

Однако уже в 30-х годах прошлого столетия исследователи перестали заниматься изучением понятия «воля», и даже заменили его новыми терминами. Но фактически это не привело к тому, что оно исчезло, по факту оно всегда присутствовало в теориях ученых, многие работы были выполнены на тему саморегуляции, мотивации, установок и т.д. Нужно отметить труды К.Левина, который в своей теории поля исследовал не только мотивационные, но и волевые процессы. Для объяснения поведения человека К. Левин вводил понятия «потребность», «намерение» и «квазипотребность»,  и разделял действия на следующие три вида: волевые (контролируемые действия), импульсивные (действия, выявляющие истинные потребности), преднамеренные(действия, имеющие в своей основе намерение). Особенность этой мысли в том что К.Левин расширил и конкретизировал понятие «воля», выявил его разновидности и особенности.  

Австрийский психолог В.Франкл также обращался к понятию «воля» в концепции логотерапии, уделяя особое внимание тому, что человек обладающий свободой воли, обладает еще и волей к смыслу и осмысленности жизни, то есть он говорит о том что воля применима не только к физическим действиям, но и к духовным. Согласно его учению свобода воли характеризуется не свободой выбора всех возможных вариантов без учета внешних обстоятельств, а свободой выбирать - как относиться к этим условиям и самому себе.

Понятие воли подробно изучено в концепции психосинтеза итальянского психолога Р.Ассаджоли. Он стремился к развитию воли у своих пациентов в процессе психотерапевтической работы, то есть волю можно тренировать и развивать, и для этого не обязательно иметь законченную теорию воли. В подходе психосинтеза, воля изучается не только как качество личности, но и как действие, состоящее из определенных этапов. Воля у Р.Ассаджоли рассматривается еще и как отдельный тип личности «волевой». Он дает подробное понятие этому феномену и описывает черты людей, относящихся к этому типу, так это личность, которая совершает решительные действия, мужественные поступки, способна властвовать над материальным миром и другими людьми, склонна к соперничеству, а также тяготении к насилию и разрушению. Люди, относящиеся к этому типу, строго контролируют эмоции, они также «выделяются ясным умом, не замутненным эмоциональными переживаниями». Обладают способностью к концентрации и сосредоточению на одной цели, в себе и своих силах практически не сомневаются. Характерно острое чувство справедливости. Основными чертами данного типа, согласно Р. Ассаджиоли, являются воля к власти и обособленность, далекая дистанция в общении с другими людьми. Важно отметить тот факт, что у классификации нет строгих оснований, они выделены произвольно, поскольку у ученого не было цели развивать теорию воли отдельно, он занимался ее изучением в ходе решения психотерапевтических задач. Не добавляло мотивации и порыва к изучению темы воли у Р.Ассаджоли еще и отсутствие интереса к данной теме у научного сообщества того времени.

В работах отечественных психологов, таких как Л.С. Выгодского, С.Л. Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, Л.И. Божович, В.И. Селиванова и других воля понималась как высшая психическая функция, позволяющая человеку владеть собственным поведением и психическими процессами. Отдельно от этого обширного понятия проводились исследования по формированию этого качества, однако же, они ограничивались только детским возрастом. Формирование волевых качеств у взрослых людей не изучалось, и совсем не уделялось внимание развитию этого параметра у пожилых людей. Таким образом, формирование понятия «воля» происходило достаточно давно и изучалось не только зарубежными исследователями, но и отечественными, у каждого из них был определенный взгляд на этот феномен, и каждый из них изучал данное понятие исходя из принятой в тот момент парадигмы.

Современные психологи сходятся во мнении, что воля достаточно сильно влияет на жизнь человека, его профессиональное становление, рост и развитие. Воля определяет характер переживания человеком его действий, определяет то, каким образом мы воспринимаем мир, направляет выбор деятельности и занятий человека.

Так, любая психическая активность человека может носить как непроизвольный, непреднамеренный характер, так и целенаправленный, произвольный. Непреднамеренная активность не требует усилий и спланированности. Непроизвольные действия имеют импульсивный характер, лишены четкого осознания. Например, состояние сильного расслабления, транса, медитаций. В тех же ситуациях, когда необходимо проявить активность для достижения какой-либо осознанно поставленной цели, подключаются волевые процессы.

Таким образом, можно сказать, что воля – это способность человека сознательно и активно управлять своей деятельностью, преодолевая препятствия для выполнения поставленной цели и создавая дополнительную мотивацию к действию, когда уже имеющаяся мотивация не является достаточной. Величина усилий, которые прикладывает человек к преодолению возникшего препятствия, характеризует степень развития его волевой сферы.

Итак, отличие непроизвольных действий, т. е. действий, совершаемых без участия волевой сферы человека, состоит в том, что они являются результатом возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т. д.), имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Произвольные действия, напротив, предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность.

Для произвольных процессов в целом характерны следующие черты:

1) произвольная реакция всегда является ощущаемой или осознаваемой;

2) произвольная реакция возникает в ответ на появление жизненно важной потребности и является средством ее удовлетворения.

3) произвольная реакция, как правило, не является вынужденной и может быть заменена по собственному выбору человека на другую с таким же жизненным значением;

4) в ситуации, когда произвольная реакция все-таки является вынужденной, она может осознанно регулироваться по ходу своего осуществления.

Волевые проявления человека в большой степени обусловлены тем, кому он склонен приписывать ответственность за результаты собственных действий. Если человек имеет склонность в своих неудачах винить внешние факторы – обстоятельства, других людей, ему значительно сложнее осуществлять волевые усилия, чем тому, кто всю ответственность за результаты своей деятельности принимает на себя.

Каждому знакома ситуация, когда планируется начать вести здоровый образ жизни- правильно питаться, рано вставать, заниматься спортом, пить больше воды. Но как только это решение принимается возникают ситуации, которые могут помешать воплощению этого намерения в жизнь- пришедшие с тортом гости способствуют употреблению вредных быстрых углеводов, начавшийся дождь, ветер или жара срывают пробежку, а лишняя серия любимого сериала вечером не дает пораньше встать и так каждый день. В данном случае- проявить волю- это противостоять всем этим внешним обстоятельствам и сменить имеющиеся вредные установки. Человек, у которого развита воля, сможет не поддаться влиянию вышеперечисленных факторов и сможет воплотить желаемое. Его способность нести ответственность и взрослая позиция будут только усиливать способность к выполнению намеченных планов.

Таким образом, подводя итог нужно отметить что понятие «воля» сформировалось задолго до становления психологии как науки. К ней прибегали древнегреческие мыслители и философы, всячески рассматривали ее и интерпретировали согласно своим представлениям и положениям. Далее с ним работали и зарубежные и отечественные психологи. В определенный период времени зарубежными психологами ему не уделялось должного внимания в силу потери к нему интереса среди научного сообщества, но в дальнейшем к его изучению снова вернулись.

На данный момент современные психологи сходятся во мнении что воля важна и самое главное - воспитуема. На ее формирование влияет множество факторов, которые и служат ее основой - это личностные характеристики- ответственность, дисциплинированность, настойчивость, смелость, решительность, исполнительность.

 

Список литературы:
1. Ильин Е.П. Психология воли. 2-е изд. СПб.: Питер,2009. 368 с.
2. Макарова К.В., Таллина О.А. Психология человека. М.: Прометей, 2011. 160 с.
3. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
4. Шадриков В.Д., Мазилов В.А. Общая психология. М.: Юрайт, 2018. 411 с.