Статья:

Проблемы межпоколенного взаимодействия на современном этапе развития общества

Конференция: LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Психология

Выходные данные
Трубихина Н.А. Проблемы межпоколенного взаимодействия на современном этапе развития общества // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. LII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(51). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/12(51).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы межпоколенного взаимодействия на современном этапе развития общества

Трубихина Наталия Александровна
студент, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, РФ, г. Орёл
Меркулова Елена Николаевна
научный руководитель, кан. пед. наук, доцент, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, РФ, г. Орёл

 

Межпоколенное взаимодействие один из важных аспектов, требующих изучения. В современном обществе, подверженном влиянию множества радикальных идей, главная цель – сохранение стабильности. Не последнее место среди задач, направленных на достижение этой цели, занимает упрочнение преемственности поколений.

С каждым годом интерес к проблемам межпоколенного взаимодействия возрастает. Уже сейчас существует огромное количество работ в разных научных областях, таких как: философия, социология, культурология, демография (П. Парсонс, И.С. Кон и др.). Все больше интерес к этому вопросу проявляется со стороны ученых-конфликтологов, которые рассматривают взаимоотношения поколений через призмы конфликтологических теорий [3].

Характер и качество взаимоотношений между разными поколениями требуют особо пристального внимания. Исследователи отмечают, что они  имеют противоречивый характер: от конфликта, с дискриминацией по возрасту, до полного разрыва отношений. Межпоколенный конфликт, принимающий конструктивные формы, может привести к последствиям, которые положительно скажутся на взаимодействии поколений. Но для этого следует изучать специфику этого явления,  причины, факторы и условия его возникновения. Это позволит планировать мероприятия по профилактике, а так же разрабатывать методы урегулирования и разрешения, возникающих противоречий.

Межпоколенный конфликт можно определить как процесс возникновения, развития и разрешения противоречий между двумя субъектами, которые являются представителями разных поколений. Примерами таких конфликтов  можно считать столкновения между представителями разных возрастных групп в семье или между людьми за рамками семейных отношений.

Примечательно, что в большей степени получило развитие изучение межпоколенных конфликтов в рамках семейных взаимоотношений. Это обусловлено тем, что многие факторы, влияющие на дестабилизацию отношений между разными поколениями в обществе, закладываются именно в семье.

Социолог М.В. Вдовина определяет межпоколенные конфликты в семье как «определенные отношения между близкими родственниками, которые идентифицируют себя и свои интересы с тем, или иным поколением» [1]. Она выделила следующие объективные факторы, возникновения межпоколенных конфликтов: разные ценности поколений; социально-экономический кризис в стране; падение нравов; непочтение к возрасту и др.

Проанализировав исследования, мы решили изучить мнение отдельных представителей разных поколений, для того, чтобы понять существует ли проблемы в межпоколенных отношениях и в чем они заключаются.

В нашем исследовании принимали участие 20 мужчин и женщин в возрасте от 60 (55) до 75 лет, а так же 20 студентов в возрасте от 17 до 21 года. В числе респондентов: 70% женщин и 30% мужчин, ровно 50% представителей  пожилых людей и  50%  молодежи. По  социальному  положению  50%  пенсионеры и  50%  студенты. Все респонденты были разделены на 2 группы по возрастному признаку. Первую группу составили люди пожилого возраста, вторую, соответственно, молодежь.

Так как основной причиной нарушения межпоколенного взаимодействия и возникновения конфликтов  является различие  в ценностных  ориентациях, существует необходимость их тщательного изучения [2]. Для этого мы использовали диагностику  реальной структуры ценностных ориентаций          С.С. Бубнова. Данная методика направлена на определение выраженности в индивидуальном сознании следующих ценностей: отдых, материальное благосостояние, любовь, здоровье, познание нового в мире, общение и т.д. Респондентам были предоставлены 66 закрытых вопросов и бланк ответов на них.

При помощи методики С.С. Бубнова мы выявили основные ценностные ориентации респондентов разных групп. Свыше 50% представителей старшего поколения обеспокоены состоянием своего здоровья и считают его большой ценностью, в то время как молодежь эта проблема интересует в меньшей мере. Это объяснимо, ведь чаще всего с проблемами со здоровьем люди сталкиваются именно в пожилом возрасте.  30% респондентов из второй группы выраженно ориентированы на высокое материальное благосостояние. При этом на вопрос «любите ли вы сами зарабатывать деньги и получать от этого удовольствие»    60% респондентов второй группы дали отрицательный ответ. Такая ценность как любовь не является определяющей у представителей молодежи. Некоторые студенты сомневаются в том, что их брак будет заключен по любви. Для 40% исследуемой молодежи важнее быть любимыми, чем любить самим. В то время как 80% представителей первой группы предпочли бы просто любить.

Вторым ценностным вектором старшего поколение является поиск прекрасного – 20% респондентов. 90%  пожилых людей любят гулять по лесу, парку, а 25% хотят попробовать нарисовать рисунок или картину. Высокий социальный статус в равной мере интересует представителей двух групп. При этом для старшего поколения важнее, чтобы их уважали коллеги за их профессиональные знания, а не просто наличие высокого социального положения.

По ряду основных ценностей результаты в группах испытуемых рознятся, что чаще всего является причиной возрастающих противоречий, непонимания друг друга и нарушения коммуникации между старшим поколением и молодежью. Таким образом, мы можем проследить, что имеет место быть ценностный конфликт между поколениями.

Следующая использованная нами методика – «Образ разных поколений». Мы предложили респондентам дать краткую характеристику представителям того или иного поколения, на основе чего выявили ряд привлекательных и менее привлекательных черт (пример: люди, старше 60 лет быстро утомляются, медлительный, опытные и мудрые).

Проведенное исследование позволило понять, какие именно качества представителей каждого из поколений затрудняют их взаимодействие. Так, молодежь наряду с положительными характеристиками старшего поколения, такими как мудрость, надежность, доброта, отмечают ряд отрицательных моментов. Они определяются через такие характеристики как медлительность (50%), сложность характера (25%), дряхлость (25%) и др. Присутствовали такие характеристики как «нуждающиеся», «зануды», «скупые», «жесткие» и др. Молодые люди  считают, что представители старшего поколения не приспособлены жить в «нашем развивающемся мире» и именно поэтому они игнорируют их советы. Беседа, проведенная с респондентами разных групп показала, что большинству из них тяжело взаимодействовать даже с членами своей семьи. У большинства респондентов второй группы было противоречивое мнение о пожилых людях, т.е. у них в равной мере, наряду с отрицательными, встречались и положительные характеристики.

В свою очередь, старшее поколение выявило несколько основных отрицательных характеристик молодежи. Грубость – основная отрицательная черта по их мнению (55% опрошенных). Опрашиваемые представители старшего поколения замечали резкость в высказываниях, колкие ответы на вопросы со стороны молодежи. Некоторые респонденты первой группы отметили, что слышали оскорбления в свой адрес со стороны внуков. 30% опрошенных считают, что молодежь эгоистична, а 20% говорят о наглости представителей молодого поколения. Респонденты первой группы заявляют о том, что современная молодежь зациклена на себе и для достижения  своих целей использует любые средства. Стоит отметить, что из положительных качеств отмечают мобильность и активность, которые позволяют добиваться определенного положения.

Результаты, проведенного нами опроса говорят о целой группе проблем, присутствующих между поколениями. Стоит отметить, что с каждым годом взаимоотношения в обществе становятся сложнее и многообразнее. Отрицательные последствия трансформации отношений во многом могут негативно сказаться на межпоколенном взаимодействии. Можно предположить, что в будущем еще больше поляризуются ценности разных поколений, что повлияет на восприятие ими друг друга. Поэтому важной задачей для общества является урегулирование и профилактика социально недозволенных форм проявления межпоколенного конфликта, приводящих к негативным последствиям для личности, семьи и общества.  Предупреждение и урегулирование конфликтных взаимоотношений между пожилыми людьми и молодежью, позволят укреплять и развивать социальное взаимодействие на всех уровнях. Положительное воздействие могут оказать такие институты общества как: семья, СМИ, образовательные и культурные учреждения и т.д.

 

Список литературы:
1. Вдовина М. В. Специфика межпоколенных конфликтов в семье. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. URL: http://demographia.ru/articles_N/index.html?idArt=440 (Дата обращения: 22.12.2017).
2. Глотов М. Б. Конфликт между поколениями / М. Б. Глотов // Социологическая энциклопедия. – М.: Просвещение, 2004. – 484 с.
3. Садыкова Х. Н. Специфика межпоколенного взаимодействия в современной России (на примере  Тюменской области). – [Электронный ресурс] – Режим доступа. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/spetsifika-mezhpokolennogo-vzaimodeystviya-v-sovremennoy-rossii-na-primere-tyumenskoy-oblasti (Дата обращения: 22.12.2017)