Социально-психологические особенности взаимодействия специалистов социально-правовой сферы с социально-незащищенной категорией граждан
Секция: Психология
XLVI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Социально-психологические особенности взаимодействия специалистов социально-правовой сферы с социально-незащищенной категорией граждан
В условиях социально-экономической нестабильности как в мире в целом, так и в РФ, все большее число людей оказываются в трудной жизненной ситуации, для совладания с которой им необходима помощь, как со стороны государства, так и некоммерческих ассоциаций.
Организации, реализующие в практической деятельности программы социально-психологической поддержки социально-незащищенной категории населения, разнообразны по функциям, целям, программному обеспечению, бюджету и т.д., (центры социального обслуживания, благотворительные фонды и др.).
Эффективность реализации программ социальной и психологической поддержки населения определяется множеством факторов. Согласно результатам теоретического анализа К.И. Фальковской, выделяют две основных группы факторов: внешние – социально-политические и социально-экономические, а также внутренние, которые несут в себе влияние управленческих органов и специалистов – социально-психологические, управленческие и профессионализм. В рамках рассматриваемой темы для нас особый интерес представляют два фактора, а именно, социально-психологический, предполагающий «восприимчивость личности специалиста к социальным воздействиям, готовность к применению новых знаний, установок в новых условиях жизнедеятельности; социально-психологический климат в обществе в целом, семье и трудовом коллективе» [1, с. 91] и профессионализм, взаимосвязь и взаимообусловленность между которыми особо актуальна и прослеживается в деятельности специалистов социальной сферы, а социально-психологическая компетентность является одной из базовых профессиональных компетенций работника социальной сферы [2, с. 7–9].
Специалисты социально-правовой сферы (психологи, специалисты по социальной работе, юристы) выступают «связующим звеном» между гражданами и организация, поэтому уровень владения ими профессиональными компетенциями во многом предопределяет результативность профессиональной деятельности.
Как отмечает Асачева М.В. «понятие социально незащищенные категории граждан в правовой литературе не имеет легального определения и понимается хотя и традиционно, но неопределенно широко» [3, с. 31], что порождает сложности для специалистов социально-правовой сферы: возникают проблемы в определении нуждающегося в социальной помощи и выявления критериев эффективности, оказания социальной и психологической поддержки.
Отсутствие четкого определения «социально-незащищенный гражданин» так же порождает проблемы понимания и описания особенностей социального и психологического статуса социально-незащищенных граждан. Авторы осуществляют социально-психологический анализ отдельных подкатегорий граждан, не предлагая общей модели взаимодействия с данной группой людей, например, инвалидов, безработных, многодетных семей и др. Например, Балабанова Е.С. в своей статье «Гендерные различия стратегий совладания с жизненными трудностями» определяет, что мужчины и женщины в трудных жизненных ситуациях ведут себя по-разному: эмоциональные реакции мужчин менее выражены чем у женщин [4, с.26]. Бойко В.В. в статье акцентирует свое внимание на социально-психологических особенностях многодетных семей [5, с. 118]. Добровольская Т.С. и Шабалина Н.Б. исследуют социально-психологические особенности взаимоотношений инвалидов и здоровых [6, с. 62]. Все эти исследования определяют отдельные психологические особенности социально-незащищенных граждан, но не определяют общую модель взаимодействия специалиста социальной сферы и социально незащищенного.
В рамках проведенного нами исследования проблемы виктимологической профилактики (специфическая деятельность социальных институтов, направленная на выявление, устранение или нейтрализацию факторов, обстоятельств, ситуаций, формирующих поведение жертвы) среди социально-незащищенных групп населения, реализованное на базе Территориальном центре социального обслуживания «Марьино» (далее ТЦСО «Марьино»), были рассмотрены социально-психологические обстоятельства, способствующие повышению эффективности взаимодействия специалистов социально-правовой сферы с гражданскими лицами и их дальнейшее сотрудничество и возможность решения социально-психологических проблем граждан.
Нами была выдвинута гипотеза о возможности учета социально-психологических особенностей социально-незащищенной категории граждан работниками социальной сферы при выполнении профессиональной деятельности. В данной части исследования были обозначены следующие задачи:
1. Определение критериев социальной незащищенности.
Критериями для определения данной категории граждан, на основании анализа социального, экономического и социально-психологического статусов граждан, обсуживающихся на базе ТЦСО «Марьино», были выделены следующие:
· полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
· наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
· наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
· отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
· наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
· отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
· отсутствие работы и средств к существованию;
· наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.
2. Обозначение социально-психологических признаков, характерных для социально-незащищенных граждан. Для решения второй задачи был использован метод экспертных оценок.
В качестве экспертов выступили специалисты ТЦСО «Марьино»: 3 психолога и 3 специалиста по социальной работе. Экспертам была предложена разработанная анкета, вопросы в которой были направлены на выявление социально-психологических особенностей общения специалистов с социально-незащищенной категорией граждан. Количеством выборов ответов на вопросы специалисты не были ограничены, а также им предлагалась возможность ответа «свой вариант». Ответы, получившие наибольшее число выборов обозначались как значимые для экспертной группы. Данные по позиции «свой вариант» подвергались анализу, обобщались, разбивались на смысловые группы. Обратимся к вопросам.
Первый вопрос: в чем могут проявиться различия социально-защищенных граждан и социально-незащищенных граждан? Пять вариантов ответа: в манере общения; в поведении; в отношении с окружающими; в стратегии поведения в общении; свой вариант.
Второй вопрос: Какие особенности характера, проявляющиеся в процессе общения, взаимодействии, при решении совместных задач, демонстрируют социально-неблагополучные граждане. Экспертам предлагалось указать 5–7 таких черт.
Третий вопрос: Какие основные приемы общения наиболее эффективны при взаимодействии с социально-неблагополучными категориями граждан? Предлагались варианты ответов: установление доверительных отношений при первом контакте; доступное донесение информации; стимулирование активной социальной позиции; снижение агрессии; снижение тревоги; установление длительных доверительных отношений; свой вариант.
Четвертый вопрос: Какие меры социально-психологического профилактики виктимного поведения наиболее эффективны? К предложенным для оценки мерам относились: информирование, тренинги, посещение семей, обеспечение комплексного сопровождения, свой вариант.
Пятый вопрос: По каким признакам можно выявить потенциальную жертву? Приведите 5–7 признаков.
Шестой вопрос: По каким признакам можно выявить человека, ощущающего себя жертвой? Экспертам нужно было указать 5–10 особенностей, оценить по степени значимости.
Седьмой вопрос: По каким признакам можно выявить человека-агрессора?
Экспертам нужно было указать 5–10 особенностей, оценить по степени значимости.
Восьмой вопрос: Какие социально-психологические особенности социально-неблагополучной семьи можно выделить (поведение членов, особенности взаимоотношений, социальные факторы). Экспертам нужно было указать 5–10 особенностей, оценить по степени значимости.
Завершающий вопрос: Какие методы формирования мотивации у социально-незащищенных граждан на проведение профилактических мероприятий и на принятие помощи. 5–7 видов, расположить по степени эффективности.
Обратимся к результатам исследования.
Во-первых, выявлены отличия социально-защищенных граждан от социально-защищенных, которые в большей степени проявляются: в манере общения; в поведении; в отношении с окружающими; в стратегии поведения.
Во-вторых, выделен наиболее значимый фактор эффективного общения с социально-неблагополучными категориями граждан, а именно, доброжелательное настроение специалиста.
В-третьих, обозначены психологические черты социально-неблагополучных граждан, которые проявляются на поведенческом уровне: агрессивность, тревожность, перенос ответственности на других.
В-четвертых, отражены, реализуемые на практике, приемы общения специалистов при взаимодействии с социально-неблагополучными категориями граждан: установление доверительных отношений при первом контакте, снижение тревоги и агрессии, стимулирование активной социальной позиции.
В-пятых, обозначены социально-психологические, в том числе, проявляющиеся на поведенческом уровне, особенности социально-незащищенных семей: духовно-нравственная деградация, конфликтность, нарушение детско-родительских отношений.
В-шестых, установлены позиции, анализируя которые, работник социальной сферы может предположительно отнести человека к одной из трех категорий: потенциальные жертва, реальная жертвы, а также человек-агрессор: социальный статус; критерии неблагополучности; особенности поведения; особенности окружения; особенности биографии.
В-седьмых, основными методами формирования мотивации у социально-незащищенных неблагополучных на проведение профилактических мероприятий эксперты обозначили такие как: психологические и правовые консультации, социальный патронат, беседы.
Проведенное исследование позволяет нам оценить высокую значимость социально-психологической компетенции сотрудников социальной сферы. Специалисты действительно опираются на социально-психологические характеристики граждан в процессе взаимодействия.
Определяя социально-психологические особенности граждан, специалист может в ситуации первичного общения выбрать соответствующую данной категории граждан стратегию взаимодействия, которая будет учитывать особенности социально-незащищенного гражданина, что ускорит процесс оказания ему социально-правовой помощи.
Безусловно, следует отметить, что знания и опыт специалистов, непосредственно взаимодействующих с социально-незащищенной категорией граждан, должен учитываться при составлении практических социально-психологических рекомендаций, в теоретических исследованиях и, конечно, в процессе подготовки специалистов социальной сферы и дополнять результаты теоретических разработок в области социально-правовой деятельности.
Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза о возможности учета социально-психологических особенностей социально-незащищенной категории граждан работниками социальной сферы при выполнении профессиональной деятельности подтверждена.