Статья:

К слову о становлении изучения мотивации достижения

Конференция: LXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Лукина Е.М. К слову о становлении изучения мотивации достижения // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(74). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/5(74).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 21 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

К слову о становлении изучения мотивации достижения

Лукина Екатерина Максимовна
студент, филиал МГУ имени М.В. Ломоносова в городе Севастополе, РФ, г. Севастополь
Борисенко Зинаида Викторовна
научный руководитель, старший преподаватель, филиал МГУ имени М.В. Ломоносова в городе Севастополе, РФ, г. Севастополь

 

Явление мотивации представлено в структуре личности в аспекте соотношения с деятельностью субъекта. Базовым явлением мотивации является потребность как отправная точка мотива. Побудительная сила объектов была впервые обнаружена Куртом Левином, он одним из первых занимался изучением данной тематики [3].

Независимо от вида классификации любой мотив ведет к произвольной деятельности индивида, которая наиболее актуально выражена в достижении человеком каких-либо целей. Весомый вклад в изучение мотивации достижения внесли многие психологи различных времен и направлений: Г. Мюррей, В.  Мак-Дугалл, Д. Мак-Клеланд, Х. Хекхаузеном, Р. Стернберг, З. Фрейд,  А. Адлер, К. Левин, Б.В Зейгарник, Дж. Уотсон, Э. Торндайк А. Маслоу, К. Роджерс, А.Г. Асмолов, В.Г. Вилюнас и многие другие.

Мотивация достижения изучалась во многих основных направлениях психологии, включая психодинамическую концепцию, бихевиористский подход, американскую социальную психологию, гуманистическим направлением, советской школой деятельности и другими.

Фундамент, выстроенный на различных взглядах о теории мотивации, позволил произойти качественному переходу от мотивации как неосознаваемом конструкте к более детальному взгляду на мотивацию как некоторому целенаправленному процессу, имеющему свои внешние или внутренние истоки, способному регулировать поведение человека, что в большей степени отражено в когнитивном направлении психологии.

Одной из первых теорий, которые раскрыли когнитивные предикторы в теории мотивации достижения, была казуальная атрибуция Б. Вайнера [1, с. 53]. Чувство успеха или неудачи может повлиять на развитие человека и на его желание двигаться в том или ином направлении. Если индивид понимает неудачу, как результат недостатка приложенных усилий, его самооценка может не пострадать, но в совокупности с низкой оценкой своих способностей мотивация на достижения лучшего результата будет маловероятна. В эту систему также включается признание себя личностью, которой сопутствует или не сопутствует удача, внешнее и внутреннее эмоциональное или физическое состояние индивида.

М. Селигман вывел когнитивно-бихевиоральную теорию беспомощности в исследование мотивации [1], его интересовали пути, которые ведут к депрессии. Выученная беспомощность представляется, как психологическое состояние, при котором происходит нарушение когнитивных, мотивационных и эмоциональных процессов.

В случае выученной беспомощности мотивационный дефицит проявляет себя как неспособность действовать и активно вмешиваться в ситуацию, отсутствие какого-либо желания к успешной деятельности.

Социокогнитивный подход к мотивации достижения [2] Кэрол Двек выявляет причины отношения людей к своим успехам и неудачам. Представление о способностях могут различаться: некоторые люди склонны представлять свои способности, как развивающийся, изменяемый и контролируемый аспект личности, другие наоборот представляют интеллект как неизменяемый конструкт, как стабильный инструмент, который не поддается модификации. Из этого вытекают две имплицитные теории: заданная (интеллект фиксирован) и прибыльная (интеллект можно развивать) [2].

Теория самоэффективности Альберта Бандуры рассматривает мотивацию не как предвкушение успешного результата, а как уверенность в своей компетентности, насколько человек чувствует себя способным справиться с поставленной задачей.

Люди с высокой степенью самоэффективности выбирают сложные задачи и добиваются более значимых результатов и даже обладают лучшим эмоциональным фоном и физическим здоровьем, чем те, кто оценивают свои компетенции низко[1].

Теория воспринимаемого контроля Элизабет Скиннер затрагивает вопрос возникновения и поддержания энтузиазма индивидом. Воспринимаемый контроль отвечает за степень активности в разработке стратегий поведения, планирования деятельности, проверке собственных гипотез, или он будет отражать пассивность поведения.

Суть контроля заключается во врожденной потребности человека в том, чтобы быть эффективным и полезным в обществе [5]. Э. Скиннер интегрировала различные модели представления о мотивации в одну теорию, основными же конструктами которой являются: каузальные атрибуции, локус контроля, выученная беспомощность, ожидания результата и самоэффективность.

Теория самодетерминации Эдварда Л. Диси и Ричарда М. Райана, основное внимание которой было приковано к тому, как на внутреннюю мотивацию влияют наказания, поощрения, награды, ограничения, внешние оценки и стили межличностного взаимодействия.  Работы Э.Л. Диси и Р.М. Райана сделали возможным разграничить внешнюю мотивацию на несколько подвидов, которые «отличаются по тому, как они влияют на усилия, прилагаемые субъектом для достижения успеха и на его эмоциональные и когнитивные состояния» [1, с. 236]. Подвергнув внутреннюю мотивацию детальному изучению, Р.М. Райан и Э.Л. Диси сформулировали следующие потребности на которых она базируется: чувство компетентности и автономности при выполняемой деятельности.

Исследования, проведенные Т.О. Гордеевой и её коллегами [4], позволили сформулировать интегративную модель мотивации достиженческой деятельности. В данной концепции мотивация является процессом регулирующим, побуждающим и направляющим достиженческую деятельность [1]. Мотивация формируется в соответствии с различными ценностями, целями, ощущением компетентности и приложением усилий в конкретной области.

Мотивация достижения характеризуется целенаправленной деятельностью индивида к самосовершенствованию, развитию компетенций и, наконец, к успеху. Детальное рассмотрение теорий мотивации достижения позволило сделать вывод о том, что в основе успешности человека главным образом лежит индивидуальное представление о собственных возможностях и окружающей действительности.

Современное развитие знаний о мотивации достижения базируется и продолжает развиваться в направлении представленных конструктов, привнося свой отдельный вклад в данную область знаний. Эмпирические исследования проводятся с помощью различных опросников, методик и математических методов в психологии.

 

Список литературы:
1. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. Изд.2-е, – М.:Смысл, 2015. – 334 с.
2. Двек К. Гибкое сознание: новый взгляд на психологию развития взрослых и детей; пер. с англ. Светланы Кировой. – 2-е изд. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 304 с.
3. Зейгарник Б.В. Понятия квазипотребности и психологического поля в теории К.Левина // Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.В.Фаликман. –М.: Астрель, 2009, С. 265-272
4. Gordeeva T.O., Manuchina S., Shatalova Ju. (2002). Cognitive and emotional p redic to rs of academic achievement motivation // Paper presented at the 8th International Conference on Achievement and Task Motivation. Moscow, June 12 – 15. P. 40.
5. Skinner EA. (1996). A Guide to Constructs of Control // Journal of Personality and Social Psychology. V. 71 (3). P. 549 – 570.