НСО « Академия нескучных наук »
Конференция: XV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Психология
XV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
НСО « Академия нескучных наук »
В Шахтинском педагогическом колледже на специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» работает НСО «Академия нескучных наук». секция «Логопсихология». Основная цель научного студенческого общества: Расширение знаний студентов о вариантах психологической помощи детям имеющим речевые нарушения. Современные условия ФГОС ДО дали стимул к поиску инновационных интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста имеющими речевые нарушения и как следствие сопутствующих психологических нарушений [1, 34]
Многофункциональность нашего студенческого общества проявляется в психолого - педагогической - логопедической деятельностях. которые мы осваиваем в ходе лекционных. практических тематических занятий. Особый интерес представляет практические тематические занятия в базовых детских садах. На практических занятиях мы приобретаем опыт использования различных психологических техник (коррекционных, психо – терапевтических) с целью коррекции речи и психики в целом. Используем разнообразные формы - тренинги, мастер - классы, акции, тематические психологические недели, логопедические недели.
Одной такой тематической неделей стала неделя «Счастье в игре и солнце в руках». В ходе тематической недели мы практиковали опыт работы с песком, песочную терапию и игротерапию. На наш взгляд с помощью простых приемов работы с песком и движений, и обычных материалов можно решить многие проблемы детей. [ 1, 34]
Открывая неделю «Счастье в игре и солнце в руках» самый яркий день который мы назвали «Волшебная страна». В этот день дети играя с песком развивали пространственное воображение, обучались логическому мышлению, а кроме того, развивали мелкую моторику. Работая с песком, ребенок успокаивается. Песочная терапия прекрасный способ на наш взгляд избавиться от негатива и агрессии, стать увереннее в себе. Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с теми детьми, которые затрудняются выразить свои переживания при помощи слов [2,176]. Именно с такими детьми (ФФНР, нарушения звукопроизношения - дислалия) мы и работаем в нашем студенческом обществе В этот день мы предлагали детям - игры – игры– ходилки «Путешествие в волшебную страну» и ходилка «Путешествие за сказкой». Обе игры содержат в себе «сюжетность и сказочность» Каждый ребенок достигал волшебной страны, проводя фигурку по игровому полю. Сама система игры способствовала развитию важных психологических свойств и навыков развитие внимания, памяти, навыков самоконтроля и коммуникативных навыков. (2, 201 )
Второй день тематической недели мы назвали «Днем радости». Мы рассказывали детям «все об улыбке», познакомили с ее видами, использовали пословицы, мудрые изречения. В этот день самое главное что мы хотели сделать - поднять детям настроение, общий эмоциональный тонус. Многие дети имеющие речевые ошибки, имеют сопутствующие эмоциональные нарушения. С целью устранения сопутствующих эмоциональных нарушений мы предложили детям игру «Найти радость». Игра строилась на основе принципа лото, но вместо цифр использовали обозначения эмоций 1 – злость, 2- бурная радость ,3- радость, 4- страх, 5- удивление, 6- обида, 7 - печаль. В игре одни и те же эмоции представлены в разных образах, детям предлагалось соотносить схематические изображения (пиктограммы) с анимационными (изображения фруктов и овощей, Количество анимационных символов –4 ( яблоко , апельсин, груша , арбуз . Каждому игроку выдавалось свое игровое поле. Карточки хранились у ведущего в непрозрачном мешочке. Ведущий доставал из мешка по одной карточке, объявляя название фрукта или овоща, изображенного на ней. Участники, увидев соответствие между клеткой на своем игровом поле и предъявляемой ведущим карточкой, дают об этом знать поднятием руки. Участник, первым поднявший руку, получал карточку из рук ведущего и покрывал ею соответствующий цветной квадрат на своем поле. Первый участник, закрывший свое поле, считался победителем. [ 1, 34]
Третий день – « День путешествия » Цель: расширение знаний детей о психических состояниях (радость, удивление), возникающих в ходе совместной деятельности – игры. Детям были предложены путешествие по играм «Путешествие за сказкой», игры миниатюры «Цветок желаний» и др. Затем в этот день была проведена акция «Спасибочки»! Слово «спасибо», по уверению психологов, является волшебным. Получив благодарность, человек испытывает эмоции, сходные с теми, которые возникают у детей, когда их ласково гладят по голове. Каждый ребенок получив по 12 именных «спасибочек» (карточки с позитивным рисунком и надписью «спасибочки») На обратной стороне карточек дети рисовали рисунки кому, и опускали в сказочный почтовый ящик. «Спасибочки»! были рассортированы по конвертам и отданы по адресатам. В итоге карточек даже не хватило. Ну а те, у кого оказалось самое большое количество «спасибочки», получили звание «Самый добрый и отзывчивый»
Четвертый день – «Леголенд» в течении дня дети с помощь виртуальных. экскурсии путешествовали по Олимпийскому парку в городе Сочи. Детям было предложено игровое поле с картой развлекательного парка. Сама карта была разбита на несколько прямоугольников, в этих прямоугольниках были размещены фотографии, развлекательных зон парка. Изготовили фишки разного цвета и игральный кубик. В течении дня детям был предложен курс лего – конструирование. В который входили: игры – знакомства со строительным материалом, обучение конструированию (по образцу, инструкции, собственному замыслу), развитие навыков взаимодействия (конструирование в парах в парах) [ 1, 112]
Пятый день – «День секретов» Целый день дети разгадывали всевозможные секреты. Детям было предложено игровое поле с круговой игровой дорожкой, разбитое на 6 цветных секторов. Цвет символизирует принадлежность данного участника дорожки одному из игроков. Напротив каждого цветного участка размещается изображение соответствующей фигурки – фишки. Таким образом, каждый ребенок имеет свое представительство в игре в виде фишки на игровом поле и «домиков» (цветной сектор) для нее. Стрелочками указано, откуда должен начинать игру. Между собой сектора также связаны игровыми ходами. Финиш находится в центре. [ 3, 54]
После проведения беседы на тему – дружба, мы предложили игру «Секреты общения» Цель игры: подружиться со всеми героями игры и добраться до финиша. Каждый игрок имел на игровом поле сектор, который принадлежал ему; Перед игрой необходимо раздать игрокам карточки с изображением героев, идентичных фигуркам – фишкам; Старт для каждого игрока начинался в его секторе (место обозначено стрелкой); [ 4, 94] Очередность ходов определялось с помощью кубика; Движение фигурок – фишек осуществлялось по игровому полю согласно выпавшему на кубике количеству очков; Игрок, попадающий на чужой цветной сектор, с хозяином он уже подружился, не предлагая ему слова дружбы, просто приветствует своего друга, вступая с ним в коммуникацию; Игрок, подружившийся со всеми (собравший карточки), мог двигаться к финишу. Ему засчитывается победа, и игра продолжалась. В течение дня детям были предложены игры с песком «Песок в кулачке», «Дождик», «На что похоже», «Необычное имя» модифицированный вариант[ 1,77]
Для развития общей моторики мы проводили рисование и игры с песком. В ходе игры, дети задействовали большую часть мышц, укрепляли костно-мышечный аппарат, формировали правильную осанку. Мы делали акцент на развитии мелкой моторики и тренировку пальцев. Предложенные виды заданий повышали работоспособность коры головного мозга, оказывали положительное влияние на речевые центры.
Проведение тематической недели психологии «Счастье в игре и солнце в руках» позволил нам студентам стать активными участниками, закрепить навыки использования песочной и игровой терапий. Мы узнали много нового и интересного. Нам нравится что такие студенческие общества существуют.