Статья:

Интеллектуальная одаренность школьников сущность, проблемы, тенденции развития

Конференция: LXXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Бондаренко А.В. Интеллектуальная одаренность школьников сущность, проблемы, тенденции развития // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 15(84). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/15(84).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Интеллектуальная одаренность школьников сущность, проблемы, тенденции развития

Бондаренко Анна Викторовна
магистрант, Воронежского государственного педагогического университета, РФ, г. Воронеж

 

Социально-экономические условия, в которых находится наше общество, претерпевают изменения, и они так или иначе не могут не влиять на интеллектуальную одаренность детей. Поэтому нельзя не признать, что проблема существует.

Одним из важнейших резервов человеческой цивилизации являются интеллектуальные способности личности, развитие которых в значительной мере окажет влияние на повышение качества жизни каждого отдельного человека и общества в целом.

В условиях экономического развития страны ярким и решающим фактором является интеллектуальное производство, а главнейшей формой собственности – интеллектуальная собственность.

Возможность развития интеллектуальных способностей и одаренность в целом рассматривается многими авторами Ж. Пиаже, Б.Г. Ананьевым, В.Н. Дружининым, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Тепловым, Н.С. Лейтесом, Г.Ю. Айзенком, М.А. Холодной, Д.Б. Богоявленской, А.М. Матюшкиным и др., которые в своих работах доказали значимость исследований в этой области.

К сожалению, в педагогической и психологической науке нет еще достаточно полных данных, которые позволили бы решить проблемы интеллектуальной одаренности детей.  Интеллектуальная одаренность является одним из видов общей одаренности. А одаренность связана с высоким уровнем развития интеллекта и креативности [4].

По мнению М.А. Холодной [5] интеллектуально одаренные люди отличаются высокой интеллектуальной продуктивностью,  способные эффективно перерабатывать поступающую информацию, тем самым подчеркивая высокий уровень готовности к генерации идей.

В.Н. Дружинин [1] в своей работе «Структура психометрического интеллекта и прогноз индивидуальных достижений» выделил понятие «интеллектуального порога» и разработал модель «интеллектуального диапазона». Ученый отметил интеллектуальную продуктивность личности в самых разных сферах деятельности, будь то творческая, учебная или профессиональная.

Основой для использования своей природной возможности в самостоятельно выбранной какой либо сфере творчества, является мотивация.

Взгляд разных ученых на проблему развития одаренных детей оказался неодинаков. Одни из них считают, что одаренные дети неадаптивны, другие же  придерживаются мнения об их сверхадаптивности и считающие, что такие дети одарены от природы. Но ряд специалистов, например Дж. Фриман и Л. Термен, уверены, что природный дар только у части детей.

Эта несогласованность во взглядах, по-видимому, из-за того, что рассматривались разные группы одаренных детей, которые отличались друг от друга по самым разным характеристикам, в том числе и по уровню проявления своих способностей.

Так, например, В.С. Юркевич [6] разделяет одаренность по уровню проявленности таким образом:

1. актуальную (сложившуюся) одарённость — ярко проявляющиеся способности в учебной деятельности;

2. потенциальная (неразвитая) одарённость проявляется в высоких способностях, существующих в потенциальной форме;

3. скрытую одарённость выраженную высокими способностями, не замечаемыми неподготовленными взрослыми (учителями, психологами, родителями и др.).

Скрытая одаренность, которая по своему объему превосходит сложившуюся, остается невыявленной, и у части детей так и не раскрытой, если только случайно каким то образом она не проявилась.  Исходя из этого, можно выделить наиболее актуальную проблему сегодняшнего дня – выявление детей с незаурядными способностями.

Одной из проблем в развитии детской одаренности является достаточно нередкие случаи диссинхронии, которая может проявляться на других уровнях – внешнем (социальном) и внутреннем.

Показателем внешней, или социальной, диссинхронии является разрыв между одаренным ребенком и его окружающим миром.

Внутренняя же диссинхрония проявляется в несбалансированном развитии отдельных способностей.

Естественное стремление ребенка к вхождению его в  коллектив, а так же его желание признания вызывает проблему социальной дезадаптации интеллектуально одаренных детей. Ведь интеллектуально одаренный ребенок, используя имеющиеся у него выдающееся способности, пытается проявить свое превосходство над другими путем демонстрации отличной памяти, богатого воображения и расширенного словарного запаса.

А вместо принятия его сверстниками он наталкивается на их неприязнь, что не может обеспечить относительно бесконфликтное существование между ними. И именно поэтому одаренные дети из-за затрудненного общения с другими детьми имеют более низкий уровень социальной компетентности. Имеющийся высокий интеллект свидетельствует о наличии интеллектуально-социальной диссинхронии.

Не менее важной частью проблемы одаренности является роль мотивации к достижению результата.  И здесь немалую роль играет такое качество характера, как настойчивость. Поскольку к одинаковому результату может прийти и человек с большими задатками, но низкой мотивацией, и человек со средними задатками, но высокой мотивацией [2].

В современном мире, исходя из мировой практики, работа с одаренными детьми является приоритетной и государственной и общественной задачей. Подтверждение тому – вовлечение в работу с одаренными детьми практически всех сфер общества, включая властные структуры.

Ученые всего мира сходятся в оном: в работе с интеллектуально одаренными детьми строго определенный результат получить нельзя, но можно и необходимо оказывать влияние на развитие ребенка с помощью учителей и родителей.

Важно не только развивать интеллект ребенка, но и влиять на его отношение к себе, к окружающему миру, на его поиски жизненных смыслов. Это и есть основная проблема в работе с одаренными детьми.

Определив личностные и предметные приоритеты образования для одаренных детей, можно утверждать, что это позволяет построить образовательный процесс в правильном направлении. Более того, научит ребенка делать самостоятельный выбор, а одаренный ребенок вправе выбирать для себя индивидуальную образовательную траекторию обучения и стратегию своего дальнейшего развития.

В связи с этим, приоритетной задачей современной практики на сегодняшний день является изменение основного подхода в работе с интеллектуально одаренными детьми.

 

Список литературы:
1. Дружинин В.Н. Структура психометрического интеллекта и прогноз индивидуальных достижений. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. — С. 168—175.
2. Ларионова Л.И. Культурно-психологические факторы развития интеллектуальной одарённости / Л.И. Ларионова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. — 320 с.
3. Мякишева Н.М. Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников. Москва: МГПУ, 2011. 159 с.
4. Рензулли Дж. С. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н.С. Лейтеса. Москва: Издательский центр «Академия», 1996. 416 с. 
5. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования / М.А. Холодная. – СПб.: Питер. – 2002. – 272 с.
6. Юркевич Ю.С. Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность / Ю.С. Юркевич. – М. – Издательство «Просвещение». - 1996. – 81 с.