Статья:

ВЗАИМОПОНИМАНИЕ КАК ФЕНОМЕН МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Конференция: LXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Ципко И.В. ВЗАИМОПОНИМАНИЕ КАК ФЕНОМЕН МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(75). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/5(75).pdf (дата обращения: 16.08.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЗАИМОПОНИМАНИЕ КАК ФЕНОМЕН МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Ципко Ирина Вячеславовна
студент, Саратовская государственная юридическая академия, РФ г. Саратов
Заграничный Антон Игоревич
научный руководитель, Саратовская государственная юридическая академия, РФ г. Саратов

 

Аннотация. В работе, посредством теоретического анализа исследуется феномен взаимопонимания, раскрывается определение взаимопонимания, его в роль в становлении и развитии личности. Авторы определяют функции, механизмы, условия, этапы, уровни и основные компоненты взаимопонимания.

 

Ключевые слова: взаимопонимание, отношения, функции взаимопонимания, психологические механизмы взаимопонимания.

 

Статья посвящена актуальной теме определения взаимопонимания как феномена межличностных отношений. Взаимопонимание важно, поскольку оно способствует формированию уважительных и доверительных отношений и проявлению эмпатии.

Взаимопонимание – это такой элемент отношений между отдельными людьми, который предполагает, что партнеры по общению максимально учитывают взгляды и позиции друг друга. Оно появляется на основе взаимосвязи и взаимонаправленности желаний, интересов, мнений собеседников [2].

Н.Ф. Дианова определяет взаимопонимание как декодирование партнерами сообщений друг друга, подчеркивая важность соответствия содержания, вложенного в сообщение коммуникатором, и содержания, увиденного в сообщении реципиентом [5].

И.Д. Бех отмечает, что подростковый возраст характеризуется развитием потребности в межличностной близости как единении. Она предполагает взаимоуважение двух людей к личному достоинству друг друга. Чувство близости продуцирует сотрудничество, выражающее соответствие поведения подростка потребностям другого человека. Соответствие направлено на достижение практической согласованности и психологическую поддержку. Стремление к общей, не связанной с эгоистическими устремлениями цели является специфической чертой подростка [3], что говорит о важности взаимопонимания в процессах возрастного развития.

Выделяют следующие функции взаимопонимания:

1) коммуникативная функция – предполагает овладение коммуникативными умениями, которые обеспечивают целостность коммуникативного процесса, и рассматриваются как важный фактор содействия гармонизации межличностных отношений во время общения;

2) ценностная функция – заключается в формировании ценностных ориентаций, личностно значимых стремлений, взглядов, убеждений;

3) регулятивная функция – обеспечивает способность решать конфликтные ситуации во время общения путем гуманного межличностного взаимодействия [6].

В процессе общения возникают субъект-субъектные взаимодействия, характеризующиеся вниманием к внутреннему миру другого человека, интересом к его личности.

Психологические механизмы взаимопонимания состоят из встречной перцепции (процесса, который возникает при взаимоотношении людей друг с другом и включает восприятие, изучение, понимание и оценку людьми социальных объектов) участников общения, при этом восприятие и понимание друг друга основываются на сознательном признании декларируемых смыслов, мотивов и мотивационных систем, которые выражаются в нормах поведения и деятельности «другого».

Процесс понимания в целом является необходимым компонентом познания человека человеком [1] и основой взаимопонимания. Интересно сопоставить эти взгляды на роль понимания с тезисом о том, что представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания [3]. Соединив два этих положения, можно сформулировать вывод о том, что понимание себя и понимание окружающего мира взаимосвязаны и перетекают одно в другое, взаимоусиливаются. Чем лучше мы понимаем окружающую действительность, тем проще нам определить свое место в ней. С другой стороны, чем лучше мы понимаем себя, тем успешнее мы можем пользоваться собственным возможностями для познания мира.

В ситуации межличностного общения эта закономерность действительна для восприятия, познания и понимания партнера по общению. Адекватное представление о себе самом является основой процессов эмпатии, когда человек может поставить себя на место другого, и сочувствовать ему, способен представить себе психическое состояние постороннего человека. На способность к эмпатии влияет объем и разнообразие собственного жизненного опыта, ведь эмпатия базируется на механизмах сравнения, проведения аналогий, предсказания. Понимание чувств других, основанное на восприятии мира собеседника, является элементом взаимопонимания.

В ядре подлинного взаимопонимания лежат гуманистические принципы взаимного свободного толкования, личностного авансирования, познания другого на основе анализа характера его субъектных действий. Процесс взаимопонимания между людьми имеет свои этапы развития:

начальный – этап первичного толкования и адаптационной саморефлексии партнеров, обоюдное принятие исходных внутренних обязательств, установок, ценностных ориентиров, мотивационных комплексов;

этап восхождения, определяемый появлением и анализом области общих смыслов, деятельностно-поведенческой взаимоидентификации;

вершинный этап – этап подлинного взаимопонимания, описываемый в категориях ценностного единства, духовно-нравственной связи, эмоциональной привязанности, взаимной потребности в сотрудничестве [2].

Необходимым условием достижения взаимопонимания является коммуникативная компетентность собеседников как способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми и сензитивность как чувствительность к психическим состояниям других, к их стремлениям, ценностям и целям.

Еще одним условием взаимопонимания в межличностных отношениях является общение. Общение выступает формой и способом развития индивидов и всего человеческого общества. Установление успешных межличностных отношений играет большую роль во всех сферах жизнедеятельности. При этом качество межличностных отношений зависит от уровня достигнутого понимания. Отсутствие взаимопонимания приводит к усложнению, а часто и разрушению взаимоотношений между людьми.

Е. Головаха и Н. Панина выделяют три уровня взаимопонимания: согласие, осмысление и сопереживание. Под согласием понимают достаточно обоюдно идентичные оценки ситуации и правил поведения каждого участника общения. Это внешний (формальный) уровень взаимопонимания. Умение понимать ситуацию, управлять своими эмоциями и адаптировать поведение к ней – необходимое условие совместной деятельности. Подчиниться разумным общим нормам поведения – первый шаг к взаимопониманию. Согласие проявляется в различных видах общения: социально-ролевом, функционально-ролевом, неформальном. Осмысление – это процесс движения от осознания, к прочувствованнию и преданию предметам смысла, который будет иметь ценность в жизни. И, наконец, сопереживание — это внутренняя потребность и способность человека разделить чувства другого [1].

Таким образом, в работе определены основные характеристики взаимопонимания. Взаимопонимание – это один из значимых элементов становления и социального развития личности, который способствует пониманию себя и выстраиванию наиболее эффективных, комфортных отношений и процессов взаимодействия между людьми. Взаимопонимание формируется на основе встречной перцепции, при учете взаимной направленности в отношениях, выражающейся в стремлении учитывать взгляды, ценности, цели, идеи, позиции партнеров по общению, сознательном признании декларируемых смыслов, мотивов и мотивационных систем. другого Необходимые условия развития взаимопонимания: рефлексия, общение и эмпатия. Взаимопонимание дифференцируется на уровни и этапы, представляющую собой цепочку процессов, характеризующих движение от признания  ценности «другого» к смысловому единству с другим человеком.

 

Список литературы:
1. Андреева Г.М. Психология социального познания: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Аспект Пресс, 2005. – 301 с.
2. Арпентьева М.Р. Взаимопонимание как феномен межличностных отношений: на материале психологического консультирования: автореф. дис. ... д-ра психологич. наук. – Москва, 2015. – 55 с.
3. Бех И. Д. Личность в пространстве духовного развития: учеб. пособ. / И. Д. Бех. – М.: Академиздат, 2012. – 256 с.
4. Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации. – М.: Аспект-Пресс, 2018. – 191с.
5. Гурьянова И.В. Взаимопонимание как основополагающий фактор построения успешных межличностных отношений / И.В. Гурьянова, К.Ю.  Мотлях // Международной научно-практической конференции. – Пенза: «Наука и Просвещение». – 2017. – С. 350-355.
6. Дианова Н.Ф. Когтева Д.В. Взаимопонимание как феномен межличностных отношений // Modern Science. –2022. – № 4-1. – С. 390-392.
7. Нагорнова А.Ю., Арпентьева М.Р. Актуальные методы и приемы психологического консультирования: коллективная монография. – Ульяновск: Зебра, 2018. – 140 с.