Статья:

Психологического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ в образовательной организации

Конференция: XVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Короткова И.С. Психологического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ в образовательной организации // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(17). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/6(17).pdf (дата обращения: 14.05.2021)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Психологического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ в образовательной организации

Короткова Ирина Сергеевна
студент, Северо-Кавказский федеральный университет, РФ, г. Ставрополь

 

Проблема воспитания и развития детей с особыми потребностями является актуальной на современном этапе развития человечества.

К сожалению, исследователи говорят об увеличении рождаемости детей с нарушенным развитием. Рождение такого ребенка оказывает негативное влияние на психологическое состояние семьи.

Семьи, воспитывающие детей с особенностями развития, находятся в группе риска и нуждаются в психологической помощи и непрерывном сопровождении.

В психологии «сопровождение» – это системная комплексная технология социально-психологической помощи личности.

Однако следует отметить, что на разных этапах развития и образования задачи сопровождения отличаются. В период перехода от дошкольного, к школьному образованию актуальны такие вопросы, как: готовность к обучению школе, адаптация к школе, познавательная и учебная мотивация, успеваемость в школе, самостоятельность и самоорганизация [2].

Н.А. Крушная под психологическим сопровождением семьи понимает деятельность, направленную на актуализацию и активизацию коррекционно-развивающих ресурсов семьи.

Данный процесс обеспечивает эффективность ее функционирования, особенно в периоды кризисов, связанных с воспитанием и развитием ребенка. Это позволяет создавать соответствующее возрасту ребенка коррекционно-развивающее пространство, формировать и реализовывать адекватные потребностям ребенка стратегии воспитания, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к нему.

Н.А. Крушная выделяет два направления сопровождения семьи: актуальное, направленное на решение имеющихся трудностей семье, и перспективное, ориентированное на профилактику возможных трудностей.

Психологическое сопровождение будет эффективно в том случае, если оно будет оказываться своевременно, комплексно и осуществляться на нескольких уровнях.  Кухарчук О.В., Игнатьева К.В. предложили три уровни, на которых следует осуществлять сопровождение семей [1].

Первый уровень – мотивационный. Помощь направленна на принятие родителями особенностей ребенка и на формирование желания помочь ему. Психолог должен направить  родителей на путь осознания необходимость начать работу по развитию и адаптации особого ребёнка.

Второй уровень – поведенческий. На этом уровне следует сформировать продуктивные умения и навыки в преодолении сложных жизненных ситуаций.

Третий уровень – эмоциональный. Специалисты проводят работу, направленную на обучение родителей снятию эмоционального напряжения. [1]

В.В. Ткачёва разработала методику для работы с матерями, которые воспитывают детей с аномалиями развития. Данная методика предусматривает индивидуальную работу в форме беседы, которая необходима для установления контакта, ознакомления с историей жизни женщины, с историей болезни её ребёнка, для выявления особенностей характера женщины, для того, чтобы мотивировать её на работу в группе [3].

На групповых занятиях осуществляется психокоррекционная работа с женщинами, которая проходит следующим образом:

1. Разминка – на первом занятии происходит знакомство, а на последующих – настрой на работу, проверка домашних заданий.

2. Основная часть – происходит обсуждение жизненных различных ситуаций, предложенных специалистом (например, «Мой жизненный путь», «Моя точка опоры в жизни», «Моё отношение к моему ребёнку» и др.).

3. Разыгрывание ролевых ситуаций – цель – научить женщин вербализировать свои и чужие чувства, играть определённые роли, переживать вновь стрессовые состояния; по окончании задания происходит общий анализ, обсуждение ситуации, обмен мнениями [2].

4. Аутотренинг техника релаксации по Э.Джейкобсону и И.Шульцу, формирует у членов группы способность к переключаемости с травмирующих психику переживаний к гармоничным состояниям.

5. Музыкальная релаксация – формирует позитивную установку, положительные ощущения и переживания, происходит замена травмирующих мыслей позитивными, снятие агрессии, внутреннего напряжения.

6. Подведение итогов занятия – психолог даёт домашнее задание, соответствующее теме занятия, одним несменным заданием является ведение дневника ощущений.

Подводя итог выше сказанному, хочется отметить, что рождение ребенка – одно из значимых событий жизненного пути семьи. Однако появление ребенка с особенностями в развитии оказывает негативное воздействие на психическое состояние ее членов, способствует изменению привычных установок и выработку нового образа жизни. Родителям, воспитывающим детей с ОВЗ, необходима профессиональная помощь и поддержка. Оптимальной является ситуация, когда ребенок воспитывается в семье и посещает специальное (коррекционное) образовательное  учреждение, работа которого предполагает сотрудничество с родителями.

 

Список литературы:
1. Кухарчук О.В., Игнатьева К.В. Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья // Психология, социология и педагогика. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/09/7121
2. Крушная Н.А. Психологическое сопровождение семьи ребенка с особыми возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: методические рекомендации / сост. Н.А. Крушная. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016 – 36 с.
3. Ткачёва В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. – М.: «ГНОМиД», 2000 – 64 с.