Психологического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ в образовательной организации
Конференция: XVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Психология
XVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Психологического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ в образовательной организации
Проблема воспитания и развития детей с особыми потребностями является актуальной на современном этапе развития человечества.
К сожалению, исследователи говорят об увеличении рождаемости детей с нарушенным развитием. Рождение такого ребенка оказывает негативное влияние на психологическое состояние семьи.
Семьи, воспитывающие детей с особенностями развития, находятся в группе риска и нуждаются в психологической помощи и непрерывном сопровождении.
В психологии «сопровождение» – это системная комплексная технология социально-психологической помощи личности.
Однако следует отметить, что на разных этапах развития и образования задачи сопровождения отличаются. В период перехода от дошкольного, к школьному образованию актуальны такие вопросы, как: готовность к обучению школе, адаптация к школе, познавательная и учебная мотивация, успеваемость в школе, самостоятельность и самоорганизация [2].
Н.А. Крушная под психологическим сопровождением семьи понимает деятельность, направленную на актуализацию и активизацию коррекционно-развивающих ресурсов семьи.
Данный процесс обеспечивает эффективность ее функционирования, особенно в периоды кризисов, связанных с воспитанием и развитием ребенка. Это позволяет создавать соответствующее возрасту ребенка коррекционно-развивающее пространство, формировать и реализовывать адекватные потребностям ребенка стратегии воспитания, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к нему.
Н.А. Крушная выделяет два направления сопровождения семьи: актуальное, направленное на решение имеющихся трудностей семье, и перспективное, ориентированное на профилактику возможных трудностей.
Психологическое сопровождение будет эффективно в том случае, если оно будет оказываться своевременно, комплексно и осуществляться на нескольких уровнях. Кухарчук О.В., Игнатьева К.В. предложили три уровни, на которых следует осуществлять сопровождение семей [1].
Первый уровень – мотивационный. Помощь направленна на принятие родителями особенностей ребенка и на формирование желания помочь ему. Психолог должен направить родителей на путь осознания необходимость начать работу по развитию и адаптации особого ребёнка.
Второй уровень – поведенческий. На этом уровне следует сформировать продуктивные умения и навыки в преодолении сложных жизненных ситуаций.
Третий уровень – эмоциональный. Специалисты проводят работу, направленную на обучение родителей снятию эмоционального напряжения. [1]
В.В. Ткачёва разработала методику для работы с матерями, которые воспитывают детей с аномалиями развития. Данная методика предусматривает индивидуальную работу в форме беседы, которая необходима для установления контакта, ознакомления с историей жизни женщины, с историей болезни её ребёнка, для выявления особенностей характера женщины, для того, чтобы мотивировать её на работу в группе [3].
На групповых занятиях осуществляется психокоррекционная работа с женщинами, которая проходит следующим образом:
1. Разминка – на первом занятии происходит знакомство, а на последующих – настрой на работу, проверка домашних заданий.
2. Основная часть – происходит обсуждение жизненных различных ситуаций, предложенных специалистом (например, «Мой жизненный путь», «Моя точка опоры в жизни», «Моё отношение к моему ребёнку» и др.).
3. Разыгрывание ролевых ситуаций – цель – научить женщин вербализировать свои и чужие чувства, играть определённые роли, переживать вновь стрессовые состояния; по окончании задания происходит общий анализ, обсуждение ситуации, обмен мнениями [2].
4. Аутотренинг техника релаксации по Э.Джейкобсону и И.Шульцу, формирует у членов группы способность к переключаемости с травмирующих психику переживаний к гармоничным состояниям.
5. Музыкальная релаксация – формирует позитивную установку, положительные ощущения и переживания, происходит замена травмирующих мыслей позитивными, снятие агрессии, внутреннего напряжения.
6. Подведение итогов занятия – психолог даёт домашнее задание, соответствующее теме занятия, одним несменным заданием является ведение дневника ощущений.
Подводя итог выше сказанному, хочется отметить, что рождение ребенка – одно из значимых событий жизненного пути семьи. Однако появление ребенка с особенностями в развитии оказывает негативное воздействие на психическое состояние ее членов, способствует изменению привычных установок и выработку нового образа жизни. Родителям, воспитывающим детей с ОВЗ, необходима профессиональная помощь и поддержка. Оптимальной является ситуация, когда ребенок воспитывается в семье и посещает специальное (коррекционное) образовательное учреждение, работа которого предполагает сотрудничество с родителями.