Психологический портрет эффективного руководителя
Конференция: XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Психология
XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Психологический портрет эффективного руководителя
В течение многих десятилетий ученые и исследователи в психологии пытались выявить группу точных характеристик и качеств личности, по которым будет возможно определить, какой из работников станет руководителей успешным, а его деятельность эффективной.
Поскольку все еще не существует единого мнения по этому вопросу, он является актуальным. Более того, в современном мире информационных технологий, в котором знания и информация выходят на первый план, оттеснив промышленность и капитал, наличие профессиограммы, позволяющей почти со стопроцентной гарантией выявить перспективного руководителя из общей массы, значительно упростило бы жизнь многий крупных и более мелких компаний. Она стала бы своего рода Библией на рабочем столе менеджера высшего звена, поскольку давала бы возможность выбрать ограниченный круг лиц и инвестировать в него – долгосрочная перспектива развития во всей ее красе.
Итак, существует множество подходов к определению портрета успешного руководителя. Шепель В.М. создал профессиограмму, имеющую две группы характеристик [3]. Первая группа – базовые качества, так называемая формула «3 Д» – доступность, доброжелательность и добропорядочность. Отсутствие этих качеств ставит крест на его карьере «организатора и патроната социальной структуры». То есть чем ярче обозначена эта базовая составляющая, тем более привлекательным является их обладатель в глазах окружающих.
Вторая группа состоит из трех блоков качеств руководителя.
Первый блок – общие качества, такие как незаурядный интеллект, развитая интуиция, обширные знания, достаточный жизненный и профессиональный опыт.
Второй блок – конкретные качества личности: здоровье, мировоззрение, научно-деловая компетентность, организаторские способности, а также привлекательный имидж. Каждая из перечисленных характеристик может быть детализирована и рассмотрена более пристально, ведь она существенно влияет на эффективность деятельности руководителя.
И, наконец, третий блок – специфические качества: коммуникабельность, эмпатичность, стрессоустойчивость, тактичность. Специфические качества – это своего рода технологические качества. Их наличие и степень развитости позволяют руководителю наилучшим образом проявить свои общие и конкретные качества.
Однако стоит заметить, что многие руководители если и соглашаются с требованиями, предъявляемыми по первым двум блокам, то третий блок они часто не признают или недооценивают его важность.
Таким образом, совокупность интеллектуальных, нравственных и личностных и деловых качеств и создает неповторимый имидж руководителя, эффект его личного обаяния.
Другая профессиограмма руководителя – профессиограмма, созданная Л.В. Фаткиным [2]. В ее основе – системно-факторный подход. Главная идея в том, что не существует общего фактора – единой организаторской способности, которая предопределит успешность руководителя. Поэтому в каждой конкретной ситуации приходится искать какие-то разрозненные качества, способности, черты личности, которые позволят менеджеру эффективно осуществлять свою деятельность.
Леонид Фаткин сформулировал пять интегральных факторов, которые в свою очередь объединяют ряд дифференциальных качеств.
1. Адаптационная мобильность, означающая способность индивида за короткий период найти свое место в коллективе, организации, ситуации.
2. Эмоциональное и деловое лидерство.
3. Способность к интеграции социальных функций. Говоря простым языком, руководитель должен быть и мамочкой, и нянечкой, и воспитателем. Другими словами, он должен сочетать в себе различные социальные роли в коллективе. Например, он может быть формальным и неформальным лидером в группе и при этом выполнять роль администратора.
4. Контактность – способность к установлению позитивных социальных связей, которая предполагает умение располагать людей к себе, способность выслушивать и убеждать, устанавливать деловые связи, быть открытым для общения и проявлять желание быть задействованным в процессах коммуникации.
5. Стрессоустойчивость интеллектуальная, эмоциональная и волевая. Управленческая деятельность отличается напряженным творчеством в процессах принятия решений для устранения возникающих проблем и регулярным воздействием на человеческую психику. Перенапряжение и последующий стресс негативно сказываются как на здоровье самого человека, так и на эффективности его деятельности.
Таким образом, Фаткин Л.В. выделил интегральные факторы, связанные в первую очередь с качествами личности, носящими социальную направленность. Умение налаживать контакты, располагать к себе людей и умение находить свое место в любой организации являются предпочтительными в создании портрета эффективного руководителя.
Существует еще одна профессиограмма, схожая с вышеописанными. Так, Урбанович А.А., «рисуя» портрет успешного руководителя, наделяет его следующими качествами [2]:
· умение воспринимать общие нужды и проблемы управляемого коллектива;
· наличие организаторских способностей, т.е. он должен уметь формулировать задачи, планировать совместную работу членов коллектива с учетом возможностей и интересов каждого, вовлекать людей в выполнение необходимых дел и т.д.;
· чуткость и проницательность, доверие к людям, т.е. руководитель стремится стать не только формальным, но и эмоциональным лидером группы;
· представительские склонности: он является своего рода выразителем общих для коллектива позиций его членов, способен улавливать и выражать общее мнение и представлять его перед вышестоящим руководством;
· оптимизм: позитивное отношение к окружающему руководителя вызывает у людей веру в свои силы. Более того, оптимистический настрой позволяет быстрее и эффективнее решать существующие проблемы и достигать поставленные цели и задачи.
· интеллект, который должен быть выше среднего, но не на уровне гениальности. Руководитель должен уметь решать сложные и зачастую абстрактные проблемы, при этом он должен хорошо ориентироваться во различных социальный процессах, протекающих в обществе. Поэтому говоря об интеллекте, важно подчеркнуть развитость не только так называемого математического интеллекта, но и социального.
Важнейшим качеством руководителя, является его личная и социальная ответственность. Сформулированная в Европе в конце 60-х годов XX века концепция социальной ответственности менеджмента перед обществом обрела на современном этапе в России особую актуальность. Ответственность менеджмента организации обусловлена ответственностью каждого руководителя, в связи с чем, данная проблема может быть рассмотрена в ее личностном аспекте и затронуть психологию ответственности личности. Перспективность такого аспекта рассмотрения проблемы, на наш взгляд, обусловлена возможностью рассматривать ответственность не только как способность следовать внешним требованиям, но и как ресурс личности менеджера в профессиональной деятельности [1].
С момента создания этих подходов к определению портрета успешного и эффективного руководителя прошло достаточное количество времени, чтобы некоторые характеристики изменились. Так, на данный момент известные в мире рекрутинговые компании, занимающиеся подборкой топ-менеджеров, выделяют семь качеств хорошего руководителя:
· лидерские задатки. Это качество является необходимым для руководителей высшего звена, поскольку оно позволяет вести за собой людей, вдохновлять на совершение «подвигов», что, безусловно, положительно сказывается на работе организации;
· стратегическое мышление и руководство. Хороший управленец выстаивает план деятельности на годы вперед, создавать свою стратегию развития. Более того, он должен четко осознавать не только сами цели организации, но и то, как их добиться;
· технические и технологические навыки. Руководитель должен быть профессионалом своего дела, а также знать существующие и создаваемые технологии для использования их в своей компании;
· умение выстраивать отношения и создавать свою команду. Руководитель должен знать, какая команда ему нужна, и уметь подбирать нужные кадры в соответствии с необходимыми навыками, умениями и качествами. Он ориентируется не на свои интересы, а на развитие самого коллектива, ведь в одиночку никто не выигрывает;
· управление изменениями. Определяется как способность жить в текучем и переходном состоянии. Руководитель обязан быть «агентом перемен», настроен на постоянные усовершенствования, выстраивания связей, налаживание процессов и систем, совершенствование коммерческий отношений и т.д.;
· честность. Репутация человека, который всегда соблюдает этические нормы, ценится очень и очень высоко. Если раньше на этом не делалось такого акцента, то на сегодняшний день репутация – это все.
Таким образом, портрет эффективного руководителя не определяется четким набором качеств и характеристик личности. Оно изменчиво, и зависит не только от сферы деятельности, но и внешних обстоятельств.