Особенности коммуникативно-организаторских способностей студентов заочного отделения психолого-педагогического факультета ВУЗа
Секция: Психология
XLII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Особенности коммуникативно-организаторских способностей студентов заочного отделения психолого-педагогического факультета ВУЗа
В современное время успешность профессиональной деятельности психологов напрямую зависит от уровня развития коммуникативно-организаторских способностей. В статье рассматривается исследование студентов заочного отделения психолого-педагогического факультета ВУЗа.
Изменения, происходящие в российском обществе на современном этапе существенно изменили требования, предъявляемые к работникам всех сфер общественной деятельности [2, c.105].
Высокий уровень развития коммуникативно-организаторских способностей работника обеспечивает реальный психологический контакт с коллегами, руководством и подчиненными, преодоление разнообразных психологических барьеров, которые возникают в процессе их взаимодействия, плодотворность их межличностных взаимоотношений, посредством которых сочетаются деловой и личностный уровни общения [4, c.218]. Успешность профессиональной деятельности психологов напрямую зависит от уровня развития коммуникативно-организаторских способностей. Проблемы понимания коммуникативных и организаторских способностей в современной психологической теории общих и специальных способностей являются одними из наиболее актуальных. Как никогда остро сегодня, в век информации и технологий, стоит проблема повышения эффективности общения и коммуникаций, и прикладные научные разработки в области вопросов формирования, развития коммуникативной компетентности и организаторских способностей значимы и востребованы. Таким образом, исследование по заявленной проблеме является высоко актуальным и социально значимым.
Целью данной работы является изучить коммуникативные и организаторские способности у студентов заочной формы обучения психолого-педагогического факультета ВУЗа.
Исследовательская гипотеза. Известно, что коммуникативно-организаторские способности – важный компонент структуры психолого-педагогической деятельности, активное развитие которого происходит в ходе учебно-профессиональной деятельности студентов соответствующих направлений подготовки. В связи с этим можно предположить, что у студентов заочной формы обучения психолого-педагогического факультета ВУЗа данный компонент будет сформирован на достаточном уровне (среднем и выше).
Теоретико-методологической основой данного исследования являются теоретические и методологические принципы отечественной психологии: принцип единства сознания и действительности, состоящий в том, что категория сознания приобретает определенный научный смысл, только в соотнесении с категорией деятельности и неотделима от нее (Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л.); принцип детерминизма, сущность которого состоит в раскрытии закономерной и необходимой зависимости психических явлений от вызывающих их факторов (Рубинштейн С.Л.); принцип системности, который состоит в трактовке психических явлений как внутренне завязанных компонентов целостной психологической организации (Ломов Б.Ф.). При проведении исследования, мы ориентировались на такие положения современной психологии и педагогики как необходимость обеспечения единства сознания и деятельности в профессиональной подготовке, существенная роль общения и коммуникативных способностей в жизни человека, методы общения в профессиональной деятельности. (Андреева Г.М., Бодалев А.А., Ерастов Н.П., Зимняя И.А., Леонтьев А.Н., Лисина М.И., Петровский А.В., Рубинштейн С.Л., Теплов Б.М.).
В работе были использованы следующие методы: применялся метод теоретического анализа литературы, а также осуществлялся подбор методов и методик. На этапе основного исследования использовался метод психодиагностического тестирования, в рамках которого применялась методика КОС (Федорошин Б. А.).
Коммуникативные способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности [1, c.53].
Организаторские способности – это умение планировать собственную деятельность и при наличии возможности уметь правильно поставить задачу группе, проконтролировать ее выполнение, распределить обязанности и, самое главное, вовремя суметь сориентироваться в сложной экстремальной ситуации. [1, c.54].
В нашем исследовании коммуникативно-организаторских способностей принимали участие 30 студентов заочного отделения психолого-педагогического факультета ВУЗа в возрасте от 20 до 38 лет. Исследование проводилось на базе Забайкальского государственного университета г. Читы.
По результатам исследования коммуникативно-организаторских способностей студентов заочного отделения выявлено, что коммуникативные способности составили: очень высокий уровень – 20%, высокий – 10%, средний – 40%, ниже среднего – 17%, низкий уровень составил 13%. Организаторские способности: очень высокий уровень – 7%, высокий – 20%, средний – 33%, ниже среднего – 10%, низкий уровень составил 30%.
По результатам можно сказать, что большинство студентов-заочников коммуникативные, общительные и организованные личности.
Так как исследование проводилось на психолого-педагогическом факультете, то мы ожидали, что у студентов заочного отделения данный компонент будет сформирован на достаточном уровне (среднем и выше). Гипотеза не подтвердилась. Возможно, такой результат связан с тем, что у студентов заочников есть дети, поэтому у них нет возможности постоянно общаться с друзьями. Еще как вариант, можно предполагать, что в университете действует такая система, как бально-рейтинговая, вследствие чего студенту можно не вступать в коммуникацию с преподавателем и однокурсниками.