Статья:

Особенности коммуникативно-организаторских способностей студентов заочного отделения психолого-педагогического факультета ВУЗа

Конференция: XLII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Психология

Выходные данные
Цыдыпова Д.А. Особенности коммуникативно-организаторских способностей студентов заочного отделения психолого-педагогического факультета ВУЗа // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(41). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/2(41).pdf (дата обращения: 05.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности коммуникативно-организаторских способностей студентов заочного отделения психолого-педагогического факультета ВУЗа

Цыдыпова Димида Аюровна
студент, Забайкальский государственный университет, РФ, г. Чита
Симатова Оксана Борисовна
научный руководитель, канд. психол. наук, доц., Забайкальский государственный университет, РФ, г. Чита

 

В современное время успешность профессиональной деятельности психологов напрямую зависит от уровня развития коммуникативно-организаторских способностей. В статье рассматривается исследование студентов заочного отделения психолого-педагогического факультета ВУЗа.

Изменения, происходящие в российском обществе на современном этапе существенно изменили требования, предъявляемые к работникам всех сфер общественной деятельности [2, c.105].

Высокий уровень развития коммуникативно-организаторских способностей работника обеспечивает реальный психологический контакт с коллегами, руководством и подчиненными, преодоление разнообразных психологических барьеров, которые возникают в процессе их взаимодействия, плодотворность их межличностных взаимоотношений, посредством которых сочетаются деловой и личностный уровни общения [4, c.218]. Успешность профессиональной деятельности психологов напрямую зависит от уровня развития коммуникативно-организаторских способностей. Проблемы понимания коммуникативных и организаторских способностей в современной психологической теории общих и специальных способностей являются одними из наиболее актуальных. Как никогда остро сегодня, в век информации и технологий, стоит проблема повышения эффективности общения и коммуникаций, и прикладные научные разработки в области вопросов формирования, развития коммуникативной компетентности и организаторских способностей значимы и востребованы. Таким образом, исследование по заявленной проблеме является высоко актуальным и социально значимым.

Целью данной работы является изучить коммуникативные и организаторские способности у студентов заочной формы обучения психолого-педагогического факультета ВУЗа.

Исследовательская гипотеза. Известно, что коммуникативно-организаторские способности – ­важный компонент структуры психолого-педагогической деятельности, активное развитие которого происходит в ходе учебно-профессиональной деятельности студентов соответствующих направлений подготовки. В связи с этим можно предположить, что у студентов заочной формы обучения психолого-педагогического факультета ВУЗа данный компонент будет сформирован на достаточном уровне (среднем и выше).

Теоретико-методологической основой данного исследования являются теоретические и методологические принципы отечественной психологии: принцип единства сознания и действительности, состоящий в том, что категория сознания приобретает определенный научный смысл, только в соотнесении с категорией деятельности и неотделима от нее (Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л.); принцип детерминизма, сущность которого состоит в раскрытии закономерной и необходимой зависимости психических явлений от вызывающих их факторов (Рубинштейн С.Л.); принцип системности, который состоит в трактовке психических явлений как внутренне завязанных компонентов целостной психологической организации (Ломов Б.Ф.). При проведении исследования, мы ориентировались на такие положения современной психологии и педагогики как необходимость обеспечения единства сознания и деятельности в профессиональной подготовке, существенная роль общения и коммуникативных способностей в жизни человека, методы общения в профессиональной деятельности. (Андреева Г.М., Бодалев А.А., Ерастов Н.П., Зимняя И.А., Леонтьев А.Н., Лисина М.И., Петровский А.В., Рубинштейн С.Л., Теплов Б.М.).

В работе были использованы следующие методы: применялся метод теоретического анализа литературы, а также осуществлялся подбор методов и методик. На этапе основного исследования использовался метод психодиагностического тестирования, в рамках которого применялась методика КОС (Федорошин Б. А.).

Коммуникативные способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности [1, c.53].

Организаторские способности – это умение планировать собственную деятельность и при наличии возможности уметь правильно поставить задачу группе, проконтролировать ее выполнение, распределить обязанности и, самое главное, вовремя суметь сориентироваться в сложной экстремальной ситуации. [1, c.54].

В нашем исследовании коммуникативно-организаторских способностей принимали участие 30 студентов заочного отделения психолого-педагогического факультета ВУЗа в возрасте от 20 до 38 лет. Исследование проводилось на базе Забайкальского государственного университета г. Читы.

По результатам исследования коммуникативно-организаторских способностей студентов заочного отделения выявлено, что коммуникативные способности составили: очень высокий уровень – 20%, высокий – 10%, средний – 40%, ниже среднего – 17%, низкий уровень составил 13%. Организаторские способности: очень высокий уровень – 7%, высокий – 20%, средний – 33%, ниже среднего – 10%, низкий уровень составил 30%.

По результатам можно сказать, что большинство студентов-заочников коммуникативные, общительные и организованные личности.

Так как исследование проводилось на психолого-педагогическом факультете, то мы ожидали, что у студентов заочного отделения данный компонент будет сформирован на достаточном уровне (среднем и выше). Гипотеза не подтвердилась. Возможно, такой результат связан с тем, что у студентов заочников есть дети, поэтому у них нет возможности постоянно общаться с друзьями. Еще как вариант, можно предполагать, что в университете действует такая система, как бально-рейтинговая, вследствие чего студенту можно не вступать в коммуникацию с преподавателем и однокурсниками.

 

Список литературы:
1. Болотова А.К., Жуков Ю.М. Психология коммуникаций. «Издательский дом Высшей школы экономики», 2015 г. – 496 с.
2. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб.: Питер, 2009 г. – 576 с.
3. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие, – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ – М», 2005 г. – 672 с.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство «Питер», 2000 г. – 712 с.