Статья:

Психофизиологические особенности обучающихся с ОВЗ и их учет при организации профессионального обучения

Конференция: CIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Молчанова Т.П. Психофизиологические особенности обучающихся с ОВЗ и их учет при организации профессионального обучения // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 35(104). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/35(104).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Психофизиологические особенности обучающихся с ОВЗ и их учет при организации профессионального обучения

Молчанова Татьяна Павловна
магистрант, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого, РФ, г. Тула
Степанова Наталья Анатольевна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула

 

Терминология, которой обозначают лиц с особыми правами в сфере образования весьма разнообразна. Их называют: лица с нарушениями психического и физического развития; инвалиды; лица с ОВЗ; лица со специальными образовательными возможностями, а также потребностями.

Проблемы правового статуса лиц с ОВЗ в области инклюзивного образования в науке на данный момент не были предметом разностороннего изучения. Такие вопросы в первую очередь относят к сфере права социального обеспечения. Правовой механизм обеспечения доступности образования для данной категории детей не обусловлен в полной мере, и даже те правовые нормы, которые имеются, нуждаются в усовершенствовании [5, с.184].

Лица с ОВЗ — это общий термин, определяющий людей, для которых характерно наличие разных ограничений в психическом, физическом здоровье, развитии, для которых должно быть создание специальных условий обучения. Это люди с нарушением слуха, речи, зрения, ОДА, интеллекта, ЗПР.

По отношению к детям с ОВЗ чаще всего используют термин «дети с особыми образовательными потребностями», так как ограничение возможностей участия человека с проблемами в психофизическом развитии в образовательном процессе вызывает у него персональную необходимость в специализированной помощи, позволяющей преодолевать все возможные ограничения [4, с.119].

Содержание специального образования, его обучающего и воспитательного  компонентов в свою очередь зависит не только от особенностей отклонений в развитии, но также от возрастного периода, в котором находится человек с ОВЗ [1]. Педагогические и психологические особенности обучающихся с ОВЗ предусматривают создание специальных условий обучения, которые вносят изменения в содержании предметов общих, профессиональных и коррекционно-развивающих блоков, а также их корректировку, позволяющую обучающимся с ОВЗ благополучно их осваивать, находить перспективные способы самореализации в жизни и выбранной ими профессии.  Педагогическому коллективу важно систематически реализовывать поиск новых и специальных методов, приемов педагогической работы, повышать свою квалификации и осуществлять профессиональную переподготовку. Помимо штатных преподавателей для работы с обучающимися с ОВЗ, нужно сформировать коллектив специалистов-профессионалов. Все данные нюансы позволят повысить качество обучения, а также реализовать эффективную высококлассную профессиональную и социальную адаптацию обучающихся с ОВЗ в учреждении СПО.

Адаптация к профессиональному обучению лицам с ОВЗ — это, прежде всего приспособление к новым условиям и задачам учебного заведения на уровне психических процессов и свойств.

Содержание воспитания лиц с ОВЗ включает в себя решение различных задач, которые тесно связанны с формированием системы социальных и профессионально важных качеств, взглядов и убеждений в разнообразных видах деятельности. Весьма важно выработать у обучающихся способность справляться с трудностями, стимулировать их компенсаторные возможности, воспитать авторитетность и ориентировать их на положительные качества, а также совершенствовать способность к критической оценке своих действий и поступков.

Рассмотрев профессиональное обучение и воспитание обучающихся с когнитивным дефектом, можно сделать вывод что существенно важно учитывать конкретный характер, который оказывается на первом месте. Высокая чувствительность к сенсорным стимулам зачастую приводит к нередкой перегрузке внешними импульсами. Низкая фрустрационная толерантность принуждает остерегаться я всего нового, затруднена выразительность эмоций. Для обучающихся данной категории имеет место быть пассивность, ведомость и отсутствие инициативы.

Обучение и воспитание таких детей требует очень деликатного, тактичного и толерантного отношения окружающих к психическим недостаткам, исключающего фиксацию внимания на дефекте, выделяющую неполноценность подростка.

При умственной отсталости присутствует сложность во взаимодействие с социальной средой, очень низкая способность адекватного реагирования на изменения вокруг, обнаруживаются трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, все это может привести к отклонениям в поведении и вызвать неадекватную реакцию у обучающихся.

Учитывая все это, социальная адаптация приобретает первостепенное значение в процессе профессиональной подготовки такого контингента обучающихся. В задачи обучения и воспитания входит обеспечение их адекватной взаимосвязи с обществом, коллективом, сознательное выполнение социальных и правовых норм и правил. Социальная адаптация направлена на создание условий для социальной интеграции, проведения самостоятельной социальной, трудовой и семейной деятельности через социальную ориентацию и адаптацию.

Социальная компетенция формируется в результате участия в различных видах деятельности и межличностного общения.

Особенностью процесса социально-профессиональной адаптации данной группы обучающихся в учреждении СПО является то, что данный процесс достаточно тесно связан с  процессами коррекции, компенсации и реабилитации.

Л.С. Выготский говорил о законе превращения минуса дефекта в плюс компенсации. «Положительное своеобразие дефективного ребенка создается в первую очередь не тем, что у него выпадают те или иные функции, наблюдаемые у нормального, но тем, что выпадение функций вызывает к жизни новые образования, представляющие в своем единстве реакцию личности на дефект, компенсацию в процессе развития» [3, с. 654].

Наиболее оптимальное развитие функций сохраненных органов, замещающих пораженный орган, Лев Семенович объясняет не их особым врожденным строением, а активным функционированием, обусловленным жизненной необходимостью. Поэтому социальное воспитание учащихся с ограниченными возможностями здоровья, основанное на методах социальной компенсации их природных недостатков, является научно обоснованным и правильным путем.

Среди факторов, влияющих на адаптацию, большое место занимает состояние психической готовности к предстоящей деятельности. Это - целостное проявление нравственной, эмоциональной, волевой, профессиональной, физиологической сторон подростка. Формированием психологической готовности считается образование системы таких мотивов, отношений, установок, накопление ЗУН, которые, актуализируясь, обеспечивают подростку возможность благополучно адаптироваться к условиям деятельности и выполнять свои профессиональные задачи .

А.Т. Ростунов считает, что формирование состояния психологической готовности проходит как процесс оптимизации, то есть приведение его в соответствие с требованиями условий деятельности [6, с. 176]. Оптимизация требует высочайшего уровня самостоятельности и творчества, а также активности человека, направленных на организацию его сознания и действий в каждой конкретной ситуации.

Регулярная работа над формированием состояния психологической готовности, происходит в процессе обучения, и приводит к тому, что в деятельности обучающихся становится преобладающим и долговременным. Проблема психологической готовности к деятельности является важнейшей в изучении адаптации обучающихся с ОВЗ к условиям профессионального обучения и деятельности. Можно говорить о том, что чем быстрее обучающиеся с ОВЗ адаптируются к условиям обучения, чем быстрее у них сформируется студенческий коллектив, тем эффективнее будет протекать процесс формирования профессионально важных качеств.

Адаптационный процесс, скорее всего, будет происходить у тех студентов, чьи личностные характеристики в большей степени соответствуют требованиям профессиональной подготовки. Время профессиональной адаптации будущих специалистов и их профессиональной деятельности будет являться одним из критериев эффективности и качества работы персонала учреждения профессионального образования [2, с. 244].

Полноценная адаптация должна быть достигнута на всех этапах становления будущего специалиста - на занятиях по специальным предметам, в период прохождения практики. Очень важно, чтобы первые занятия в средней школе давали учащимся позитивный настрой на весь период обучения.

 

Список литературы:
1. Азбукина, Е. Ю. Основы специальной педагогики и психологии: учебник / Е. Ю. Азбукина, Е. Н. Михайлова. - Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета,2008.–396 с.
2. Алехина С. В. и др. Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: Материалы международной научно-практической конференции/Москва,психол.-пед.ун-т;Редкол.:–М.:МГППУ,2011-244с.
3. Выготский Л.С. Основы дефектологии. -- СПб.: Лань, 2013. - 654 с. 
4. Иванов, Е. С. Нарушение поведения учеников вспомогательной школы/ Е.С. Иванов, Л.М. Шипицина. — Уэльс, Великобриания.: Колег1. - Элидир, - 2011.- 119 с.
5. Ковалевский, А. Обеспечение доступа к образованию для детей с ограниченными возможностями здоровья в России / А. Ковалевский - М.: Педагогика, 2009. – 184 с.
6. Ростунов А. Г. Формирование профессиональной пригодности. - Минск. 2009. - 176 с.