Психофизиологические особенности обучающихся с ОВЗ и их учет при организации профессионального обучения
Конференция: CIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Психология
CIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Психофизиологические особенности обучающихся с ОВЗ и их учет при организации профессионального обучения
Терминология, которой обозначают лиц с особыми правами в сфере образования весьма разнообразна. Их называют: лица с нарушениями психического и физического развития; инвалиды; лица с ОВЗ; лица со специальными образовательными возможностями, а также потребностями.
Проблемы правового статуса лиц с ОВЗ в области инклюзивного образования в науке на данный момент не были предметом разностороннего изучения. Такие вопросы в первую очередь относят к сфере права социального обеспечения. Правовой механизм обеспечения доступности образования для данной категории детей не обусловлен в полной мере, и даже те правовые нормы, которые имеются, нуждаются в усовершенствовании [5, с.184].
Лица с ОВЗ — это общий термин, определяющий людей, для которых характерно наличие разных ограничений в психическом, физическом здоровье, развитии, для которых должно быть создание специальных условий обучения. Это люди с нарушением слуха, речи, зрения, ОДА, интеллекта, ЗПР.
По отношению к детям с ОВЗ чаще всего используют термин «дети с особыми образовательными потребностями», так как ограничение возможностей участия человека с проблемами в психофизическом развитии в образовательном процессе вызывает у него персональную необходимость в специализированной помощи, позволяющей преодолевать все возможные ограничения [4, с.119].
Содержание специального образования, его обучающего и воспитательного компонентов в свою очередь зависит не только от особенностей отклонений в развитии, но также от возрастного периода, в котором находится человек с ОВЗ [1]. Педагогические и психологические особенности обучающихся с ОВЗ предусматривают создание специальных условий обучения, которые вносят изменения в содержании предметов общих, профессиональных и коррекционно-развивающих блоков, а также их корректировку, позволяющую обучающимся с ОВЗ благополучно их осваивать, находить перспективные способы самореализации в жизни и выбранной ими профессии. Педагогическому коллективу важно систематически реализовывать поиск новых и специальных методов, приемов педагогической работы, повышать свою квалификации и осуществлять профессиональную переподготовку. Помимо штатных преподавателей для работы с обучающимися с ОВЗ, нужно сформировать коллектив специалистов-профессионалов. Все данные нюансы позволят повысить качество обучения, а также реализовать эффективную высококлассную профессиональную и социальную адаптацию обучающихся с ОВЗ в учреждении СПО.
Адаптация к профессиональному обучению лицам с ОВЗ — это, прежде всего приспособление к новым условиям и задачам учебного заведения на уровне психических процессов и свойств.
Содержание воспитания лиц с ОВЗ включает в себя решение различных задач, которые тесно связанны с формированием системы социальных и профессионально важных качеств, взглядов и убеждений в разнообразных видах деятельности. Весьма важно выработать у обучающихся способность справляться с трудностями, стимулировать их компенсаторные возможности, воспитать авторитетность и ориентировать их на положительные качества, а также совершенствовать способность к критической оценке своих действий и поступков.
Рассмотрев профессиональное обучение и воспитание обучающихся с когнитивным дефектом, можно сделать вывод что существенно важно учитывать конкретный характер, который оказывается на первом месте. Высокая чувствительность к сенсорным стимулам зачастую приводит к нередкой перегрузке внешними импульсами. Низкая фрустрационная толерантность принуждает остерегаться я всего нового, затруднена выразительность эмоций. Для обучающихся данной категории имеет место быть пассивность, ведомость и отсутствие инициативы.
Обучение и воспитание таких детей требует очень деликатного, тактичного и толерантного отношения окружающих к психическим недостаткам, исключающего фиксацию внимания на дефекте, выделяющую неполноценность подростка.
При умственной отсталости присутствует сложность во взаимодействие с социальной средой, очень низкая способность адекватного реагирования на изменения вокруг, обнаруживаются трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, все это может привести к отклонениям в поведении и вызвать неадекватную реакцию у обучающихся.
Учитывая все это, социальная адаптация приобретает первостепенное значение в процессе профессиональной подготовки такого контингента обучающихся. В задачи обучения и воспитания входит обеспечение их адекватной взаимосвязи с обществом, коллективом, сознательное выполнение социальных и правовых норм и правил. Социальная адаптация направлена на создание условий для социальной интеграции, проведения самостоятельной социальной, трудовой и семейной деятельности через социальную ориентацию и адаптацию.
Социальная компетенция формируется в результате участия в различных видах деятельности и межличностного общения.
Особенностью процесса социально-профессиональной адаптации данной группы обучающихся в учреждении СПО является то, что данный процесс достаточно тесно связан с процессами коррекции, компенсации и реабилитации.
Л.С. Выготский говорил о законе превращения минуса дефекта в плюс компенсации. «Положительное своеобразие дефективного ребенка создается в первую очередь не тем, что у него выпадают те или иные функции, наблюдаемые у нормального, но тем, что выпадение функций вызывает к жизни новые образования, представляющие в своем единстве реакцию личности на дефект, компенсацию в процессе развития» [3, с. 654].
Наиболее оптимальное развитие функций сохраненных органов, замещающих пораженный орган, Лев Семенович объясняет не их особым врожденным строением, а активным функционированием, обусловленным жизненной необходимостью. Поэтому социальное воспитание учащихся с ограниченными возможностями здоровья, основанное на методах социальной компенсации их природных недостатков, является научно обоснованным и правильным путем.
Среди факторов, влияющих на адаптацию, большое место занимает состояние психической готовности к предстоящей деятельности. Это - целостное проявление нравственной, эмоциональной, волевой, профессиональной, физиологической сторон подростка. Формированием психологической готовности считается образование системы таких мотивов, отношений, установок, накопление ЗУН, которые, актуализируясь, обеспечивают подростку возможность благополучно адаптироваться к условиям деятельности и выполнять свои профессиональные задачи .
А.Т. Ростунов считает, что формирование состояния психологической готовности проходит как процесс оптимизации, то есть приведение его в соответствие с требованиями условий деятельности [6, с. 176]. Оптимизация требует высочайшего уровня самостоятельности и творчества, а также активности человека, направленных на организацию его сознания и действий в каждой конкретной ситуации.
Регулярная работа над формированием состояния психологической готовности, происходит в процессе обучения, и приводит к тому, что в деятельности обучающихся становится преобладающим и долговременным. Проблема психологической готовности к деятельности является важнейшей в изучении адаптации обучающихся с ОВЗ к условиям профессионального обучения и деятельности. Можно говорить о том, что чем быстрее обучающиеся с ОВЗ адаптируются к условиям обучения, чем быстрее у них сформируется студенческий коллектив, тем эффективнее будет протекать процесс формирования профессионально важных качеств.
Адаптационный процесс, скорее всего, будет происходить у тех студентов, чьи личностные характеристики в большей степени соответствуют требованиям профессиональной подготовки. Время профессиональной адаптации будущих специалистов и их профессиональной деятельности будет являться одним из критериев эффективности и качества работы персонала учреждения профессионального образования [2, с. 244].
Полноценная адаптация должна быть достигнута на всех этапах становления будущего специалиста - на занятиях по специальным предметам, в период прохождения практики. Очень важно, чтобы первые занятия в средней школе давали учащимся позитивный настрой на весь период обучения.