Статья:

ТВОРЧЕСТВО И САМОВЫРАЖЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ: КАК РАСКРЫТЬ ИХ ПОТЕНЦИАЛ

Конференция: CCC Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Процай Т.С. ТВОРЧЕСТВО И САМОВЫРАЖЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ: КАК РАСКРЫТЬ ИХ ПОТЕНЦИАЛ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCC междунар. студ. науч.-практ. конф. № 21(300). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/21(300).pdf (дата обращения: 29.06.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ТВОРЧЕСТВО И САМОВЫРАЖЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ: КАК РАСКРЫТЬ ИХ ПОТЕНЦИАЛ

Процай Татьяна Сергеевна
студент кафедры социальной педагогики и социальной работы, Омского государственного педагогического университета, РФ, г. Омск
Аксютина Зульфия Абдулловна
научный руководитель, Омский государственный педагогический университет, РФ, г. Омск

 

CREATIVITY AND SELF-EXPRESSION OF CHILDREN WITH DISABILITIES: HOW TO UNLOCK THEIR POTENTIAL

 

Tatiana Protsai

Student of the Department of Social Pedagogy and Social Work, Omsk State Pedagogical University, Russia, Omsk

Zulfiya Aksyutina

Scientific supervisor, Omsk State Pedagogical University, Russia, Omsk

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития творческого потенциала у детей с ОВЗ в контексте современных образовательных требований. Проведен теоретический анализ литературы по развитию творческих способностей у детей с различными видами ОВЗ. Представлены методы стимулирования творческого самовыражения, включая арт-терапию и информационные технологии. Предлагается модель комплексного подхода к развитию творческого потенциала, включающая диагностику, планирование и создание поддерживающей среды. Подчеркивается важность сотрудничества специалистов и родителей для эффективной реализации творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ.

Abstract. The article considers the problem of developing creative potential in children with disabilities in the context of modern educational requirements. A theoretical analysis of the literature on the development of creative abilities in children with various types of disabilities is conducted. Methods for stimulating creative self-expression, including art therapy and information technology, are presented. A model of an integrated approach to the development of creative potential is proposed, including diagnostics, planning and creation of a supportive environment. The importance of cooperation between specialists and parents for the effective implementation of the creative potential of each child with disabilities is emphasized.

 

Ключевые слова: инклюзивное образование; арт-терапия; развитие; потенциал; психолого-педагогическая поддержка; социализация; образовательная среда.

Keywords: inclusive education; art therapy; development; potential; psychological and pedagogical support; socialization; educational environment.

 

Введение

Актуальность проблемы развития творческого потенциала и самовыражения у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в контексте современного инклюзивного образования обусловлена рядом факторов. Во-первых, признанием права каждого ребенка на полноценное участие в жизни общества, независимо от его физических или интеллектуальных особенностей. Во-вторых, пониманием того, что творческая деятельность является важным средством развития личности, компенсации нарушенных функций и социальной адаптации детей с ОВЗ. В-третьих, необходимостью создания условий для реализации творческих потребностей детей с ОВЗ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) [1, с. 2]. Для детей с ОВЗ, часто испытывающих трудности в общении, взаимодействии с окружающим миром, творчество может стать мощным инструментом преодоления барьеров, выражения своих чувств и мыслей, раскрытия своего уникального потенциала.

Целью данной статьи является теоретическое обоснование подходов и методов развития творческого потенциала и самовыражения у детей с ОВЗ в контексте современных образовательных требований. В рамках достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу, посвященную особенностям развития творческих способностей у детей с различными видами ОВЗ.
  2. Выявить специфику восприятия, мышления и эмоциональной сферы детей с ОВЗ и ее влияние на их творческую активность.
  3. Определить эффективные методы и подходы к стимулированию творческого самовыражения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
  4. Предложить модель комплексного подхода к развитию творческого потенциала детей с ОВЗ, учитывающую их индивидуальные потребности и возможности.

Методы

В рамках данного теоретического исследования были использованы следующие методы:

  • Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития творческого потенциала и самовыражения детей с ОВЗ.
  • Систематизация и обобщение теоретических положений и эмпирических данных.
  • Моделирование комплексного подхода к развитию творческого потенциала детей с ОВЗ.

В качестве источников информации использовались научные статьи, монографии, учебные пособия, материалы конференций и семинаров, а также нормативно-правовые документы, регламентирующие образование детей с ОВЗ.

Результаты исследования

Анализ литературы показал, что развитие творческого потенциала у детей с ОВЗ имеет свою специфику, обусловленную характером и степенью выраженности нарушений. Дети с нарушениями интеллекта часто испытывают трудности в планировании и организации своей деятельности, нуждаются в четких инструкциях и наглядных образцах. Дети с нарушениями речи могут испытывать затруднения в выражении своих мыслей и чувств, что может приводить к снижению мотивации к творческой деятельности. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в создании специальных условий, обеспечивающих им возможность активного участия в творческом процессе [3, с. 4].

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) зачастую сталкиваются с дополнительными препятствиями на пути к полноценному развитию, однако, исследования убедительно доказывают, что при создании благоприятной среды и применении специализированных подходов возможно эффективное раскрытие их творческого потенциала. Ключ к успеху лежит в индивидуальном подходе, учитывающем особенности каждого ребенка, и использовании методов, которые стимулируют самовыражение, развитие эмоциональной сферы, воображения и коммуникативных навыков [2, с. 5].

Нами был реализован опрос студентов на предмет раскрытия потенциала детей с ОВЗ. в опросе приняли участие 20 студентов. Результаты опроса представлены на рис. 1, рис.2, рис.3. В качестве наиболее эффективных методов творческого развития детей с ОВЗ, по мнению студентов, представлены арт-терапия и музыкотерапия (рис. 1).

 

Рисунок 1. Какие методы творческого развития наиболее эффективны для детей с ОВЗ?

 

Согласно проведенному опросу, студенты считают, что основными трудностями, с которыми сталкиваются дети с ОВЗ, являются ограниченные физические возможности и недостаток мотивации (рис. 2).

 

Рисунок 2. Какие основные трудности встречаются у детей с ОВЗ в творческой деятельности?

 

Большинство респондентов считают, что планирование творческой деятельности для детей с ОВЗ является очень важным и имеет большое значение при планировании индивидуального развития детей (рис.3).

 

Рисунок 3. Насколько важно индивидуальное планирование творческой деятельности для детей с ОВЗ?

 

Четыре основных направления, доказавшие свою эффективность в развитии творческих способностей у детей с ОВЗ, заслуживают особого внимания:

1. Арт-терапия: язык самовыражения через искусство (рисование, лепка, аппликация и конструирование). Через создание художественных образов ребенок получает возможность проявить себя, ощутить контроль над ситуацией и обрести уверенность в собственных силах.

2. Игровая терапия: обучение и развитие через игру. Различные игры – ролевые, дидактические, подвижные – помогают ребенку выразить свои эмоции, преодолеть страхи и неуверенность, а также раскрыть свой творческий потенциал.

3. Музыкотерапия: гармония звуков для развития и самовыражения. Музыкотерапия использует целительную силу музыки для стимуляции слухового восприятия, развития чувства ритма, координации движений и эмоционального самовыражения.

4. Сказкотерапия: мудрость сказок для развития воображения и нравственных качеств. Через сказочные образы и сюжеты ребенок учится распознавать и понимать эмоции, решать проблемы, делать выбор и развивать эмпатию [4, с. 2].

В условиях инклюзивного образования особое значение приобретает создание поддерживающей среды, обеспечивающей детям с ОВЗ возможность полноценного участия в творческой деятельности наравне со сверстниками без ограничений здоровья. Важным фактором является также индивидуализация образовательного процесса, учет индивидуальных потребностей и возможностей каждого ребенка.

Обсуждение

Теоретический анализ показал, что развитие творческого потенциала и самовыражения играет ключевую роль в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), существенно способствуя их социальной адаптации и самореализации.

В условиях инклюзивного образования необходимо создание поддерживающей среды и индивидуализация образовательного процесса, учитывающие индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка с ОВЗ.

Предлагается модель комплексного подхода к развитию творческого потенциала детей с ОВЗ, состоящая из нескольких взаимосвязанных компонентов

1. Диагностика творческих способностей направлена на выявление сильных сторон, предпочтений и трудностей ребенка с учетом его особенностей. Используются наблюдения, беседы с ребенком и родителями, а также анализ творческих работ и специализированные тесты (например, тест Торренса).

2. Индивидуальное планирование образовательного процесса (ИПР/ИОМ) основывается на результатах диагностики и предполагает постановку SMART-цели и задач, применения игровых методов, арт-терапии, проектной деятельности и иных подходов с учетом особенностей восприятия ребенка. Оценка прогресса формируется на основе новых навыков и качества работ.

3. Создание поддерживающей среды важно для развития творческих способностей, включая доступность материалов и психологическую безопасность. Адаптация инструментов для детей с ОВЗ (большие кисти, тактильные материалы).

4. Творческие мероприятия, занятия, конкурсы и мастер-классы, которые создают возможности для самовыражения и социализации, с учетом особенностей детей и предоставлением необходимой поддержки.

5. Сотрудничество с родителями и специалистами (психологи, логопеды и другие) обеспечивает комплексный подход к развитию ребенка. Осуществляется посредством консультаций, тренингов и совместных мероприятий.

Предлагаемая модель является целостной и системной, охватывающей все ключевые аспекты развития творческого потенциала детей с ОВЗ. Она может быть использована в качестве основы для разработки и реализации конкретных программ и проектов в условиях инклюзивного образования. Важно помнить, что каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода.

 

Список литературы:
1. Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201502030038 (дата обращения: 20.03.2025).
2. Аверина Н. Л. Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов средствами изобразительного искусства / Н. Л. Аверина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 4 (4). — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/13/295/ (дата обращения: 20.03.2025).
3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2020. - 125 с.
4. Корякина Г.М., Данкова А.В. Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ средствами арт-педагогики // Гуманитарные исследования Центральной России. 2020. №3 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-u-detey-s-ovz-sredstvami-art-pedagogiki (дата обращения: 20.03.2025).
5. Сухонина Н.С. Система работы педагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья средствами арт-терапии // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №63-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-raboty-pedagoga-s-detmi-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-sredstvami-art-terapii (дата обращения: 20.03.2025).
6. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л.М. Шипицына. - СПб.: Речь, 2005. - 477 с.