Статья:

Способы развития учебной мотивации подростков в рамках образовательного процесса

Конференция: XLI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Горожанкина Е.А. Способы развития учебной мотивации подростков в рамках образовательного процесса // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(41). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/6(41).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Способы развития учебной мотивации подростков в рамках образовательного процесса

Горожанкина Елизавета Алексеевна
магистрант, Новосибирский государственный педагогический университет, РФ, г. Новосибирск

 

Аннотация. В научной статье рассматривается значимость формирования и развития учебной мотивации подростков, как гаранта становления познавательной активности учащихся. Рассмотрены основные формы, методы и приемы развития учебной мотивации подростков в рамках образовательного процесса.

Abstract. The scientific article considers the importance of the formation and development of educational motivation of adolescents as a guarantor of the formation of cognitive activity of students. The main forms, methods and techniques of developing educational motivation of adolescents in the framework of regular and considered.

 

Ключевые слова: учебная мотивация, мотивация,  мотивация подростков.

Keywords: educational motivation, motivation, motivation of adolescents.

 

Формирование учебной мотивации обучающихся по праву можно назвать одной из важнейших проблем современной школы. Актуальность данной темы обусловлена изменением в содержании принципов обучения. Наиболее острая проблема современного образования, связана с отсутствием у подростков мотивов к получению знаний, что является причиной снижения базовых показателей образованности и воспитанности будущих выпускников.

Каждый школьник в понятии «учебная деятельность» вносит свой особенный, индивидуальный смысл. [3] Понимание смысла учения и характера учебной мотивации в каждом конкретном случае позволит создать наиболее благоприятные условия в образовательных организациях для усвоения учебного материала.

Л.И. Божович определяет мотив как особый род побудителей человеческого поведения. Все то, в чем нашла свое воплощение потребность, может выступать в виде мотива. Устойчивость возникшей мотивационной системы увеличивается с возрастом и увеличивает роль доминирующих мотивов в поведении и развитии ученика. [1]

Мотивация учебной деятельности важна для развития подростков, так как именно в этот период происходит осознание самого себя, своих способностей, возможностей, особенностей и интересов.

От уровня учебной мотивации напрямую зависит уровень знаний, воспитанности, а так же успешность будущих выпускников. Современными исследованиями доказано, что результаты деятельности человека зависят от врожденного интеллекта на 20%, в свою очередь зависимость от уровня мотивации составляет 80%.

Таким образом применение на различных этапах образовательного процесса, а так же в рамках внеурочной деятельности разнообразных форм, методов и приемов повышения уровня учебной мотивации, укрепляет желание подростков к получению новых знаний, самообразованию и самосовершенствованию.

Во время образовательного процесса подросток должен быть настроен на процесс познания, а так же иметь личную заинтересованность в усвоении материала. Положительный результат не сможет быть достигнут без развитой мотивации учебной деятельности.

В. Л. Грабал в своем исследовании утверждает, что форматы общения между педагогом и обучающимся оказывает сильное влияние на формирование учебной мотивации.

Автор выделяет 2 типа преподавателей: первый тип, учителя пользующиеся групповой нормой, оценивая деятельность за короткий временной промежуток.

В следствии чего у неуспевающих подростков формируется потребность избегания неуспеха, а у более сильные- потребность не формируется совсем.

Второй тип, педагогом используются индивидуальные формы оценки учащихся, что снижает уровень тревожности учащихся. [1]

В отличие от младшего школьного возраста, в подростковом ученик способен не только подчинять свое поведение цели заданной учителем, но так же способен на постановку собственных целей.

Соответственно для того, что- бы к концу подросткового возраста сложилось умение формулировать перспективные цели, связанные с будущим- необходимо поддерживать и развивать интерес.

Главной составляющей развития интереса к обучению, является воспитание социальных мотивов деятельности, осознание важности изучаемых предметов. Важным условием формирования мотивов деятельности, является возможность проявить самостоятельность. [6]

Основные средства формирования устойчивого мотива деятельности:

  1. Беседа. В начале занятия педагог определяет ряд вопросов, для рассмотрения во время урока. При этом необходимым условием является привлечение опыта обучающихся, приведение примеров, а так же определение практической значимости изучаемой темы.
  2. Проблемная ситуация. Педагогом предлагается ситуация, которая является неизвестной для подростков, требующая практического решения.
  3. Практическая деятельность. Для более детального изучения темы занятия, необходимо предложить ученикам изготовление наглядных пособий. Пособиями могут служить модели, приборы, рисунки, карты или медиа файлы, которые в последующем надо будет продемонстрировать. Использование пособий позволит более подробно изучить интересы детей и сформировать детальный подход педагога к каждому.

Таким образом, для формирования мотивационной сферы подростков необходимо развитие социальных мотивов.

Обучающийся должен понимать практическую значимость получаемых знаний, какие социальные потребности они смогут удовлетворить, а так же найти смысл изучения различный дисциплин.

Так же, важным звеном является учебная мотивация и интерес к обучению. Для этого, образовательный процесс необходимо выстроить так, что бы подросток не просто получал новое знание, но и имел возможность самостоятельного поиска этого знания, а так же его практического применения.

 

Список литературы:
1. Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1992. 
2. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Academia, 2018. - 256 c.
3. Патрина К.М. Мотивы учения старшеклассников // Вопросы психологии. 1997. №7.
4. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. - 576 c.
5. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задачи для подростков и их педагогов. – М., 1994.
6. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.,1998. С.115.