Статья:

Теоретический аспект профессионального выгорания педагогов

Конференция: XXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Буланкина А.А. Теоретический аспект профессионального выгорания педагогов // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(29). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/6(29).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Теоретический аспект профессионального выгорания педагогов

Буланкина Алиса Алексеевна
магистрант Дальневосточного федерального университета, РФ, г. Владивосток
Сапожникова Елена Евгеньевна
научный руководитель, Дальневосточный федеральный университет, РФ, г. Владивосток

 

Ключевые слова: профессиональное выгорание; педагог; факторы профессионального выгорания.

 

Педагогическая деятельность как вид профессиональной деятельности в содержательном аспекте связана с обучением, воспитанием, развитием человека. Требования к профессии педагог стандартизированы. Так, трудовые взаимоотношения педагога системы общего образования и работодателя строятся в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)».

Профессиональная педагогическая деятельность требует специального образования, то есть овладения системой специальных знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения функций, связанных с этой профессией. Но профессиональный стандарт в части «Особые условия допуска к работе» предписывает и ряд требований к здоровью педагога, что к педагогической деятельности не допускаются лица, имеющие определенные заболевания, предусмотренные перечнем, установленным для педагогических работников [5, c. 489-495]. Профессиональное выгорание педагогов обусловлено высокой личностной включенностью в педагогический процесс, повышенным эмоциональным фоном.

Большие эмоциональные нагрузки приводят к тому, что педагог постоянно находится в состоянии эмоциональных стрессов, поэтому в профессиональной педагогической среде риск эмоциональных срывов достаточно высок. Деятельность педагогов тесно связана с напряженными ситуациями и эмоциональными факторами как объективными, так и субъективными, влияющими на психофизическое и эмоциональное здоровье педагогов.

Исследования по проблеме профессионального выгорания начались ещё в 70-х годах XX века. Это было связано с тем, что к руководству Американской службы психологической и социальной поддержки населения стали поступать жалобы на неэффективность работы сотрудников, их вспыльчивость и раздражительность. Изучение данного явления привело психологов и медиков к открытию «особой формы «стресса общения», которую американский психиатр Х. Дж. Фрейденберг предложил называть «burnout» («выгорание»). Обычно данное слово используется в разговорном английском языке для обозначения зависимости от наркотиков. В нашем случае оно подчёркивает зависимость «выгорающих» специалистов от работы [6, c. 23-32].

Синдром профе ссиона льного выгора ния относится к числу фе номе нов личностной де форма ции и являе тся не бла гоприятной ре а кцие й на  ра бочие  стре ссы, включа ющие  в се бя психологиче ские , психофизиологиче ские  и поведенческие  компоне нты [2, c. 88].

Сле дуе т помнить, что ге не зис синдрома  профе ссиона льного выгора ния носит индивидуа льный ха ра кте р, за висящий от ра зличий в эмоциона льно-мотива ционной сфе ре , от условий, в которых проте ка е т профе ссиона льна я де яте льность че лове ка .

Синдром профе ссиона льного выгора ния являе тся сле дствие м влияния на  че лове ка  це лого компле кса  фа кторов. Принято выде лять три группы факторов: личностные , ста тусно-роле вые , корпора тивные  (профе ссиона льно-орга низа ционные ). Ра ссмотрим боле е  подробно ка ждую из этих групп.

Счита е тся, что опре де лённые  че рты личности способствуют ра звитию выгора ния спе циа листа . К личностным фа ктора м риска  относят [1, c. 96-103]:

  • мотивы де яте льности и оце нка  е ё зна чимости (е сли ра бота  выглядит в собстве нных гла за х спе циа листа  не зна чимой, то ра звитие  выгора ния происходит быстре е );
  • склонность к интраверсии (это люди с низкой социа льной активностью и адаптированностью, социа льно не сме лые , их инте ре сы на пра вле ны на  внутре нний мир);
  • ре а ктивность (дина миче ска я ха ра кте ристика  темперамента, появляющаясяв силе  и скорости эмоциона льного ре а гирова ния);
  • низка я или чре зме рно высока я эмпатия;
  • жёсткость и а вторита рность по отноше нию к другим людям;
  • низкий урове нь са моува же ния и са мооце нки;
  • перфекционизм («синдром отличника »);
  • излишняя эмоциона льность в соче та нии с за висимостью от мнения окружа ющих.

Ста тусно-роле вые  фа кторы риска  выгора ния включа ют в се бя [3, c. 23] :

  • роле вой конфликт («или се мья, или ра бота »);
  • роле вую не опре де лённость;
  • не удовле творённость профе ссиона льным и личностным ростом;
  • психологиче скую не совме стимость сотрудника  с де яте льностью и колле га ми;
  • роле вые  пове де нче ские  сте ре отипы, огра ничива ющие  творческую а ктивность;
  • низкий социа льный ста тус;
  • отве рже нность в зна чимой группе ;
  • негативные полороле вые  уста новки, уще мляющие  пра ва  и свободу личности.

Орга низа ционный фа ктор са м по се бе  не  являе тся не посре дстве нной причиной выгора ния. Е го зна че ние  за висит от того, ка к са м сотрудник оценивает обста новку на  ра боте . Орга низа ционный порядок, психологиче ский клима т, стиль отноше ний могут воспринима ться ка к вызывающие стре сс.

К корпоративным (профе ссиона льно-орга низа ционным) фа ктора м относят:

  • орга низа цию пре дме тного простра нства  (жа ру, холод, отсутствие  удобного ра боче го ме ста , условий для отдыха  в пе ре рыва х)
  • многоча совую ра боту (не нормирова нный ра бочий де нь);
  • низкий социа льный ста тус профе ссии;
  • не спра ве дливость и не ра ве нство вза имоотноше ний в организации;
  • не га тивные  или «холодные » отноше ния с колле га ми, отсутствие  корпора тивной сплочённости, сла бую орга низа ционную культуру;
  • внутрифирме нные  конфликты;
  • де фицит а дминистра тивной, социа льной и профе ссиона льной подде ржки;
  • не эффе ктивный стиль руководства  (излишне  жёсткий «мужской» стиль руководства  не  обе спе чива е т людям не обходимой эмоциона льной поддержки, усилива е т чувство не за щищённости; оче нь мягкий «же нский» стиль руководства  – не ре дко не чёткий и не упра вляе мо-эмоциона льный – поднимает урове нь тре воги до не пе ре носимого, поскольку не опре де лённость в требованиях ста вит под угрозу ре а лиза цию перфекционизма, а  зна чит, це лостность личности);
  • отстра нённость от принятия ре ше ний, отсутствие  не обходимой обра тной связи от руководства  или других подра зде ле ний орга низа ции.

Сле дуе т отме тить, что ни один из фа кторов са м по се бе  не  може т вызвать выгора ния. Возникнове ние  да нного синдрома  – это ре зульта т де йствия совокупности все х факторов ка к на  профе ссиона льном, та к и на  личностном уровне .

Та ким обра зом, профе ссиона льному выгора нию особе нно подве рже ны пе да гоги, которым свойстве нно чре зме рное  стре мле ние  быть за ме че нным или на оборот не за ме тным, же ла ние  де ла ть всё оче нь хорошо или не  стараться вовсе . Риску профе ссиона льного выгора ния подве рга ются и те , у кого ча сто возника ют мысли о том, ка к не спра ве дливы к ним окружа ющие : недооценивают их трудовые  за слуги. Ра звитию эмоциона льного выгора ния пе да гогов способствуе т постоянное  чувство уста лости, пода вле нности, не за щищённости, отсутствие  же ла ний, боязнь ошибок, стра х пе ре д не опре де лёнными ситуациями, стра х пока за ться не доста точно сове рше нным, не уве ре нность в собстве нных сила х.

Профе ссиона льное  выгора ние  не  являе тся че м-то не избе жным. Необходимо пре дпринима ть опре де лённые  ша ги по е го профила ктике , которые  могут пре дотвра тить, осла бить или исключить возникнове ние  выгора ния. Нужно приумножа ть и пробужда ть личностные  ре сурсы, помога ющие  преодолевать жизне нные  и ра бочие  стре ссы. Е сли сте пе нь риска  выгора ния велика , на ряду с приёма ми са мопомощи це ле сообра зно обра титься за  поддержкой к спе циа листа м-психолога м.

 

Список литературы:
1. Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии, 2015. №2 - С.96-103.
2. Водопьянова, Н. Е., Старченкова, Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб.: Питер, 2018. С.88.
3. Воробьева М. А. Психолого-педагогические условия преодоления педагогом синдрома эмоционального выгорания: дисс. … канд. педагогических наук. - Екатеринбург: Самарский государственный университет, 2018. - 23 с.
4. Оре л В.Е . Фе номе н «выгора ния» в за рубе жной психологии: эмпириче ские  иссле дова ния и пе рспе ктивы. // Психологиче ский журна л. – 2015. – № 1. – С. 31 – 37
5. Чувашова, И. А. Взаимосвязь эмоционального выгорания и смысложизненных ориентаций в педагогической деятельности [Текст] / И. А. Чувашова // Категория «социального» в современной педагогике и психологии: материалы 2-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием: 2-3 апреля 2014 г. в 2 частях / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. Часть 2. – Ульяновск: SIMJET, 2014. – С. 489-495.
6. Усманова, М. Н., Бафаев, М. М., Остонов, Ш. Ш. Симптомы эмоционального выгорания современного педагога [Текст] / М.Н. Усманова, М.М. Бафаев, Ш.Ш. Остонов // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. – 2014. - №10. – 23-32.
7. Maslach С. // Professional bumout: Recent developments in the theory and research. Washington: D. C: Taylor & Trancis,2016. P. 19–32.