Статья:

Анализ ценностных ориентаций участников образования сельской малокомплектной школы

Конференция: XL Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Тарабукина Т.К. Анализ ценностных ориентаций участников образования сельской малокомплектной школы // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/5(40).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Анализ ценностных ориентаций участников образования сельской малокомплектной школы

Тарабукина Туйара Константиновна
cтудент Северо-Восточный университет им. М.К. Аммосова, РФ, г. Якутск
Антонова Венера Николаевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Северо-Восточный Федеральный университет, РФ, г. Якутск

 

По материалам ФГОС «Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий: самоопределение - профессиональное, личностное, жизненное самоопределение; смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется; нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей».

Перемены, которые происходят в современном мире, глубоко затронули духовную жизнь общества. Происходит сложный противоречивый процесс переоценки и переосмысления социальных ценностей. В наиболее затруднительном положении оказалось молодое поколение, растущее в ситуации, когда старые, десятилетиями неоспоримые ценности были отвергнуты, а новые, к которым, общество стремится прийти, ещё не полностью определены. Ценностные ориентации - важнейшие элементы внутренней структуры личности, закреплённые жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначительного. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентации образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определённого типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим, мотивацию личности.

Тестирование ценностных ориентаций  по методике М. Рокича проводилось на базе МБОУ «Быраминская основная общеобразовательная школа имени Е.П.Шестакова-Эрчимэн» МР Мегино-Кангаласский улус». Школа является малокомплектным, образовательным учреждением основного общего образования, укомплектованное такими классами, в которых число учащихся меньше государственного норматива. [2, с. 67].

В эксперименте принимали участие учащиеся 9 классов, родители и учителя.

Цель данного тестирования  в изучении и обосновании педагогических условий эффективного формирования ценностных представлений школьников в том, что его содержание и научно-методические рекомендации могут быть использованы в работе педагогов в современных условиях; в подготовке и проведении внеурочных мероприятий, направленных на формировании социально значимых духовных и личностных качеств. Ценности являются одной из важнейших проблем, исследуемых науками о человеке: философией, психологией, педагогикой, социологией, др. Ценности, занимая центральное положение в индивидуальной системе убеждений, являются руководящими принципами жизни, определяют то, как нужно себя вести и какому состоянию или образу жизни стоит соответствовать и стремиться.

 

Рисунок 1. Ранговые значения терминальных ценностей

 

По методике М. Рокича для исследования системы ценностных ориентаций учащихся, родителей и учителей нами были получены следующие результаты.

Из диаграммы 1 видно в первой группе – группе учащихся – обнаружилась выраженная направленность на ценности  личной жизни. На первом месте испытуемые максимальное значение предают физическому и психическому здоровью; интересная работа, материальная обеспеченность занимают равные ранги, что указывает на присутствие в личных перспективах целей профессиональной самореализации; счастливая семейная жизнь  по значимости стоит на третьем месте; наличие хороших и верных друзей важно для 50% опрошенных. Жизненную мудрость определили к значимым ценностям 50%, что, скорее всего, свидетельствует о принятие на себя определенного уровня ответственности и зрелость суждений, здравый смысл. Таким образом, в иерархии ценностных ориентаций учащихся  условно можно выделить несколько содержательных блоков ценностей, образующих последовательность: ценности личной жизни; ценности профессиональной самореализации; ценности самоактуализации. Ведущий ранги среди этих блоков принадлежит ценностям личной жизни. К малозначимым ценностям испытуемые отнесли познание и счастье других, может говорить о неразвитости альтруистических тенденций. Также незначимыми ценностными ориентациями являются красота природы и искусства, познание и творчество.

Для второй группы, группы родителей, среди терминальных ценностей, являются ценности личной жизни и индивидуальные ценности: здоровье, что характерно для 100 % опрошенных; счастливая семейная  жизнь, уверенность в себе, наличие интересной работы. Наименее значимой оказалась продуктивная жизнь. Это говорит о том, что родители не удовлетворены  реализацией своих возможностей, сил и способностей для самореализации.

В третьей группе, группе учителей, среди терминальных ценностей, ведущим является также как и у всех испытуемых физическое и психическое здоровье. А также предпочтение отдают таким ценностям, как счастливая семейная жизнь, любовь, интересная работа. 60% испытуемых предпочитает материально обеспеченную жизнь, что отражает стремление к возможно более высокому уровню материального благосостояния; такие люди часто бывают убеждены в том, что материальный достаток является главным условием жизненного благополучия. Возможно, это объясняется невысокой оплатой труда или отсутствием самостоятельного дохода. Такие ценности, как красота природы и искусства, познание, общественное признание, а также развлечение, занимают в иерархии последние места.

При проведении тестирования инструментальных ценностей внесли изменения, чтобы узнать отношение испытуемых к родной речи. Заменили аккуратность и чистоплотность на отношение к родной речи. При анализе групповых иерархий  исследуемых групп, были обнаружены определенные сходства и различия (рис.2). Ведущие ранги в иерархии инструментальных ценностей испытуемых принадлежат ценностям непосредственно - эмоционального мироощущения и межличностного общения. К числу предпочитаемых ценностей (широта знаний, высокая общая культура); воспитанность и честность  (хорошие манеры); ответственность (чувство долга, умение держать слово); завершает блок предпочитаемых ценностей такая ценность, как твердая воля.

 

Рисунок 2. Ранговые значения инструментальных ценностей

 

Список литературы:
1. Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998 – с. 48.
2. Неустроев Н. Д. Специфика деятельности малокомплектных и кочевых школ в  условиях Севера: учебное пособие для студентов ВУЗ по курсу «Педагогика» - Якутск: Изд-во Якутского университета, 2009. – 248 с