Статья:

Отечественный опыт формирования готовности к профессиональному самоопределению

Конференция: XXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Зубанова П.И. Отечественный опыт формирования готовности к профессиональному самоопределению // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(32). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/9(32).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Отечественный опыт формирования готовности к профессиональному самоопределению

Зубанова Полина Ивановна
магистрант, Шуйский филиал, Ивановский государственный университет, РФ, г. Шуя

 

В отечественном опыте отображается вопрос формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению, который необходимо изучить и проанализировать для дальнейшей работы над данным вопросом.

Развитие профессионального самоопределения в стране в разных временных периодах показывает степень влияния различных факторов, которые отображались в отечественном опыте формирования готовности к профессиональному самоопределению.

В нашей стране в 1897 году появилось первое учреждение «по приисканию» работы, но официальный статус такие учреждения получили во время Первой мировой войны. Раздел популярного в то время «Кающегося энциклопедиста», вышедшего в 1900 году, посвятили профессиональному выбору, в котором выделяли четыре типичные варианта выбора:

  1. выбор по расчету;
  2. выбор по призванию;
  3. случайный, необдуманный выбор;
  4. согласно семейным традициям [3, с.429].

В «Студенческом альманахе» и «Адрес-календаре» в дореволюционное время печатались сведения о профессиональных учебных.

В Санкт-Петербурге до публичного открытия профориентационных учреждений профессором Н. Киреевым оказывалась поддержка молодым людям в определении со специализацией учебного заведения и факультета, И.А. Рыбников и М.А. Рыбникова использовали эту идею после в гимназии.

В дореволюционное время в России создали социально-экономическую базу для развития страны, определяли демократические свободы, но по-прежнему в вопросе гражданских, социальных, политических свобод существовали серьезные трудности. Профессионального выбора в стране не было из-за ограничительных мер в свободе, но социальные, экономические, психологические, педагогические, духовные условия для этого имели свою актуальность.

В идеологии марксизма в Советское время главный проблемный вопрос был о труде и трудовой подготовке, а в будущем и профориентации. При Центральном институте труда была создана лаборатория, в которой занимались вопросами профориентации. Н.К. Крупская занималась проблемами, возникающими в процессе профориентации молодежи. В 1922 г. в Наркомате РСФСР рассмотрели вопрос о формировании отдела по профессиональному выбору для подросткового возраста.

В 1928-1929 гг. в нескольких городах России организуют заведение (Бюро) по Профконсультации. В этот же период активно обучают профконсультантов. Педологи в школах занимаются вопросами, связанными с профотбором.

В период НЭПа идет активное развитие профессиональной ориентации, но в период с 1936 г. по 1937 г. из-за Постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» и отмены обучения труду и профориентационной работе в школе возросла проблематика свободы выбора.

В конце 50-х гг. начале 60-х гг. были разработаны диссертации по вопросам профориентации в школе, создана группа профориентации в НИИ теории и истории педагогики АПН СССР, открыта лаборатория профориентации в НИИ психологии в Киеве, организован Научно-исследовательский институт трудового обучения и профориентации при Академии педагогических наук СССР - НИИ ТО и ПО АПН СССР. С середины 50-х гг. (хрущевская «оттепель») в стране происходит возрождение профориентации.

С середины 60-х гг. до середины 80-х гг. (в годы брежневского правления) стали уделять меньше внимания профориентации, но ее не запрещали. В эти годы были популярны призывы: «…на комсомольскую стройку!», «… на завод!», «всем классом на ферму!», которые на первое место ставили не ценности личности, а ценности государственного хозяйства и обороноспособности страны. Таким образом в этот период ограничивалась свобода и профориентация подошла к стадии деградации [2, с.56].

В период горбачевской «перестройки»:

-  подготовлены профконсультанты на базе Госкомтруда;

-  введен курс «Основы производства. Выбор профессии» в школах;

- организовано более 60-ти региональных Центров профессиональной ориентации молодежи (ЦПОМ), а в районах - пункты профконсультации - ПКП.

В августе 1991 года вместе с начавшейся «революцией с лицом Ростраповича» наступило время «преобразований в демократии». В этот период произошли следующие события:

- из школы профориентация фактически перенеслась в службы занятости после выхода в 1991 г. «Закона о занятости населения»;

- школьная профориентация была почти дезорганизована из – за того что, Минобразования РФ от профессиональной ориентации почти отказался, а в Минтруде РФ и в службах занятости населения, которые были в подчинении «работа с молодежью» обозначалась как «дополнительная услуга»;

- резко уменьшилось финансирование школьного образования, а в особенности профориентации после выхода в 1992 г. «Закона об образовании РФ» [1, с.4].

Проанализировав отечественный опыт формирования готовности к профессиональному самоопределению в разные исторические периоды, можно сделать вывод, что в 30-е гг. существовал запрет на профориентацию с помощью политических мер, в 70-80-е гг. – бюрократических, а сейчас (в эпоху «расцвета демократии») – экономических. Периоды расцвета профессионального самоопределения зависели от уровня настоящей свободы выбора для подавляющей части населения общества. Из этого следует, что профориентация должна планироваться и основываться на этом обстоятельстве.

Сегодня проблема формирования готовности к профессиональному самоопределению остается одной из главных проблем в психологии и педагогике, для решения которой исходя из отечественного опыта, современным психологам и педагогам, нужно учитывать многие факторы.

 

Список литературы:
1. О развитии профессионального самоопределения в России (статья). Школьный психолог №24, М., 2000 - 4 с.
2. Психологическое сопровождение выбора профессии: Научно-метод. пособие / Под ред. д-ра психолог. наук Л. М. Митиной - Москва: Моск. психолого-соц. ин-т: Флинта, 1998. - 179 с.
3. Ражова, Н. А. История развития профессионального образования в России/ Н. А. Ражова. -: // Молодой ученый. - 2019. - № 25 (263). - с. 429-431.