ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ, И ИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
Конференция: LXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Психология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
LXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ, И ИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), сталкивается с рядом сложностей и сопутствующих проблем, которые требуют особого внимания и поддержки. Родители, берущие на себя ответственность за развитие и благополучие своего ребенка с ОВЗ, часто испытывают эмоциональное и психологическое напряжение, связанное с организацией и обеспечением качественного ухода, адаптацией к особенностям ребенка и социальной интеграцией [2, стр. 53].
В семьях с детьми с ОВЗ происходят существенные изменения на различных уровнях развития семейной системы: психологическом, соматическом и социальном. [1, с. 31,33,35]. Данные особенности выражаются в постоянных переживаниях относительно ребенка, нестабильных эмоциональных состояниях родителей, психосоматических заболеваниях матери и/или других членов семьи, ограничении социальных контактов и в целом нарушении взаимопонимания как внутри семьи, так и во взаимодействии со средой. Именно поэтому родителям детей с ОВЗ важно оказывать своевременную психолого-педагогическую помощь.
Наше исследование направлено на изучение семей, воспитывающих детей с ОВЗ, и их потребностей. Работа проводилась в группе кратковременного пребывания ГБУ ГППЦ ДОНМ посредством анкетирования родителей. В исследовании принимали участие 34 родителя детей с ОВЗ.
Анкета для родителей
Уважаемый родитель! Отметьте номера ответов, соответствующих Вашему мнению. Дополнить ответы можно в пунктах «другое».
1. Имя, возраст вашего ребенка на момент анкетирования
2. Структура семьи (полная, неполная)
3. Кто непосредственно занимается воспитанием и развитием ребенка?
4. Есть ли ещё дети в семье? (если да, то какой возраст)
5. Какие отношения складываются между детьми в семье? (положительные и доброжелательные; негативные, непонимание; нейтральные)
6. Какие особенности развития вы выделяете у своего ребенка? (особенности речевого, моторного, двигательного, социального развития)
7. Посещает ли дополнительно какие-нибудь кружки/секции? (если, то какие)
8. Какую психолого-педагогическую помощь Вы получаете как родитель?
9. Какой вид дополнительной психолого-педагогической помощи Вы считаете необходимым для Вас как для родителя? (лекция, семинар, психологическое консультирование, тренинг, детско-родительская группа и др.)
По результатам анкетирования были получены следующие результаты. Изучая структуру семьи, мы узнали, что 26 детей (76%) воспитываются в полной семье, оставшиеся 8 ребенка (24%) – в семье с одним родителем/законным представителем.
При этом о наличии у ребенка братьев и сестёр указывают 24 родителя (71%). Также было выявлено 10 многодетных семей (29%), где детей 3 и более.
Рассматривая вопрос воспитания ребенка 16 респондентов (47%), указали, что ребенком занимается только один родитель – преимущественно мама. 16 респондентов (47%) заявили об участии обоих родителей в воспитании ребенка. 2 респондента указал равнозначное участие бабушек и дедушек совместно с родителями в воспитании ребенка.
При анализе разделов анкеты, касающихся линий развития, выявлены следующие данные: 24 респондента (71%) заявляют об особенностях развития своего ребенка в той или иной сфере.
12 родителей (35%) отмечают задержку моторного развития/последствия задержки, выражающиеся в общей неловкости при ходьбе, трудностях функциональных возможностей кистей и пальцев рук.
20 родителей (59%) выражают свое опасение за речевое развитие ребенка, т.к. речь либо в принципе не понятна, либо понятна только близким.
18 родителей (53%) сообщают о трудностях социального развития, выражающихся в проблемах взаимодействия со сверстниками (дети либо ни с кем не взаимодействуют либо провоцируют драки) и сложностях самообслуживания. 8 родителей (23%) отмечают отсутствие/недостаточный интерес к игрушкам, предметам, деятельности.
10 родителей (29%) считают, что их дети развиваются по нормативам, в соответствии с возрастом.
Важно отметить, что помимо занятий в группе кратковременного пребывания дополнительно водить на кружки и секции посчитали необходимым 12 (35%) родителей, остальные 22 (65%) решили, что взаимодействия со специалистами ГППЦ достаточно для полноценного развития ребенка.
В качестве получаемой психолого-педагогической помощи родители выделили психологические консультации, которые проводят педагоги-психологи Центра и родительские гостиные, направленные на получение необходимых знаний, умений и навыков при воспитании ребенка с ОВЗ.
При выборе дополнительной психолого-педагогической помощи 4 родителя (11%) посчитали необходимым посещение лекций для лучшего понимания особенностей своего ребенка , 2 родителя (6%) заинтересовались дополнительным семинарами по вопросам воспитания детей с ОВЗ, 7 родителей (21%) отметили важность проведения тренинга-практикума и тренинга по вопросам самопомощи, 23 человека (68%) заявили об отсутствии необходимости в дополнительной психолого-педагогической помощи.
Таким образом несмотря на общую удовлетворенность родителей образовательным процессом и высокое качество получаемой психолого-педагогической помощи для детей и их родителей, важно обращать внимание на запросы на проведение семинаров, лекций, тренингов на интересующие родителей темы для повышения уровня психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ.