Статья:

Влияние современных мультфильмов на поведение ребенка

Конференция: IX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Веровская Е.А., Хакимова Л.Б. Влияние современных мультфильмов на поведение ребенка // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(9). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/9(9).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Влияние современных мультфильмов на поведение ребенка

Веровская Елизавета Александровна
студент, СГПИ, Россия г. Ставрополь
Хакимова Лариса Беслановна
студент, СГПИ, Россия г. Ставрополь
Долганина Вера Васильевна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, СГПИ, Россия , г. Ставрополь

 

Аннотация. В статье рассмотрен вопрос о роли современных мультфильмов  на поведение ребенка. Представлены две позиции. С одной стороны, современные мультфильмы формируют эталоны плохого и хорошего поведения, ребенок учится воспринимать отличать добро и зло. С другой стороны, в современных мультфильмах отсутствуют нормы морали, которая влияет на поведение ребенка.

Abstract. The article discusses the role of modern cartoons on the behavior of a child. There are two positions. On the one hand, modern cartoons form the standards of bad and good behavior, the child learns to perceive the difference between good and evil. On the other hand, in modern cartoons there are no norms of morality that affect the behavior of the child.

 

Ключевые слова:  поведение ребенка, мультфильмы,  развитие ребенка, воспитание.

Keywords: child's behavior, cartoons, child's development, upbringing.

 

Детство это самое лучшее время в жизни каждого человека.  На сегодняшний день детство детей не возможно представить без различных  мультипликационных сюжетов. Даже самый гиперактивный  ребенок может долго просидеть за просмотром  мультика, который ему интересен.

Сегодня не вызывает сомнений тот факт, что телевидение — это эффективный канал управления человеком. По прогнозам ученых, деструктивные манипуляции личностью средствами массовой информации, наряду с национальными конфликтами, экологическими катастрофами и демографическими бедствиями, могут превратиться в проблему начала третьего тысячелетия. Современные технологии, новейшие приемы манипулирования сознанием наибольшую опасность представляют для маленьких телезрителей.

С самого маленького возраста детей привлекают яркие двигающиеся картинки. Мультипликации по сюжету очень просты и легко доступны для понимания детей любого возраста.  Мультипликационные персонажи учат малышей  взаимодействию с окружающим миром,  а именно добру и злу, хорошему и плохому поведению. Ребенок начинает представлять себя на месте главных героев, таким образом, бороться со своими страхами, трудностями, переживаниями. Мультфильмы выполняют воспитательные, развивающие, обучающие функции. Полезными мультфильмами считаются интерактивные мультфильмы, которые позволяют ребенку подумать и ответить на поставленные вопросы. Таким образом, мультфильм — это эффективное средство воспитания ребёнка.

Исследованиями в области влияние мультфильмов на поведение ребенка занимались такие исследователи, как В. И. Абраменкова, А. Л. Богатырёва, Н. П. Гришеева, О. А. Воронина, О. В. Козачёк, М. И. Медведева.

Козачек О.В. рассматривала в своих трудах особенности влияния зарубежных мультфильмов на психику и поведение ребенка, так как дети преимущественно предпочитают зарубежные работы. По её словам чрезмерное увлечение зарубежными мультфильмами пагубно сказывается на психике ребенка, а соответственно и на его поведение. У ребенка начинает проявляться агрессия, тревожность, грубость. Отечественные мультфильмы , по мнению Козачек О.В., воспитывают доброту, дружелюбие, взаимопомощь. Ребенок не способен еще  различить, где положительный герой, а где отрицательный, соответственно малыш выбирает ту манеру поведения, которая по его усмотрению считается правильной.

Существуют различные точки зрения о рассмотрении характера влияния мультфильмов на развитие детей. Так, заведующий отделом клинической психологии Научного центра психического здоровья Российской академии медицинских наук С.Н. Ениколопов считает, что мультфильмы могут оказать негативное воздействие на детей только в том случае, если ребёнок идентифицирует себя с героями. Агрессивное поведение ребенка может быть причиной подражания главным героям. Сцены  насилия не редки в мультфильмах, где стоит знак «16+». Разумные родители не разрешат смотреть ребенку картинки где все  дерутся, наносят вред друг другу, и показывают предметы смерти (орудия убийств или кровь).

Одной из первых причин, почему мультфильмы влияют на поведение детей это не полная сформированность психики малыша. Очень яркие цвета, громкие и резкие звуки давят на психику ребенка. Поэтому рекомендуется не использовать для просмотра мультики такого типа перед сном. Подобный тип мультфильмов может вызвать у ребенка расстройство сна, которое сопровождается перевозбуждением.   Кроме всего прочего, яркий свет и громкий звук негативно сказываются на анализаторных системах ребенка. Для успокоения ребенка перед сном рекомендуются просмотр таких мультфильмов, которые успокаивают психику ребенка, добрые, желательно с присутствием животных. Сюжетные мультипликационные фильмы, не должны вызывать переживания, возбуждать его психику, быть громкими, а так же очень длинными, например:  «Маугли», «Маша и медведь», «Карлосон». Рекомендуется для просмотра перед сном таких мультиков, как: «Умка», «Котенок по имени Гав».

Зарубежные популярные мультфильмы, как «Человек паук», «Супермен» транслируют в своем сюжете реальный мир, в котором происходит борьба за власть, а так же зло охватывает мир. Весь этот негатив пытается уничтожить небольшая группа людей, либо один человек. Американские фильмы зачастую создают такие мультфильмы, где можно встретить ненормативную лексику, непристойные выражения, следствием которого становится девиантное поведение детей. У ребенка закрепляется указанная в мультфильме манера поведения, которую он воспроизводит в реальной жизни.

Правильные  мультфильмы могут стать хорошими помощниками родителей в воспитании. У некоторых персонажей малыши перенимают манеры поведения, их умение взаимодействовать с окружающим миром. Некоторые же учат доброте, искренности, покладистости и  сопереживанию. И, пожалуй, самое главное: герои мультфильмов учат не сдаваться, бороться время и после просмотра мультфильма можно выделить  несколько факторов поведения ребёнка:

 повторение жестов и движений персонажей.

 эмоциональное восприятие действий героев (дети реагировали на смех, улыбку, слёзы, т.е. типичные действия, наблюдаемые в течение жизни),

 по окончанию мультфильма, многие дети продолжали повторять фразы

– надсмешки над персонажами.

Результаты экспериментов различных исследователей показали, что настроение детей напрямую зависит от эмоционального фона просматриваемого мультфильма. Например, в мультфильме «ФУНТИК» большое количество положительных эмоций, такие как: радость, восторг, удовольствие и настроение ребят значительно улучшается. Мультфильм «Том и Джерри» содержал в себе отрицательные эмоции: огорчение, грусть, печаль, насилие. Это влияет на снижение общего эмоционального фона детей. Таким образом, увиденное на экране оказывает существенное влияние на эмоциональные состояния ребенка

Корешкова М. Н., Королева М. В., Кузовлева О. провели анализ различных современных мультипликаций, которые так активно смотрят дети разного возраста. Один из наиболее популярных  мультсериалов это «Маша и медведь». С одной стороны мультик добрый, смешной, с другой стороны в сюжете имеется непослушный, капризный ребенок, который манипулирует большим медведем. В свою очередь большой медведь старается выполнить все её желания. Помимо главных героев в мультфильме присутствуют и другие животные, которых Маша просто мучает, а они от неё прячутся. В связи с этим мультфильм прививает такие качества, как безжалостность, капризность. Дети, которые часто начинают смотреть этот мультик начинают вести себя так же как главная героиня мультфильма, а именно: баловаться, кричать, устраивать родителям истерики, мучать домашних животных. У ребенка формируются такие качества, как капризность, слабохарактерность, упрямство, эгоистичность. Также мы увидели, что многие дети копируют не только поведение Маши, но и её речь, в которой присутствует приказной тон и совсем нет вежливых слов.

Один из популярных  мультфильмов это «Смешарики», который является познавательным и обучающим мультиком. Здесь не встречается агрессивность, жестокость героев, а проявляется такая манера поведения, как дружелюбие, взаимоуважение, взаимопомощь. Иногда Нюша бывает капризной, но за капризность она наказывается.  Данный мультсериал развивает мышление, воображение, учит уважительному общению.

Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблемам развития личности ребенка под влиянием СМИ, а также современных мультипликационных фильмов, можно сделать вывод о том, что роль современной мультипликации в воспитании ребенка является неоднозначной. Выяснили, что детям нравится смотреть мультфильмы, но не все что нравится – для нас полезно. Образы, которые получает ребенок через мультфильмы,  воздействуют на детскую психику. Правильно подобранные мультфильмы способствуют развитию логического мышления, правилам поведения в обществе, проявлять уважительное и толерантное отношения к окружающим. Победа добра над злом развивает не только воображение, но и развивает творческие способности детей.  

 

Список литературы:
1. Абраменкова В. И. Дети и телевизионный экран / В. И. Абраменкова, А. Л. Богатырева // Воспитание школьников. – 2006. – № 6. – С. 28–31.
2. Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – СПб. ; М., 2001. – 320 с. 6. Короткий, В. И. Основы семейной психопедагогики : курс лекций / В. И. Короткий. – Архангельск : Март, 2003. – 178 с.
3. Воронина О. А. Влияние современных мультфильмов на психику ребенка / О. А. Воронина, Н. И. Медведева. – URL: www.rae.ru/forum 2012/271/1559.
4. Гришаева Н. П. Социально-психологические аспекты влияния телевидения на дошкольников / Н. П. Гришаева // Начальная школа плюс до и после. – 2001. – № 8. – С. 75–76. 
5. Козачёк О. В. Мультфильмы: их влияние на психику ребенка / О. В. Козачёк // Здоровье и экология. – 2007. – № 4. – С. 64–73. 
6. Корешкова М. Н., Королева М. В., Кузовлева О. А. Влияние современных мультфильмов на культуру поведения дошкольников // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 179-182