Статья:

Современные зарубежные концепции в исследовании проблемы одаренности

Конференция: LXXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Бондаренко А.В. Современные зарубежные концепции в исследовании проблемы одаренности // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 14(83). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/14(83).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Современные зарубежные концепции в исследовании проблемы одаренности

Бондаренко Анна Викторовна
магистрант Воронежского государственного педагогического университета, РФ, г. Воронеж

 

Изучением проблемы одаренности начиная с конца XIX века и по настоящее время, занимались как отечественные исследователи Ю.Д. Бабаева, В.Н. Дружинин, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков, Д.В. Ушаков и другие, так представители западных и европейских стран Г. Гарднер, П. Гилфорд, Дж.  Рензулли, Ф. Монкс, Э.П. Торренс, Э.Д.Боно, Дж.Фримен; К.Клюге, Т.Мейснер, Т.Трост, К.К. Урбан и другие.

Проблема одаренности обрела свою актуальность с двухтысячных годов. В связи с этим, возник особый исследовательский интерес и у научного сообщества, и у педагогов-практиков.

Зарубежные исследователи предлагают 4 подхода к изучению проблемы одаренности:

  • с позиции точки зрения академической успеваемости;
  • с позиции предиктора достижений – ретроспективно и/или проспективно анализируются личность и предпосылки возникновения способностей;
  • с позиции асинхронии развития, то есть развитие эмоциональной, коммуникативной, познавательной, интеллектуальной и психической сфер может происходить разными темпами, например у одаренных детей могут раньше проявляются рефлексивные, эстетические и другие способности;
  • с позиции потенциала развития.

Одной из известнейших моделей исследования одаренности является триадная круговая модель Дж. Рензулли [4], в которой он рассматривает одаренность  как системный эффект от взаимодействия трех компонентов: мотивация или высокая увлеченность в выполнении поставленной задачи, высокая креативность и общие специфические способности, выше среднего. Автор подчеркивает, что ни одна из этих характеристик в отдельности не оказывает влияние на развитие одаренности, а только их взаимосодействие влечет к ее созданию.

Ранзуллли обращает внимание на то, что интеллектуальные способности, превышающие средний уровень, обладают стабильным набором параметров, а остальные группы изменчивы.

Позднее, при участии профессора Ф. Монкса [2], данная модель трансформировалась в мультифакторную.

Были включены факторы окружающей среды, влияющие на развитие того или иного элемента одаренности: семья, школа и сверстники.

Также, произошло уточнение группы «общие и специфические способности», на «исключительные способности». Данная модель универсальна, она характеризует одаренность на общем теоретическом уровне и позволяет объяснять частные проявления в специальной одаренности.

К. Хеллер [5] разработал Мюнхенскую многофакторную модель, позволяющую изучать проблему одаренности с позиции потенциала развития, состоящую из трех компонентов: когнитивного, мотивационного и социального. Далее, указанные компоненты дифференцируются в интеллект, творчество, социальную компетентность, художественные и психомоторные возможности и в последствии, трансформируются в достижения конкретного человека в определенной специфической сфере: спорт, языки, наука, искусство, техника, абстрактное мышление, математика, общественные отношения. Диагностические возможности и наработки модели К. Хеллера применяется в научных работах и в решение проблем прикладного характера. Этот  подход успешно применялся в создании программ развития одаренности и оценки эффективности реализации образовательных программ.

Многомерная Австралийская дифференциальная модель одаренности была разработана Ф. Ганье [2].

Автор в своей концепции выделяет  интеллектуальные, креативные, социальные, аффективные, сенсомоторные и другие виды способностей, а также различные области приложения таланта (искусство, спорт, экономика, воспитание и др.).

По сути, предлагая рассматривать одаренность через призму врожденных способностей. На определенном этапе развития происходит трансформация способностей в таланты через фактор шанса.

Известный исследователь одаренности А. Танненбаум [5] в своей пятифакторной модели рассматривал одаренность как потенциальную возможность стать в дальнейшем «воплотителем» или «продуктором» идей в таких областях деятельности, которые обогащают жизнь человечества.

А. Танненбаум обращает внимание, что само по себе наличие выдающихся способностей не может гарантировать реализацию личности в творческой деятельности. Для этого необходимо взаимодействие следующих пяти факторов развития одаренности:

  • фактор «g» или общие интеллектуальные способности;
  • специальные способности в конкретной области;
  • специальные характеристики неинтеллектуального характера (личностные, волевые), которые необходимы для реализации специальных способностей в конкретной области деятельности (к числу таких характеристик относят преданность делу, эмоциональную стабильность, способность к преодолению преград и др);
  • стимулирующее окружение, способствующее развитию этих способностей (семья, школа и др.);
  • случайные факторы, счастливое стечение обстоятельств или удача («оказаться в нужном месте в нужный момент»).

В концепции Х. Гарнера [1] интеллект рассматривается в широком понимании, как «потенциал, наличие которого позволяет индивидууму использовать формы мышления, адекватные конкретным типам контекста»   и включает исследовательскую, адаптирующую и креативную функции. Автор модели считает, что существует как минимум 6 различных видов интеллекта, не зависящих один от другого и действующих в мозге как самостоятельные системы (или модули), каждый по своим правилам. К ним относятся:

  • лингвистический;
  • логико-математический;
  • пространственный;
  • музыкальный;
  • телесно-кинестетический и
  • личностный модули.

Таким образом, интеллект многофакторен и сочетает в себе проблему одаренности и склонности.

В данной статье кратко рассмотрены современные ключевые западно-европейские концепции изучения проблемы одаренности.

Одаренность понимается как динамическая характеристика, многомерное образование, включающее не только интеллектуальные способности, но и специфические -   творческие, лидерские и другие способности, потенциал развития, а также развитие одаренности зависит от факторов окружающей среды.

 

Список литературы:
1. Гарнер Х. Структура множественного интеллекта. Москва: ООО «И.Д. Вильямс» 2007. 512 с
2. Мякишева Н.М. Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников. Москва: МГПУ, 2011. 159 с.
3. Психология одаренности: от теории к практике / под ред. Д. В. Ушакова [и др.], Москва: Пер Сэ, 2000. 96 с.
4. Рензулли Дж. С. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н.С. Лейтеса. Москва: Издательский центр «Академия», 1996. 416 с.
5. Хеллер  К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков Основные современные концепции творчества и одаренности / под ред.  Д.Б. Богоявленской, Москва: Молодая Гвардия, 1997.  С 243-250.