Статья:

ВЫСОКИЕ УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ НАГРУЗКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

Конференция: LXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Хабирова А.З. ВЫСОКИЕ УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ НАГРУЗКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(73). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/3(73).pdf (дата обращения: 28.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЫСОКИЕ УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ НАГРУЗКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

Хабирова Алия Закариевна
студент, Елабужский институт, Казанский (Приволжский) федеральный университет, РФ, г. Елабуга
Льдокова Галия Михайловна
научный руководитель, доцент кафедры психологии, канд. психол. наук, Елабужский институт, Казанский (Приволжский) федеральный университет, РФ, г. Елабуга

 

Как физическое, так и психологическое здоровье обучающихся школ в современном обществе характеризуется стабильными негативными тенденциями, увеличением числа психофизиологических заболеваний и функциональных расстройств, которые могут возникать во время обучения в школе. Поскольку подростки проводят большую часть времени в школе, ухудшение их здоровья в значительной степени связано с интенсификацией учебного процесса, перегрузками и переутомлением.

На сегодняшний день одной из основных причин учебно-информационных перегрузок обучающихся подросткового возраста также является внедрение новых педагогических технологий, основанных на передовых программах обучения и нацеленных на постоянное увеличение объема информации, а также введение дополнительных занятий по основным дисциплинам в рамках школьного обучения.

Учебно-информационные нагрузки в старших классах значительно превышают установленные санитарно-гигиенические нормы, что оказывает негативное воздействие на психофизиологическое здоровье подрастающего поколения, а также способно приводить к несоблюдению или же нарушению здорового образа жизни старших подростков: значительно уменьшается количество времени, проведенного на свежем воздухе, уменьшается продолжительность сна и ухудшается питание.

Отечественные ученые не единожды обсуждали проблему высоких учебно-информационных нагрузок в школах, выходящих за пределы возможностей обучающихся, которые могут приводить не только к переутомлению, но и к снижению качества жизни и ухудшению здоровья.

В исследовании А.М. Матусевича и Л.П. Макаровой было подробно описано негативное воздействие несбалансированных компонентов образовательной среды на здоровье подростков в возрасте от 15 до 17 лет. Эти компоненты включают в себя авторитарный стиль преподавания, недостаточную квалификацию педагогов по вопросам физиологии и здоровья подростков, несоблюдение норм физиологии и гигиены при организации учебного процесса, а также недостаточное или отсутствующее физическое воспитание. Именно поэтому на сегодняшний день необходимо изучать психоэмоциональное состояние школьников.

Особое внимание следует обратить, прежде всего, на психоэмоциональное состояние и нагрузки  обучающихся 9 и 11-х классов, так как многие из них находятся в затруднительном положении из-за приближающихся сроков сдачи ОГЭ, ЕГЭ, скорого окончания школы и выбора дальнейшего жизненного пути.

Положительные результаты ОГЭ, ЕГЭ открывают для выпускников девятых и одиннадцатых классов возможности для дальнейшего образования и профессионального роста, а неудовлетворительные результаты могут серьезно ограничить выбор профессии в будущем.

Обучающимся необходимо помнить, что ОГЭ и ЕГЭ являются лишь одними из множества преград на пути к успешному будущему. Они должны попытаться сконцентрироваться на своих возможностях и развиваться как личности, а не только стремиться к получению хороших результатов на экзаменах.

Таким образом, проблема высоких учебно-информационных нагрузок и их влияние на психоэмоциональное состояние обучающихся подросткового возраста стала ключевой в образовательных учреждениях, требующей проведения как теоретических, так и практических исследований для множества специалистов: по психофизиологии, педагогике, психологии и медицине.

 

Список литературы:
1. Аршинская Е.Л. Как снизить перегрузки учащихся? / Е.Л. Аршинская // Народное обра¬зование. – 2017. – № 6-7 (1463). – С. 89-95.
2. Матусевич А.М. Психолого-педагогические факторы, негативно влияющие на состояние здоровья школьников / А.М. Матусевич, Л.П. Макарова // Молодой ученый. – 2015. – № 6.4 (86.4). – С. 98-100.
3. Семенкова Т.Н. Факторы «Риска», влияющие на здоровье обучающихся в процессе обучения / Т.Н. Семенкова, Н.Э. Касаткина, Э.М. Казин // СибСкрипт. – 2011. – № 2. – С. 98-106.
4. Синдром высоких учебных нагрузок у детей школьного и подросткового возраста / Каркашадзе Г.А., Намазова-Баранова Л.С., Захарова И.Н. [и др.] // ПФ. – 2017. – № 1. – С. 7-23.
5. Синельников И.Ю. Состояние здоровья российских школьников: факторы влияния, риски, перспективы / И.Ю. Синельников // Наука и школа. – 2016. – № 3. – С. 155-164.