ВЫСОКИЕ УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ НАГРУЗКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ
Конференция: LXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Психология
LXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
ВЫСОКИЕ УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ НАГРУЗКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ
Как физическое, так и психологическое здоровье обучающихся школ в современном обществе характеризуется стабильными негативными тенденциями, увеличением числа психофизиологических заболеваний и функциональных расстройств, которые могут возникать во время обучения в школе. Поскольку подростки проводят большую часть времени в школе, ухудшение их здоровья в значительной степени связано с интенсификацией учебного процесса, перегрузками и переутомлением.
На сегодняшний день одной из основных причин учебно-информационных перегрузок обучающихся подросткового возраста также является внедрение новых педагогических технологий, основанных на передовых программах обучения и нацеленных на постоянное увеличение объема информации, а также введение дополнительных занятий по основным дисциплинам в рамках школьного обучения.
Учебно-информационные нагрузки в старших классах значительно превышают установленные санитарно-гигиенические нормы, что оказывает негативное воздействие на психофизиологическое здоровье подрастающего поколения, а также способно приводить к несоблюдению или же нарушению здорового образа жизни старших подростков: значительно уменьшается количество времени, проведенного на свежем воздухе, уменьшается продолжительность сна и ухудшается питание.
Отечественные ученые не единожды обсуждали проблему высоких учебно-информационных нагрузок в школах, выходящих за пределы возможностей обучающихся, которые могут приводить не только к переутомлению, но и к снижению качества жизни и ухудшению здоровья.
В исследовании А.М. Матусевича и Л.П. Макаровой было подробно описано негативное воздействие несбалансированных компонентов образовательной среды на здоровье подростков в возрасте от 15 до 17 лет. Эти компоненты включают в себя авторитарный стиль преподавания, недостаточную квалификацию педагогов по вопросам физиологии и здоровья подростков, несоблюдение норм физиологии и гигиены при организации учебного процесса, а также недостаточное или отсутствующее физическое воспитание. Именно поэтому на сегодняшний день необходимо изучать психоэмоциональное состояние школьников.
Особое внимание следует обратить, прежде всего, на психоэмоциональное состояние и нагрузки обучающихся 9 и 11-х классов, так как многие из них находятся в затруднительном положении из-за приближающихся сроков сдачи ОГЭ, ЕГЭ, скорого окончания школы и выбора дальнейшего жизненного пути.
Положительные результаты ОГЭ, ЕГЭ открывают для выпускников девятых и одиннадцатых классов возможности для дальнейшего образования и профессионального роста, а неудовлетворительные результаты могут серьезно ограничить выбор профессии в будущем.
Обучающимся необходимо помнить, что ОГЭ и ЕГЭ являются лишь одними из множества преград на пути к успешному будущему. Они должны попытаться сконцентрироваться на своих возможностях и развиваться как личности, а не только стремиться к получению хороших результатов на экзаменах.
Таким образом, проблема высоких учебно-информационных нагрузок и их влияние на психоэмоциональное состояние обучающихся подросткового возраста стала ключевой в образовательных учреждениях, требующей проведения как теоретических, так и практических исследований для множества специалистов: по психофизиологии, педагогике, психологии и медицине.